ФОТО: ASHISH VAISHNAV/GLOBALLOOKPRESS

Состоявшийся в Дели Совет глав МИД «Большой двадцатки» безуспешно пытался найти консенсус по целому ряду вопросов, вызывающих глубокую озабоченность у бедных стран в условиях углубляющегося конфликта между Востоком и Западом, который вылился в войну на Украине. Общий итоговый документ согласовать не удалось. Встреча в Дели показала абсолютный развал нынешней архитектуры международных отношений из-за игнорирования Западом объективных аргументов России и других стран.

Не встретились? Значит, не судьба

Состоявшийся сегодня в Дели Совет глав МИД (СМИД) «Большой двадцатки» (G20) обещал быть дипломатическим мероприятием с заранее утверждённой повесткой и выступлениями министров. Но с самого начала всё пошло кувырком. Забегая вперёд, скажем, что по итогам дискуссии никакого совместного заявления согласовать не удалось, как сказал глава МИД России Сергей Лавров, «из-за споров вокруг ситуации на Украине». Страны Запада игнорировали аргументы России, теракт на «Северных потоках» и другие наши доводы.

А перед этим, в самом начале совещания, случился казус. Само совещание глав МИД «двадцатки» отошло на второй план из-за якобы незапланированной и не объявленной встречи Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена. Все СМИ, успевшие запустить эту новость в информационное пространство, ссылались на французское агентство AFP. Но всё оказалось банальной уткой. То ли кто-то неправильно понял AFP, то ли AFP в собственном ажиотаже, что присуще «информационщикам», попыталось выдать присутствие Лаврова и Блинкена в одном зале за новость, будто они «впервые встретились после начала русской спецоперации» на Украине.

Ранее замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что персональная встреча Лаврова и Блинкена не планируется. Никакого подтверждения такой встречи со стороны нашего МИД не было. С другой стороны, как сообщило американское агентство Associated Press, хотя все участники министерского совещания в рамках G20 «находились в одной комнате, не было никаких признаков того, что Блинкен сядет за стол со своими русскими или китайским коллегами».

Перед встречей Блинкен сказал, что не планирует встречаться с ними индивидуально, но ожидает увидеть их на общем заседании,

– отмечает АР. Отдельные двусторонние встречи у Блинкена, согласно его официальному графику, были запланированы в четверг только руководством Индии, министрами иностранных дел Бразилии, Индонезии, Нидерландов, Мексики, Нигерии и Южной Африки.

Хотя, надо признать, утка о «личной встрече» Лаврова и Блинкена добавила остроты в общий ход работы Совета глав МИД «Большой двадцатки». Впрочем, и без этого там было о чём говорить.

О чём разговор?

Сразу надо отделить то, с чем приехали в Дели главы МИД тех стран, которых ранее принято называть «третьим миром», и тех, кого принято называть коллективным Западом. Начнём с последнего. Если привести к общему знаменателю все пассажи западных СМИ, то получится, что высокопоставленные дипломаты из крупнейших промышленно развитых и развивающихся стран мира приехали в Дели вести «споры из-за войны России на Украине и из-за шагов Китая по усилению своего глобального влияния».

То есть коллективный Запад, будучи полностью аморфным и движимый только эгоистической энергией США, использовал эту международную площадку исключительно для борьбы со своими экзистенциальными, как считают в Вашингтоне, врагами – Россией и Китаем. Вот характерный пассаж из сообщения АР, который красноречиво говорит о том, чем США занимаются на международной арене:

Как и на большинстве международных мероприятий прошлого года, раскол по поводу войны в Украине и её влияния на глобальную энергетическую и продовольственную безопасность затмит все остальные слушания.

Послание американцам

С другой стороны – «развивающиеся страны», интересы которых в данном случае выразил премьер-министр Индии Нарендра Моди в обращении к участникам заседания.

Вполне естественно, что на ваши дискуссии влияет геополитическая напряжённость. У всех нас есть свои позиции и свои взгляды на то, как следует урегулировать эту напряжённость. Однако как ведущие экономики мира мы также несём ответственность перед теми, кого нет в этом зале. Мир ожидает, что G20 облегчит проблемы роста, развития, экономической устойчивости, противодействия стихийным бедствиям, финансовой стабильности, транснациональной преступности, коррупции, терроризма, а также продовольственной и энергетической безопасности,

– сказал Моди. Он отметил, что «мы не должны допускать, чтобы проблемы, которые мы не можем решить вместе, мешали решению тех проблем, которые мы можем решить».

Де-факто словами Нарендры Моди «третий мир» говорит участникам глобального противостояния: вы можете конфликтовать сколько хотите, но ваш конфликт не должен мешать решению таких глобальных проблем, как, в частности, продовольственная и энергетическая безопасность. Можно было бы упрекнуть Моди в излишней дипломатичности. По сути, его послание адресовано прежде всего Соединённым Штатам и ведомому ими коллективному Западу, которые провоцируют и энергетическую нестабильность, и дефицит продовольствия на мировом рынке, главным образом в развивающихся странах.

Санкционная политика Запада против русских энергоносителей вызвала турбулентность на всем мировом энергетическом рынке, которую богатые страны Запада, используя своё политическое и финансовое превосходство, преодолевают легче, чем бедные государства. А требования Запада открыть свободный доступ украинской сельхозпродукции на внешний рынок «для предотвращения голода в развивающихся странах» обернулись тем, что львиная доля украинского зерна оказалась не в бедных странах Африки и Азии, а в пока ещё богатой и сытой Европе. В сложившихся условиях Россия не раз выражала готовность безвозмездно экспортировать своё зерно нуждающимся странам.

Что будет в сентябре?

Традиционно встреча глав МИД G-20 предваряет саммит «Большой двадцатки». Он намечен на сентябрь этого года. Являясь широкой международной площадкой, которая объединяет страны, имеющие разный экономический потенциал и разные политические векторы, саммит G-20 рассматривается Россией как возможность, по словам Сергея Лаврова, хотя бы частично нивелировать риски, создаваемые для экономической стабильности эгоистичной политикой Запада.

Будем и далее вносить весомый вклад в обеспечение экономической стабильности. Открыты к равноправному диалогу в «двадцатке». Рассчитываем, что Делийский саммит в сентябре этого года позволит хотя бы частично нивелировать риски, создаваемые эгоистичной политикой Запада,

– сообщил наш министр в ходе заседания «двадцатки».

Между тем, учитывая безрезультативный исход нынешней встречи, неясно, будет ли «двадцатка» готова подписать хоть какую-то общую итоговую декларацию в сентябре. Раскол между Востоком и Западам имеет пока только одну тенденцию – углубляться. И что будет в сентябре – неизвестно.

На прошлой неделе Индия, как председательствующая в «двадцатке», опубликовала официальное сообщение по завершении состоявшейся в Дели встречи министров финансов G20 о том, что Россия и Китай возражают против проекта совместного коммюнике, в котором сохранены навязанные Западом формулировки о войне на Украине, взятые «под копирку» из декларации прошлогоднего саммита G20 на Бали. Те же неприемлемые формулировки из декларации на Бали Запад попытался пропихнуть и в итоговый совместный документ совещания глав МИД «двадцатки» в Дели. Россия решила не подписывать такую бумагу. Китай – с нами.

Встреча на полях

Точно можно говорить о том, что Россия и Китай не позволят дать себя сломать. Это подтвердила состоявшаяся на полях совещания в Дели встреча С. Лаврова с министром иностранных дел КНР Цинь Ганом. Как сообщил наш МИД, стороны провели «обстоятельный и доверительный обмен мнениями по ключевым аспектам деятельности «Группы двадцати» и взаимодействию двух стран в данном формате». Подчёркнута важность укрепления тесной внешнеполитической координации Москвы и Пекина на различных международных площадках, включая ООН, ШОС, БРИКС, АТЭС и другие форматы.

Сергей Лавров и Цинь Ган также обсудили текущую ситуацию вокруг Украины, включая позицию МИД КНР по политическому урегулированию украинского кризиса, рассмотрели ряд актуальных международных тем. Констатирована «высокая степень близости и совпадение позиций по всем обсуждавшимся вопросам». Выражено «единодушное неприятие попыток вмешательства во внутренние дела других стран, навязывания односторонних подходов путём шантажа и угроз, противодействия демократизации международных отношений».

Что с того?

Совещание в Дели не позволяет сделать оптимистические прогнозы о перспективах отношений между Россией и США. Раскол усиливается. Единственным условием международной разрядки, как ни парадоксально, является безоговорочная победа России на Украине и лишение Соединённых Штатов их титула мирового гегемона. Именно это снимет всякую обеспокоенность «третьего мира» по поводу своей энергетической и продовольственной безопасности. Да и вообще всему миру вздохнётся легче.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ