В Европе благодаря усиленной работе американских пропагандистов так называемые «свободные» европейские средства массовой информации с самого начала спецоперации на Украине распространяют нарративы о том, что «агрессивная Россия напала на Украину, пытаясь присоединить эту территорию». Но сегодня некоторые европейские медиа пытаются исследовать мнение своих граждан по поводу европейской политики по отношению к Украине.

Изабелл Хоффманн и Кэтрин Э. де Врис опубликовали результаты исследований так называемой «тревожности» состояния европейских граждан по поводу военных действий в Украине. В частности, верят ли они в причину военного конфликта и в способность стран ЕС оказывать влияние на него? Также к вопросам о войне в Украине были добавлены два вопроса о санкциях против России и о том, кто несет ответственность за войну. Опрос был проведен в декабре 2022 года, в ходе которого были опрошены почти 13 300 граждан ЕС. Таким образом, общественное мнение граждан Евросоюза было получено с учётом национальной специфики респондентов в Бельгии, Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Польше и Испании.

В первой части опроса европейцев попросили согласиться или не согласиться со следующими утверждениями:

Украина победит в этой войне.

Нападение России на Украину — это нападение на всю Европу.

Украинцы тоже защищают нашу свободу и процветание, а не только свою страну.

Украинцы подверглись нападению и должны защищаться. Таким образом, только украинцы могут решать, когда воевать, а когда договариваться.

Также европейских граждан спросили о санкциях и о том, кто, по их мнению, несет ответственность за войну. Вопросы звучали так:

Предполагается, что экономические и финансовые санкции против России должны поддержать Украину в ее военных действиях. Считаете ли вы эти санкции: Эффективными? Неэффективно? Я не знаю.

Кто несет основную ответственность за войну в Украине? Россия? Украина? НАТО? США? Я не знаю.

Как можно убедиться из представленных диаграмм, пока что большинство европейцев верят в победу Украины – 61% европейцев считают, что Украина выиграет эту войну. Правда, соотношение тех, кто согласен с этим утверждением, и тех, кто не согласен, в каждом государстве-члене ЕС колеблется. И если в Польше 81% поляков уверены в том, что Украина победит Россию, то лишь 51% итальянцев обладают такой уверенностью. Возможно, это оттого, что именно в Польше наибольший процент украинских беженцев? В большинстве европейских стран уверенность в победе Украины колеблется от 60% до 68% (Бельгия 60%, Испания 62%, Франция 65% и Нидерланды 68%). Более недоверчивыми являются Германия и Италия: только 55% немцев и 51% итальянцев выражают веру в победу Украины.

То есть, с одной стороны можно утверждать, что большинство европейцев верит в то, что украинцы победят, учитывая, конечно, тот факт, что европейские медиа усиленно внушают именно этот постулат. Но это большинство в математике, так как на самом деле от 40 до 50% населения в разных странах в этом сомневаются. То есть, как в философском вопросе о стакане, который наполовину полон или наполовину пуст.

Точно так же можно считать, что большинство европейцев расценивают нападение на Украину как нападение на всю Европу. Доля тех, кто согласен с этим утверждением в каждом государстве-члене, колеблется от 64% в Бельгии до 79% в Польше. В большинстве стран это утверждение поддерживают от 60% жителей (Бельгия 64%, Франция и Германия 65% и Италия 66%). Но голландцы, поляки и испанцы с гораздо большей вероятностью готовы верить, что нападение на Украину – это нападение на Европу (Нидерланды 70%, Испания 78% и Польша 79%).

Отсюда логичен ответ на вопрос: что же защищает Украина? Большинство европейцев считают, что украинцы борются за общие европейские ценности и интересы.

В общей сложности 62% европейцев согласны с тем, что украинцы борются за свободу и процветание Евросоюза. Однако не все так просто – доля тех, кто согласен с этим утверждением в каждом государстве-члене, колеблется от 59% в Германии и Италии до 72% в Польше. В большинстве стран поддержка этого утверждения находится в диапазоне от низкого до среднего 60% (Бельгия 61%, Франция 62% и Нидерланды 66%).

И снова Германия и Италия, где лишь половина населения верит в победу Украины, не готовы верить в то, что украинцы борются за них: только 59% в каждой поддерживают это утверждение. Напротив, Польша и Испания демонстрируют самую высокую степень веры того, что Украина защищает Европу: Испания – 71%, а Польша – 72%.

Тем не менее, несмотря на то, что украинцы воюют за них, большинство европейцев считают, что решение о переговорах должны принимать именно украинцы. И не следует всяким там макронам или столтенбергам вмешиваться в этот процесс. Доля тех, кто согласен с этим утверждением в каждом государстве-члене ЕС, колеблется от 65% в Италии до 87% в Польше. В большинстве стран поддержка этого утверждения находится в диапазоне 70% (Германия 73%, Бельгия и Нидерланды 75% и Испания 77%). Франция и Польша демонстрируют самый высокий уровень поддержки: 81% французов и 87% поляков уверены в том, что президент Зеленский является самостоятельным политическим игроком. И только Италия в этом отношении выделяется – лишь 65% итальянцев согласны с тем, что Украина должна сама договариваться с Россией без вмешательства лидеров других стран.

Но вот в вопросе о санкциях против России европейцы очень сильно разделились. Видимо, шкурные вопросы серьезно повлияли на их политические пристрастия. Лишь около 40% европейцев считают санкции эффективными, 40% считают их неэффективными, а 20% ответили «не знаю».

Доля тех, кто верит в эффективность санкций, колеблется от 35% во Франции до 59% в Польше. Среди тех, кто считает санкции неэффективным инструментом, лидируют немцы с 48%. Такого же мнения придерживаются только 25% поляков. Но вот что интересно – исходя из ответов, получается, что многие европейцы в ЕС просто не знают, эффективны ли санкции против России. Меньше всего выражающих эту неуверенность проживает в Германии и Польше (16%), а наибольшая доля таких незнаек живёт во Франции (26%).

Но несмотря на то, что Украина защищает Европу и сама должна договариваться о прекращении войны, большинство европейцев считают, что Россия несет главную ответственность за войну. В общей сложности 66% европейцев считают, что Россия виновата в войне.

Но и здесь наблюдается раскол: около 13% европейцев не знают, кто виноват в том, что мирные Минские соглашения не соблюдались и начались военные действия, а 11% винят США. Мало того – 5% европейцев указывают на НАТО, как виновника конфликта, и еще 5% видят вину Украины.

Доля тех, кто считает, что Россия несет главную ответственность, колеблется в странах-членах ЕС от 54% в Италии до 88% в Польше. Зато те граждане, которые не знают, кого винить в том, что на территории Украины идут боевые действия, составляют вторую по величине группу в ЕС и в каждом государстве в отдельности (Италия 18%, Польша 6%). Но что интересно – несмотря на тотальную пропаганду в общей сложности почти 20% европейцев обвиняют США, НАТО или Украину, а не Россию.

Также данные опроса показывают, что по всей Европе многие граждане выражают серьезную обеспокоенность состоянием мира. Именно поэтому, как считают журналисты, они позволяют политическим предпринимателям с популистскими тенденциями получать поддержку под видом восстановления вещей, которые, как считается, были потеряны. Но эти политики- актеры порождают только разногласия. И то, что в европейских странах от 30 до 50% граждан уже не верят в их популистские заявления и предпочитают, чтобы Украина сама решала все вопросы по предотвращению конфликта, говорят о серьезном расколе среди европейцев. Причем, хорошо видно на примере Польши и Германии степень заинтересованности этих государств в конфликте на Украине. В то время как 81% поляков и только 55% опрошенных немцев верят в победу украинцев, именно Германия в наибольшей степени пострадала от этого конфликта. А Польша при любом раскладе выигрывает, например, получая определенные преференции от украинского правительства, или территориальные приобретения после распада Украины.

И хотя в европейских медиа пытаются представить в целом настроения европейцев, как стабильные, а также представить граждан Евросоюза солидарными с Украиной, на самом деле это далеко не так. И детальный разбор даже таких очень целенаправленных вопросов позволяет понять, что, как говорится, «все те так однозначно».

Никита Шмелев