Геополитический кризис в Восточной Европе продолжает оказывать самое серьёзное влияние на ситуацию в Белоруссии. Помимо продолжающегося военного конфликта на Украине, который сам по себе создает опасность национальной безопасности республики, перед Минском всё отчетливее вырисовывается угроза со стороны беглой оппозиции, которая ищет любую возможность, чтобы вернуться в страну, организовав в ней государственный переворот. Последние месяцы показали, что противники Александра Лукашенко, избежавшие тюремного срока, окончательно встали на путь экстремизма и готовы идти на любые союзы, которые помогут им достигнуть своих (и чужих) целей. В ряду таких «поплечников» белорусской оппозиции все чаще стала мелькать Украина, власти которой не оставляют надежд на создание новых очагов напряжённости в регионе.

О контактах белорусской оппозиции с украинскими националистами и представителями официального Киева известно давно, однако до недавнего времени власти Украины не уделяли большого внимания тем, кто называет себя «представителями народа Белоруссии», находясь за её пределами. Ситуация стала постепенно меняться после начала российской специальной военной операции (СВО), а толчком для активизации отношений между сторонами стало принятие противниками Лукашенко экстремистской концепции по захвату власти в республике. Причём контакты усилились не по линии политико-идеологического взаимодействия, чего очень хотели бы в офисе экс-кандидата в президенты Белоруссии Светланы Тихановской, нуждающегося в международной легитимации своих действий, а в военной сфере. Киевские власти начали активно содействовать созданию на Украине боевых подразделений из белорусов, среди которых самыми известными стали добровольческий отряд «Пагоня» и так называемый полк имени Кастуся Калиновского (в Белоруссии признан экстремистским формированием). В конце декабря 2022 года в видеообращении на YouTube трое белорусских боевиков, которые давно принимают участие в военных действиях на Донбассе, Игорь «Янки» Янков, Андрей «Бессмертный» Трацевский и Родион «Гена» Батулин заявили, что ими создано еще одно подразделение «Белорусский добровольческий корпус», целью которого является «деоккупация Украины и Белоруссии». При этом их лозунг – «Белоруссия прежде всего!» – прекрасно демонстрирует всю суть так называемого белорусского добровольческого движения на Украине, исповедующего неонацистские идеи.

Вместе с тем, все военные подразделения белорусской оппозиции на протяжении последних месяцев неоднократно демонстрировали нежелание действовать совместными усилиями, что в ряде случаев выливалось в открытую конфронтацию. Масла в огонь подливал и тот факт, что украинские власти всегда уделяли внимание только полку Калиновского, представители которого сегодня мнят себя реальной военно-политической силой, способной свергнуть режим Александра Лукашенко. Именно поэтому «калиновцы» не стремятся к тесному сотрудничеству ни с другими «добровольческими» подразделениями, ни с так называемым Объединённым переходным кабинетом белорусской оппозиции, а самостоятельно налаживают связи на Украине, где с ними активно взаимодействуют местные депутаты и региональные власти. По всей видимости, это и стало одной из причин того, что в окружении Тихановской было принято решение изменить свою тактику на украинском направлении, сделав ставку не на «калиновцев», а на иные белорусские подразделения, которыми можно было бы управлять. Занялся реализацией этого плана Валерий Сахащик, который был одним из создателей отряда «Пагоня», а сегодня занимается силовым направлением в «правительстве» Тихановской.

Сам Сахащик – персонаж довольно неоднозначный. В прошлом он был подполковником и командиром 38-й десантно-штурмовой бригады в Бресте, а в 2020 году поддержал протесты, после чего бежал из страны и влился в работу с Тихановской. Он неоднократно обращался к белорусским военным с призывом перейти на сторону противников Лукашенко, а после начала СВО – не принимать в ней участия. В августе бывший подполковник был назначен Тихановской «министром обороны» и, как он сам заявил, приступил к созданию «альтернативной белорусской армии». Примечательно то, что именно Сахащик стал одним из тех, кто активно продвигает идею о необходимости военного переворота в Белоруссии при содействии боевых групп, которые действуют на Украине или создаются в странах ЕС. Поэтому не случайно 9 декабря в отношении него, Тихановской и ещё более 200 лиц белорусским Следственным комитетом были возбуждены и соединены в одном производстве уголовные дела за создание экстремистского формирования либо участие в таковом.

Активность Сахащика резко возросла в эти месяцы, выйдя на совершенно новый уровень, в том числе в области сотрудничества с официальным Киевом. В частности, в конце сентября он сообщил, что в Польше создается некое «Посполитое Рушение» (ПР) – якобы для «объединения белорусов вокруг цели защиты независимости Белоруссии». Официально ПР не является военной организацией, а призвано «способствовать физическому и интеллектуальному развитию граждан и возрождению белорусских воинских традиций». При этом в «Посполитое Рушение» будут входить некие «хоругви», которые уже созданы в Вильнюсе, Вроцлаве, Белостоке и Варшаве. Не удивительно, что подобное заявление вызвало резкую реакцию в Минске, где назвали ПР и входящие в него структурные подразделения экстремистским формированием, которое действует совместно с «BYPOL», мобилизационным планом «Перамога» и «Объединённым переходным кабинетом» (все признаны экстремистскими) с целью «организации посягательства на территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя и общественную безопасность Белоруссии».

В начале декабря на очередной пресс-конференции в Варшаве Сахащик заявил, что теперь воинская часть из белорусских добровольцев будет создана и на украинской территории и будет обеспечена артиллерией и разведкой. Её главными задачами была названа «защита Украины» и переманивание на сторону оппозиции и Киева белорусских военных, которые примут участие в СВО, если таковое случится. Кроме того, в конце года Сахащик рассказал, что помимо создания ПР и военных подразделений он установил «конструктивное сотрудничество с руководством ВСУ» и подготовил «санкционные предложения, направленные против сотрудничества с ВПК России и Белоруссии».

Подобные заявления представителя белорусской оппозиции можно было бы проигнорировать, так как в большинстве случаев за ними не стоит никакой практической деятельности. Однако в январе Сахащик опубликовал в своих социальных сетях снимок с главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным с короткой подписью: «План готов». Несмотря на то, что сам оппозиционер отметил, что хотел бы пока воздержаться от комментариев на эту тему, из источников, близких к нему стало известно, что это не первая его подобная встреча, на которой он «договорился о современном подходе к ведению боевых действий».

Конечно, можно считать, что заявления Сахащика и его фотографии с Залужным являются лишь попыткой повысить своё влияние и авторитет внутри кабинета Тихановской, однако рост заинтересованности Киева в налаживании военных контактов с противниками Лукашенко говорит о серьёзности ситуации. Особенно, если учитывать, что в украинской столице все чаще стали звучать голоса, требующие эскалации напряжённости в отношениях с Белоруссией. Например, помимо идей об ударах по белорусской инфраструктуре, в начале января прозвучало весьма неадекватное заявление экс-главы пресс-службы Генштаба ВСУ Владислава Селезнева. По его словам, «Белоруссия – враг, и она должна быть уничтожена как враг». «Соответственно, будут повреждены все важнейшие элементы обороны и боеготовности Белоруссии», – заявил он, добавив, что украинская армия должна открыть второй фронт на северном направлении, атаковав белорусскую армию, чтобы «уничтожить это государство».

На фоне подобных речей усилившиеся контакты Киева и беглой белорусской оппозиции свидетельствуют о том, что опасность агрессии со стороны стран НАТО и Украины для Белоруссии становится всё более осязаемой. Это в очередной раз подтвердили события 26 февраля, когда сначала белорусские оппозиционные СМИ, а затем и украинская сторона сообщили о некой диверсии на военном аэродроме в Мачулищах под Минском. При этом на Украине стали намекать, что это была атака беспилотников на подобие той, что произошла в декабре прошлого года на аэродром стратегической авиации в Энгельсе. В свою очередь, белорусские оппозиционные структуры поспешили взять ответственность на себя, заявив, что некие «партизаны, участники плана «Перамога»», утром 26 февраля провели диверсию с помощью дрона, сбросив два взрывных устройства на российский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, который стоял на взлётно-посадочной полосе. Официально данная информация не была подтверждена ни в Белоруссии, ни в России, однако для беглых и их «коллег» в Киеве это оказалось совершенно не важно. Более того, используя раздутую ими самими шумиху, руководитель   экстремистского формирования BYPOL Александр Азаров поспешил заявить, что произошедшее есть демонстрация единства белорусской оппозиции и киевского режима, дескать, «Россия – наш общий враг, с которым мы боремся вместе с украинцами».

В конечном счёте, события, связанные с действиями украинских властей и противников Лукашенко, указывают на то, что Киев встал на путь постепенного обострения ситуации на белорусском направлении, используя для этого беглых оппозиционеров и прочих радикалов. В свою очередь, не имеющая реальных возможностей для военного переворота, белорусская оппозиция ищет любую помощь для осуществления своих целей, предоставить которую на Западе не спешат. В этой связи единственным реальным «союзником» для тех, кто питает надежды на силовой захват власти в Белоруссии, в настоящее время может быть только Украина, напичканная оружием и наполненная множеством головорезов со всего мира. К чему приведет такой симбиоз? Но стоит помнить, что в Минске вряд ли будут спокойно смотреть на происходящее.

Игорь СМОЛИЧ