Пограничный конфликт между Белоруссией и Польшей, вспыхнувший после попытки государственного переворота в нашей стране (2020-й год, протесты против итогов президентских выборов в Беларуси, руководимые из Польши) набирает обороты.

9 февраля 2023 года министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Каминьский сообщил белорусской стороне о том, что с 10 февраля 2022 года польский пункт пропуска «Бобровники» закрывается на неопределённое время. Это решение стало реакцией польской стороны на вынесенный 8 февраля приговор активисту Союза поляков Андрей Пачобуту, осуждённому на 8 лет лишения свободы в колонии усиленного режима за антигосударственную деятельность и призывы, направленные на нарушение национальной, религиозной и другой социальной розни.

С 21 февраля польская сторона и вовсе закрыла последний пограничный переход для грузового транспорта в Кукурыках, мотивировав это тем, что белорусская сторона якобы не идёт на сотрудничество. На самом деле, Беларусь неоднократно заявляла, что полностью готова к диалогу с Польшей. Однако Польше этот диалог не нужен.

Стоит отметить, что Беларусь никогда не пыталась вмешиваться в судебные процессы на польской территории, даже если они касались преступлений её граждан. Таким образом, Польша в одностороннем порядке вторгается во внутренние дела нашего государства, пытаясь поставить их под свой контроль.

В настоящий момент поездки на автотранспорте являются единственной возможностью для взаимодействия граждан Беларуси со странами Евросоюза. Железнодорожный транспорт перестал функционировать ещё в период пандемии, а небо для нас было закрыто после известного инцидента с вынужденной посадкой Boeing– 737 в минском аэропорту.

Европейские политики пытаются закрыть для белорусов и всякое наземное сообщение, используя для этого политические рычаги. Особенно много проблем создают польские власти, которые даже не пытаются скрывать, что граница – это элемент давления на Минск.

Сложность нынешней ситуации легко оценить, если учесть, что изначально на границе действовало шесть пограничных переходов между Беларусью и Польшей. Два из них («Словатыче – Домачево» и «Половцы – Песчатка») были закрыты по причине Covid-19 в 2020-м, а «Кузница Белостоцкая – Брузги» – осенью 2021 года, когда беженцы с Ближнего Востока и из Африки, спасающиеся от развязанных НАТО в их странах конфликтов, массово пытались перебраться в ЕС из Беларуси.

В настоящий момент грузовой транспорт вообще не может переехать через польско-белорусскую границу. Остается только пограничный переход для легковых автомобилей «Тересполь-Брест».

Проблема с теми самыми беженцами и сегодня сохраняется, так как бегущие от войны люди продолжают находиться в пограничной зоне, где изыскивают способы перебраться в Евросоюз. Как правило, эти попытки заканчиваются депортацией, однако в осенне-зимний период пограничники натыкаются и на мёртвые тела замёрзших беженцев недалеко от польской границы. Белоруссия – далеко не Африка, как и Польша.

Пограничный комитет Беларуси сообщает, что поляки до 21 февраля намеренно задерживали прохождение белорусских фур и легковых автомобилей, пропуская всего лишь 21 – 41 процент автомобилей от нормы. Очевидно, что подобные действия совершались с умыслом.

Момент закрытия пункта пропуска «Бобровники» на польско-белорусской границе

Кроме того, ещё с 2022 года работать со странами ЕС стало возможно лишь с помощью схем перецепа и перегруза. Это означает, что при пересечении государственной границы между Беларусью и Евросоюзом европейский перевозчик обязан передать товар белорусскому перевозчику, а на стороне ЕС уже белорусский или российский перевозчик передает свой товар представителю ЕС. Происходит либо перецепка полуприцепа, либо погрузка товара в транспортное средство противоположной стороны. Такая мутная процедура стала опять же была инициирована ЕС еще в апреле 2022 года.

Закрытие перехода в Бобровниках немедленно отразилось на логистике, вызвав скопление фур на литовском направлении перед пунктами пропуска «Мядининкай – Каменный Лог», «Шальчининкай –Бенякони» и «Райгардас – Привалка». После закрытия погранперехода «Кукурыки – Козловичи» все фуры будут окончательно вынуждены переместиться на литовскую и латышскую границы.

При этом сложности возникают у перевозчиков не только из Белоруссии, но и из Евросоюза – они становятся заложниками польской политики давления на нашу страну. Тем не менее, Варшаву данные обстоятельства совершенно не интересуют, она продолжает политику изоляции, создавая угрозу хаоса на границе.

Вероятность полного закрытия границы возникла в самом начале 2022 года, когда между Варшавой и Минском появились разногласия по поводу оценки СВО и якобы участия в ней Белоруссии. В настоящий момент ситуация складывается таким образом, что польская сторона шантажирует Минск полным закрытием границы, а её чиновники финансово и информационно покровительствуют сбежавшим за рубеж беломайданщикам.

Белоруссия, между тем, продолжает демонстрировать дружелюбие и готовность к диалогу. В отношении поляков по сей день действует безвизовый режим (был введён 1 июля 2022 года и продлён до настоящего момента), граждане Польши могут без утомительных процедур посетить нашу страну и навестить родственников. Кроме того, Минск никогда не пытался вмешиваться в политическую жизнь Варшавы.

Маловероятно, что проблема будет решена в ближайшем будущем. ЕС вводит новый пакет санкций против России и Беларуси. Как водится, поляки и прибалты добавят в него что-нибудь своё.

Вынужденные простои на границе и угроза полного её закрытия в направлении ЕС заставляют Россию и Беларусь думать о поиске новых торговых партнёров и альтернативных товаров, способных заместить европейскую продукцию. На 2023 год 23,9% объёма товарного экспорта Беларуси приходилось на Европейский союз. И этот объём постоянно уменьшается, а Минск ищет новых экономических партнеров в Турции, Иране, Индии, Китае и других странах вне ЕС. Аналогично дела обстоят и в России, которая не только увеличивает товароооборот с названными выше странами, но и готовится к значительному уменьшению поставок энергоресурсов в ЕС, предпочитая более стабильные рынки в Китае и Индии. Экономически закрытие границ убыточно и для ЕС и с коммерческой точки зрения совершенно нецелесообразно. Многие европейские фирмы десятилетиями взаимодействовали с Белоруссией, у них здесь отлажены связи и рынки сбыта. Но не заметно, чтобы польское правительство пыталось выяснять их мнение по поводу происходящего. Причина проста: Варшава проводит проамериканскую, но не проевропейскую политику, а одна из целей США – значительное ослабление ЕС.

Так что дело не только в Белоруссии, где чиновники ЕС (тоже большей частью проамериканские) ждут – не дождутся смены власти по украинскому сценарию и противостояния с Россией по примеру Украины. Дело и в том, что Варшава играет за Вашингтон, но не за Германию, Францию и другие страны ЕС. И не за поляков тоже, поэтому никто и не спросит местный бизнес, который работал с Белоруссией, как по нему ударит пограничный конфликт, градус которого повышает Польша.

К сожалению, Белоруссии выпало соседствовать со странами ЕС, которые действуют на развал Евросоюза и, в ущерб своим народам, продвигают в Европе интересы англосаксов. Ну, а южный сосед – Украина – вообще превращён НАТО в военный полигон, со стороны которого подогревается идея военного переворота в Минске с участием ВСУ. Ждать от таких соседей благоразумия и стремления к снижению напряжённости в регионе бессмысленно.

Виктор ПАШКЕВИЧ