ФОТО: PANORAMIC/GLOBALLООKPRES

Итоги состоявшейся в Брюсселе под эгидой ЕС встречи президента Сербии и «премьера» самопровозглашённого Косово по вопросу о «нормализации отношений» можно трактовать как проигрыш Белграда и сдачу им своих позиций. Дипломатия ЕС заявляет, что лидеры Сербии и Косово «договорились» о предложенном Западом мирном соглашении. Однако стороны никакого документа так и не подписали. Весь вопрос в том, как скоро Запад дожмёт Белград, чтобы тот так или иначе признал Косово.

Каждый видит, как хочет

С виду весьма странными, на первый взгляд, кажутся итоги состоявшегося в Брюсселе «саммита» Сербия–Косово при посредничестве главы европейской дипломатии Жозепа Борреля. Президент Сербии Александр Вучич и «премьер» самопровозглашённого Косово Альбин Курти, вопреки ожиданиям бюрократов из ЕС, никакого соглашения не подписали, что говорит о жёстком противостоянии Сербии, с одной стороны, и Косово совместно с ЕС – с другой.

По итогам переговоров Боррель представил дело так, что Сербия и Косово были единодушны относительно текста подготовленного Евросоюзом и поддержанного Соединёнными Штатами  соглашения о «нормализации отношений». Он заявил, что

президент Вучич и премьер-министр Курти договорились сегодня, что европейское соглашение о пути нормализации между Косово и Сербией не нуждается в дальнейшем обсуждении.

Мол, стороны по тексту соглашения не имеют возражений. Ожидается, что они должны снова встретиться 18 марта, вероятно, для окончательного подписания документа.

В чём задача Запада

Задачей коллективного Запада является принуждение Сербии тем или иным способом к признанию Косово, которое в одностороннем порядке провозгласило независимость в 2008 году и было признано Соединёнными Штатами и абсолютным большинством их союзников.

В разработанном Францией и Германией от имени ЕС проекте соглашения есть один принципиальный пункт, вокруг которого уже сломано немало копий. Он подразумевает, что Сербия не будет против членства самопровозглашённого Косово в международных организациях, в том числе в ООН.

Стороны исходят из того, что ни одна из двух не может представлять другую сторону на международной арене или выступать от её лица. Сербия не будет выступать против членства Косово в какой-либо международной организации,

– говорится в 4-й статье проекта соглашения. Де-факто это и является признанием Косово со стороны Белграда, поскольку после подписания Белградом такого документа Косово получает прямую дорогу в ООН, членом которой может стать только суверенное государство, чья территориальная целостность и государственность не оспариваются.

Для понимания сути вопроса надо ознакомиться также с 1-й и 2-й статьями документа. «Стороны будут развивать нормальные, добрососедские отношения друг с другом на основе равных прав. Обе стороны будут обоюдно признавать их документы и национальные символы, включая паспорта, дипломы, номерные знаки и таможенные печати», – гласит 1-я статья.

Обе стороны будут руководствоваться целями и принципами, изложенными в Уставе Организации Объединённых Наций, особенно принципами суверенного равенства всех государств, уважения их независимости, автономии и территориальной целостности, права на самоопределение, защиты прав человека и недискриминации,

– говорится во 2-й статье. Очевидно лукавство со стороны ЕС и США. Да, в документе нет формального признания Сербией независимости Косово. Но сама суть приведённых выше фрагментов соглашения и есть де-факто требуемое от Белграда признание.

Нет сомнения, что после подписания Сербией навязываемого ей Евросоюзом и США соглашения вступление Косово в ООН станет вопросом считаных месяцев. И резолюция Совета Безопасности ООН № 1244 от 1999 г., которая признаёт Косово неотъемлемой частью Сербии, таким образом будет дезавуирована самим Белградом.

Почему такое давление

Возникает вопрос: почему ЕС и США так давят на Сербию, требуя признания Косово – исторического сербского края, который является колыбелью его нации и Сербской православной церкви? Дело в том, что, признав Косово, Сербия фактически узаконит совершённое коллективным Западом в конце 90-х беззаконие по расчленению страны и отрыва от неё Косово. Это совершаемая руками официального Белграда легитимация войн, спровоцированных Западом на территории бывшей Югославии, и их результатов.

Кроме того, признание Косово является главным и непременным условием, которое выдвигают Европа и США Сербии для её членства в ЕС. Однако эта политическая комбинация состоит не только из обмена независимости Косово на вступление Белграда в ЕС. Став членом Евросоюза, Сербия автоматически будет оторвана от России, а Москва, соответственно, потеряет своего главного союзника на Балканах. И все последующие разговоры о том, что Россия получит «своего союзника» в составе ЕС, будут лишь нелепой отговоркой. Следующим этапом «вестернизации» Сербии станет её принуждение к введению санкций против России и втягивание в НАТО.

США и ЕС уготовили для Сербии тот же самый путь, по которому насильно была проведена Черногория. Эту небольшую республику сначала оторвали от Сербии путём весьма сомнительного референдума, а затем без всякого всенародного референдума, вопреки воле народа сделали членом НАТО и врагом России, хотя исторически народ Черногории всегда испытывал братские чувства к русским.

При этом надо понимать и то, что после подписания соглашения между Белградом и Приштиной Косово моментально, без проволочек примут в НАТО, тем более что соответствующую заявку от Косово на вступление в НАТО уже приняли. Североатлантический альянс избавится от формальных препятствий на пути ко втягиванию в себя косовских албанцев.

Позиция Вучича

Александр Вучич уже давно предлагает признать Косово, поскольку это, по его словам, «объективная реальность». Однако подавляющее большинство сербов крайне негативно воспринимают эту идею. Любой политик в Сербии, который публично признает независимость Косово, автоматически поставит на себе крест. Именно поэтому президент страны до сих пор формально не признал независимость Косово. И именно поэтому, идя навстречу официальному Белграду, Евросоюз изыскивает лукавые и казуистические формулировки для соглашения о «нормализации отношений» между Сербией и Косово, которые сербская власть могла для внутренней аудитории трактовать как «удержание национальных позиций», а для ЕС и США служило бы достаточным, фактическим признанием Белградом независимости края.

И, похоже, всё именно к этому и идёт, если Боррель говорит, что «дальнейшие обсуждения» соглашения между лидерами Косово и Сербии больше не требуются. Остаётся только догадываться, какие именно детали должны ещё обсудить Вучич и Курти на новой встрече.

Требуется дополнительная работа, чтобы то, что было принято сегодня сторонами, было реализовано. Важно договориться, но ещё важнее реализовать то, что было согласовано,

– сказал глава европейской дипломатии.

Что будет в Сербии и вокруг неё

Нельзя исключать, что пауза в переговорах была сделана именно по просьбе Вучича, которого на родине ожидает крайне негативная реакция населения. Эта пауза напоминает некий спектакль, преследующий целью как-то приучить общественное мнение страны к мысли о том, что путь признания Косово предопределён. Поскольку никакой бумаги по итогам встречи стороны не подписали, это дало возможность Курти сказать, что «Вучич не был готов к переговорам». А Вучичу – что «Курти не был готов вести диалог». Таким образом, президент Сербии имеет все основания заявить, что он «ничего не сдал».

Но в конечном счёте эта пауза – передышка для президента Сербии, который сейчас получит шанс убедить сограждан, что нет иного пути, кроме как согласиться на вступление Косово в ООН, «но не признавать независимость Косово». Местная оппозиция уже сейчас высмеивает Вучича, предсказывая, что он представит результаты переговоров в Брюсселе как «дипломатическую победу» Белграда. Некоторые лидеры оппозиции, с которыми говорил Царьград, считают, что Вучич совершил государственный переворот, поскольку, признав де-факто Косово, он нарушил конституцию страны. В основном законе Сербии записано, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

Сербия живёт в ожидании окончательной развязки «мирных переговоров» с Косово, которые, как ожидается, всё же закончатся формальным подписанием соглашения между сторонами. Сербская оппозиция называет президента «предателем» и постоянно выражает готовность вывести людей на улицы в случае «сдачи Косово». Власти, со своей стороны, предпринимают активные меры по купированию оппозиционных проявлений в стране. Несколько дней назад в Сербии были арестованы более десятка человек, которые принимали участие в массовой демонстрации протеста против признания Косово.

Подавляющее большинство сербов рассматривает своё противостояние с косовскими албанцами как продолжение вооружённой борьбы России с коллективным Западом, ведущейся на территории Украины. Но в противовес этому на улицах сербской столицы городские власти оплачивают демонстрацию огромных билбордов в поддержку Украины. Это вызывает крайнее раздражение у простых сербов и добавляет масла в огонь их неприятию позиции властей в отношении Косово.

Чего ждать?

Сегодня никто не может с уверенностью сказать, во что выльется предстоящее формальное подписание Вучичем соглашения с Косово. Есть опасность, что Сербия взорвётся массовыми антипрезидентскими протестами. Кроме того, волнений следует ожидать и в Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины (БиГ). Лидер сербов в БиГ Милорад Додик неоднократно заявлял, что если Косово будет окончательно отделено от Сербии, то и сербы в БиГ получат моральное право отделиться от остальной части «искусственного государственного образования», в котором они сейчас находятся, и присоединиться к «Матери-Сербии».

А это, в свою очередь, грозит уже новой большой балканской войной, в которой сербы будут в одиночестве и в абсолютно враждебном окружении. Практически все сербские политики, настроенные патриотически, в один голос заявляют, что без поддержки России Сербия и сербы погибнут в условиях жесточайшего давления со стороны США и Европы и при «предательской власти в Белграде».

При этом США рассматривают Косово как разменную карту, которую можно пустить в ход в случае крайне негативного для них развития событий на Украине. США постоянно провоцируют вооружённый конфликт между косоварами и сербами, используя напряжённость в этом районе Балкан как инструмент давления на Россию. Расчёт делается на то, что Москва будет вынуждена вмешаться в конфликт ради спасения единоверных сербов, которые открыто поддерживают русских в их борьбе с Западом на Украине.

Думается, что Россия обязана вмешаться в «мирный диалог» между Белградом и Приштиной. По крайней мере мы обязаны сказать, что не оставим православную Сербию, несмотря ни на какие сатанинские камлания вокруг неё, творимые Вашингтоном и Брюсселем.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ