— 1109 г. † Святитель Никита, епископ Новгородский

В молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». И встал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. ​После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.​ ​ ​ ​ Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. ​13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при Царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви Святого апостола Филиппа в Новгороде.

— 1341 г. Симеон Иванович Гордый стал Великим князем

Великим князем Московским стал Симеон Иванович Гордый. Правил до 27 апреля 1353 г.

 

— 1589 г. Посвящение на патриарший престол митрополита Иова

Торжественное посвящение на патриарший престол Владимирский, Московский и всея России на литургии в Успенском соборе митрополита Иова.​ ​Царь Федор Иоаннович собственною рукою возложил на него драгоценный крест с животворящим древом, бархатную зеленую мантию с источниками или полосами, жезл святого Петра, митрополита, и в приветственной речи велел именоваться главою епископов, отцем отцев, патриархом всех земель северных, по милости Божией и воле Царской.​ ​ ​

— 1611 г. Встреча митрополита Филарета с польским королем

Русское посольство во главе с митрополитом Ростовским Филаретом и боярином Василием Васильевичем Голицыным встретилось с польским королем Сигизмундом для переговоров о вступлении на российский престол его сына Владислава. Василий Васильевич вместе с митрополитом Филаретом стойко защищал русские интересы, заслужив славу верного патриота. Уже в конце марта послы были заключены под стражу, а затем отправлены в глубь Польши. В 1618 году был заключен Деулинский мир, открывший Голицыну путь на родину, но он умер по дороге в город Гродно в 1619 году.

— 1634 г. Царский выбор митрополита Иоасафа на патриаршество

Новгородский митрополит Киприан и с ним другие архиереи по приказанию Государя Михаила Федоровича избрали в Успенском соборе трех кандидатов на патриаршество: Варлаама, митрополита Ростовского, Варлаама, архиепископа Вологодского, и Иоасафа, архиепископа Псковского, и прямо из собора принесли акт избрания в палаты Государя. Государь велел посольскому думному дьяку прочитать этот акт и указал быть патриархом Иоасафу, архиепископу Псковскому. ​Немедленно Иоасаф был введен тем же думным дьяком и поставлен пред Государем. Государь сказал новоизбранному патриарху речь и выслушал от него речь.​ На другой день, 1 февраля, совершилось наречение Иоасафа на патриаршество, подобно тому, как прежде происходило наречение, или «благовестие», патриарха Филарета Никитича.​ Наконец 6 февраля Иоасаф был поставлен в патриарха по тому самому чину, как ставились прежние наши патриархи.

— 1724 г. Указ Императора Петра I

Указано расписывать по монастырям отставных солдат и всяких убогих, не могущих работать; монахи должны им служить, а тем из монахов, которые окажутся лишними за числом служащих, отвести монастырские земли для обработки. ​ ​ В женских монастырях велено воспитывать подкидышей или сирот, остающихся без призрения, — мужского пола до 7 лет, после чего отдавать в школы, а девочек оставлять в монастырях и там обучать грамоте и разного рода рукоделиям, сделав, однако, для мальчиков и девочек особые помещения с особыми ходами.

— 1724 г. Издан Морской Торговый Регламент

​Состоял из 41 статьи. Предписывал российским и иностранным купцам и капитанам судов («корабельщикам») предоставлять цолнерам (сборщикам пошлин) истинную информацию о своем судне (название, грузоподъемность, состав команды) и о грузе (цена, вес, качество, страна-производитель и пр.).

Содержал правила передвижения и стоянки судов в портах, погрузки и разгрузки товаров (проводились только в дневное время), уплаты пошлин с ввозимых и вывозимых товаров и других сборов.​ ​ ​ ​ Регламентировал обязанности цолнеров и находившихся на судах во время их пребывания в порту целовальников (досмотрщиков судов). ​Разрешал корабельщикам, штурманам и матросам осуществлять в порту розничную торговлю определенными видами товаров (вяленая рыба, мясо, пиво и пр.) при условии уплаты ими пошлины 2-4 ефимка (2,5-5 руб.). Морской торговый регламент запрещал оскорблять служителей таможен «непристойными словами», а также под угрозой смертной казни — оказывать на них физическое воздействие при выполнении ими своих обязанностей.​ ​Нарушения Морского торгового регламента в зависимости от тяжести преступления карались штрафами от 2 до 500 ефимков (от 2,5 до 625 руб.), конфискацией товаров и судна, российские подданные могли подвергаться телесным наказаниям и лишению чинов. ​Нормы Морского торгового регламента 1724 года развиты Морским пошлинным регламентом и уставом 1731 года.

 

— 1833 г. Манифест Императора Николая I о введении в действие Свода законов

Полный Свод законов был издан в 15 томах, объемлющий 176 лет: от Соборного уложения царя Алексея Михайловича до кончины в 1825 г. Императора Александра I. Заключал он в себе более 30 000 актов. Он постоянно дополнялся новыми узаконениями. ​31 января Государь Николай I неожиданно прибыл в Государственный Совет и, заняв место между членами его, произнес длинную и подробную речь, поразившую всех своей ясностью, последовательностью и силой о необходимости для России систематического Свода созданных в разное время законов, еще сохраняющих свою силу. После краткого обсуждения решено Свод обнародовать. На заседании Государственного Совета, обсудившего представленный «Свод законов», было решено ввести его в действие с 1 января 1835 г. как единственный верный юридический кодекс. М.М. Сперанский за упорядочение законодательства был награжден орденом Святого Андрея Первозванного и возведён в графское достоинство.​ ​Последняя редакция Свода Законов Российской империи, со значительными изменениями была предпринята в 1906 г. (после царского Манифеста от 17 октября 1905 г.). С юридической точки зрения эти законы действительны по сей день.

— 1864 г. В Москве открыт первый в России зоологический сад

​Московский зоологический сад благодаря усилиям Всероссийского Императорского Общества акклиматизации растений и животных был открыт 31 января 1864 года. Сад территориально был разбит на месте городского парка для гуляний на Пресненских прудах. Непосредственно в день открытия Московского зоосада в нем находилось 134 экземпляра домашних животных, 153 — диких зверей и птиц и 7 — пресмыкающихся. Из экзотики москвичам больше всего понравились львы, леопард и носорог. Очень скоро в нем уже числилось около 300 диких и домашних животных, а сейчас в коллекции зоопарка насчитывается более 7,5 тысячи экземпляров, около тысячи видов и подвидов животных.

 

— 1865 г. Дмитрий Иванович Менделеев защитил докторскую диссертацию

Дмитрий Иванович Менделеев защитил докторскую диссертацию по теме «О соединении спирта с водою» и получил звание профессора Петербургского университета по кафедре технической химии. В этой работе он сообщил об открытии им гидратных комплексов. Тема этого великого открытия далеко не исчерпана и в наши дни. Менделеев также много занимался исследованиями в области виноделия, но к изобретению водки (которое ему приписывают по незнанию или в анекдотах) никакого отношения не имеет: водка массово производилась в России задолго до его рождения (имеются сведения о вывозе водки из России в соседнюю Швецию в 1505 г.) ​Привилегия (патент) на процесс получения водки в ее современном виде был выдан в России немцу-изобретателю еще в петровские времена. Но Менделеев в своих исследованиях первым заметил, что напитки крепче 30 градусов отрицательно влияют на слизистые ротовой полости и пищевода, а потому настоятельно рекомендовал воздерживаться от употребления 40-градусной водки в неразбавленном виде. Для компенсации недостатка привычной для русских «крепости» он рекомендовал добавку настойки перца. Так появилась 28-градусная «Перцовка». ​Издавна существовавший термин «водка» — на древнерусском языке уменьшительное от слова «вода», т.е. на современный язык может быть переведен как «водица».

 

— 1912 г. Император Николай II принял делегацию клириков и мирян

Император Николай II принял делегацию депутатов съезда единоверческих клириков и мирян Русской Православной Церкви, проходившего с 22 по 30 января 1912 года в Санкт-Петербурге под председательством архиепископа Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого). В работе съезда приняли участие более 256 делегатов и 20 архиереев. ​На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев православными старообрядцами.

— 1915 г. Император Николай II прибыл в Екатеринослав

На масляной седмице Государь Император Николай II прибыл в Екатеринослав, где посетил военный завод, был тепло встречен простыми рабочими и имел с ними продолжительные беседы. В приветственном слове Государю Высокопреосвященный Агапит сказал: «Это ваш подвиг, Ваше Императорское Величество. Вы трудитесь, наблюдая русскую жизнь и душу православного человека в наши скорбные, но святые дни. Вы лично видите, как Святая Русь вместе со своим Царем ничего не жалеет для блага своей Родины».

— 1925 г. † Тимофей Иванович Буткевич

​Отец Тимофей, протоиерей, профессор богословия Харьковского университета, член Государственного Совета, активный участник монархического движения. Родился 21.02.1854 г. в семье священника с. Большая Рогозянка Харьковского уез., дед был дьячком, прадед — священником. Когда в разгар революционных беспорядков по всей России начали возникать монархические союзы, о. Тимофей стал одним из активных участников патриотического движения. ​ ​ ​ Свидетельством его авторитета среди монархистов является тот факт, что он был избран одним из 6 почетных членов Харьковского отдела Союза Русского Народа (СРН) наряду с о. Иоанном Кронштадтским, архиеп. Харьковским и Ахтырским Арсением, видным правым деятелем отставным генерал-лейтенантом Е.В.Богдановичем, организатором отдела проф. А.С. Вязигиным и председателем Главного совета СРН д-ром А.И. Дубровиным. В 1906 г. прот. Буткевич был избран членом Государственного Совета от белого духовенства, затем был переизбран на новый срок. В составе Госсовета он был твердым защитником Церкви и незыблемости монархического строя. В Петербурге он стал активнейшим членом старейшей монархической организации Русского собрания (РС), где регулярно выступал с докладами по самым разным вопросам. Доклад «О вторжении евреев в лоно Церкви Христовой», прочитанный 18 сентября 1911 г., вызвал столь большой интерес, что о. Тимофею пришлось повторить его 14 октября.

После февральской революции о. Тимофей вернулся в родной Харьков. 1 января 1918 г. он — настоятель Свято-Николаевской церкви. ​Прот. Буткевич умер в Харькове от воспаления легких и паралича сердца, похоронен на кладбище возле Иоанно-Усекновенской церкви в одной ограде с матерью и дочерью. Когда кладбище сносили, захоронение было уничтожено, сохранилась лишь часть гранитного памятника матери о. Тимофея.

— 1931 г. † Поселянин

Погожев-Поселянин 3й справа

​Настоящее имя — Погожев Евгений Николаевич, писатель и публицист. Родился в Москве в семье врача, личного дворянина. Окончил в Москве Лицей им. цесаревича Николая и юридический факультет Московского университета (1892 г.). Писать и публиковаться начал в студенческие годы.​ Летом 1888 г. побывал в Оптиной пустыни и стал духовным сыном великого старца Амвросия (Гренкова), который благословил его писать «в защиту веры, Церкви и народности». Был также знаком с др. известным старцем Варсонофием (Плиханковым), ценившим его талант и говорившим: «Погожев — художник в душе, и это отражается в его литературных произведениях».​ ​ ​ ​ Поселянин, несомненно, был одаренным популяризатором-апологетом, старавшимся познакомить современников с житиями знаменитых подвижников (он обработал и переложил «Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского»), святых отроков («Святая юность», 1915 г.) и святых воинов («Сказание о святых вождях Земли Русской», 1900 г.), прежде всего изображая их «не со стороны историко-общественного значения, а со стороны их нравственной крепости…».​ После 1917 г. популярнейший автор был обречен на полное молчание до конца дней (если не считать двух статей о Пушкине «Отравленный Пушкин»). На жизнь, начиная с 1922 г., писатель зарабатывал частными уроками.​ В ночь на 12 апреля 1924 г. его с группой «бывших» арестовали в Ленинграде и, обвинив в «организации монархической группировки», на два года выслали в Ангарский край (Богучаны, Гольтявино, Канск). Вернувшись из ссылки, Поселянин оставался на свободе 5 лет и в декабре 1930 г. был снова арестован по «делу Преображенского собора» в Ленинграде, которое заключалось в обращении прихожан (в их числе Поселянин) к эмигрантам, служившим в Преображенском полку, с просьбой о помощи в ремонте храма. Поселянин держался на допросах очень мужественно. Приговор Поселянина к расстрелу был приведен в исполнение в подвале здания ОГПУ на Шпалерной ул. Место, где похоронен Поселянин, остается пока неизвестным.

— 1973 г. † Дмитрий Иванович Игнатенко

Старец Стефан, иеросхимонах. Родился 25.10.1886 г. в казачьей семье. Отец погиб от разбойников-черкесов. С 17 лет загорелся любовью к монашеству.​ Постригся в монахи во Второ-Афонском монастыре. В 1926 г., ища уединения, с 2 монахами ушел в глубокую пустынь по долине р. Кодор. Зиму проводил в селении Псху, которое считалось «столицей» пустынножительства. Однако сам старец не советовал другим уходить в пустыню. Он говорил, что можно жить в больших городах — современных пустынях нашего столетия из-за того, что здесь минимально приходится заботиться о внешнем: «Истинные ревнители Бога скроют себя среди мира». В дом старца в Кисловодске шли люди со всей России.

— 1956 г. В Антарктиде открыта первая научная станция «Мирный»

​Станция и расположенная на ее территории обсерватория были названы в честь​ одного из парусных шлюпов, которые принимали участие в открывшей шестой материк​ первой русской антарктической экспедиции​ под командованием​ Ф.Ф. Беллинсгаузена​ и М.П. Лазарева. Тем самым подчеркивалась преемственность в освоении Антарктиды.​ ​На сегодняшний день станция «Мирный» является главной базой российских антарктических исследований. Здесь на постоянной основе работает синоптическая группа, проводятся различные научные исследования, в основном климатологического и геофизического характера, также на сотрудников станции возложена задача ведения наблюдений за ледовой обстановкой для определения возможности передвижения в этой зоне исследовательских кораблей.

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович