OHDE/FACE TO FACE/GLOBALLOOKPRESS

Нужно ли вводить мораторий на закон о контрактной системе в сфере госзакупок, который сейчас обсуждается в России? Может быть, лучше вообще отказаться от инициативы? Толку никакого – одна бумажная волокита… Или нет? Эксперты Царьграда считают, что опираться нужно на единственный критерий истины – практику. То есть на то, что нам показывает сама жизнь.

С предложением ввести ограничения до окончания спецоперации на Украине на прошлой неделе выступила председатель Совфеда Валентина Матвиенко. Она считает, что с учётом реалий, в которых мы сегодня живём, не стоит «цепляться за какие-то догмы». Введение моратория, по её словам, «даст возможность быстро осваивать средства».

Минфин высказался против такой инициативы. В ведомстве считают, что «действующее законодательство обеспечивает все необходимые инструменты для заключения контрактов в самые сжатые сроки».

Позже в Совфеде уточнили, что мораторий коснётся не всех пунктов федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а только тех его положений, которые затягивают сроки реализации госзакупок.

Ведущий «Первого русского» Никита Комаров обсудил тему с экспертами Александром Строгановым и Петром Заборцевым в программе «Царьград. Главное».

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Проблема – бюджетное законодательство

В самом законе проблемы нет, проблема – в бюджетном законодательстве нашей страны, считает руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов.

Этот закон регулирует только как тратить деньги. А вот когда начинают стройки, лимиты доводятся, как правило, в лучшем случае в конце февраля. Бывало, что в июне–июле. Это уже проблема бюджетного законодательства. Поэтому Валентину Ивановну немножко ввели в заблуждение, указав, в общем-то, на самую подходящую «жертву» – закон №44. Хотя он действительно ужасен, тут слов нет, – рассказал собеседник Царьграда.

Строганов пояснил, что закон направлен не на эффективное удовлетворение потребностей государства, а исключительно на экономию бюджетных средств. Это значит, что при выборе поставщиков, прежде всего, ориентируются на цену, а не учитывают качество. Что из этого получается – мы сами видим.

Кроме того, не совсем понятно, каким образом проведение специальной военной операции влияет на строительство детского сада где-нибудь в Магаданской области. Как будто год назад, два года назад всё было идеально и отлично строилось, в сроки и быстро, – добавил Строганов.

Худшее, что могло произойти

Экономист Пётр Заборцев в беседе с Царьградом отметил, что закон № 44 и № 223  («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») – «худшее, что могло произойти в нашей экономике».

Минфин и ФАС, которые топят за этот закон, слишком вульгарно понимают рыночную конкуренцию. Как, знаете, базарную конкуренцию. Как будто сделки по контрактам – это как на рынок прийти хлебушка купить, – сказал Заборцев.

Эксперт пояснил: что с ними, что без них – ничего, с точки зрения коррупциогенности, не поменялось, но все платежи начали сдвигаться вправо. Вместе с тем из-за особенностей проведения конкурсов процедур начали разрушаться целые сектора.

К примеру, есть проблема с заключением конкурсов. Крупный госзаказчик хочет, чтобы у него таких проблем не было. Он его укрупняет и отдаёт одной какой-то компании. Пусть даже реально действующей. Но всё равно при таких условиях рынок уничтожается. Если на год или на два вы весь рынок отдали одной компании, то никакие конкуренты не выживут, – пояснил Заборцев.

Он добавил, что работать с одной компанией хоть и проще, но всё же неправильно. Лучше иметь пул из двух–трёх проверенных поставщиков, между которыми распределяются заказы, и умный заказчик это знает.

Чтобы если у одного из них что-то произошло организационное, не зависеть от этого. А иметь возможность распределить заказы, в соответствии с продуктивностью, – подчеркнул экономический эксперт.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Собеседник Царьграда отметил, что несколько дней назад у него был разговор с коллегой, вице-президентом «Опоры России», по поводу введения рейтинговой системы вместо закона № 223.

Когда присваиваются определённые рейтинги, исходя из факта работы и выполнения госконтрактов, распределение идёт лучше, по упрощённой процедуре, – пояснил Заборцев.

С его точки зрения, это шаг вперёд. Можно делегировать работу искусственному интеллекту, чтобы он распределял рейтинговые списки на основе фактических данных.

Мы прорабатывали с коллегами – с одним из госзаказчиков этот вопрос. Он был готов. Сейчас идёт привлечение финансирования, чтобы запустить пилот. Но в любом случае нужно несколько лет, чтобы всё обкатать, – сказал он.

Что касается идеи Матвиенко о введении моратория, эксперт согласен с ней только частично. Он уверен, что этот закон не просто нужно останавливать, а вообще отменять и заменить его чем-то более продуктивным.

Коррупция

Нельзя не сказать о коррупционных схемах. Те, кто хотят нажиться на бюджетных средствах, как сказала Валентина Матвиенко, они придумают схему, как обойти. На что Александр Строганов в шутку заметил, что у героя романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» Остапа Ибрагимовича «было 400 сравнительно честных способов» обмануть доверчивых граждан.

Тут, я думаю, гораздо больше. Заточка технического задания под конкретного производителя, нереальные сроки, административное давление, всякие юридические нюансы. То есть использование незнания юридических норм поставщиками, – перечислил Строганов.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Он признал, что Валентина Ивановна права: нигде в мире ни один закон не мешает коррупции. А отмена закона № 44 сделает её только проще, безопаснее и эффективнее.

Гораздо проще напрямую договариваться через какие-то торги, под внимательным оком общественности. В этом случае это единственное, что можно пожелать и предложить, – считает он.

Чем заменим?

Эксперты предложили свой вариант, как должно выглядеть, с их точки зрения, «идеальное законодательство». Александр Строганов отметил опыт Всемирного банка, который объединил почти 200 стран, и их закупочные правила не меняются на протяжении 70 лет.

Вот пример хорошего действующего закона. И проекты Всемирного банка, реализацию все видят, – сказал он.

Но Пётр Заборцев с ним не согласился.

Я с Александром не согласен, когда он говорит, что если 70 лет работают правила, значит, они хороши. Если 70 лет работают правила, значит, люди не сильно хотят их менять. Но это не значит, что они хороши. У нас особые условия свои, российские, – напомнил он.

По его словам, единственный критерий истины – это практика. И нужно опираться в практической работе на то, что нам показывает жизнь.

Если жизнь диктует нам сейчас отказаться от этих сумасшедших законов, ну так надо слушать. Прислушиваться к тому, что тебе жизнь говорит, – добавил он.

Заборцев конкретно пояснил, что мобилизовать экономику можно за счёт активной деятельной промышленной политики государства, которое в этом случае должно играть координирующую функцию. Заборцев добавил, что законы № 44, № 223 только создают бумажную волокиту, толку от них никакого.

Мобилизация – это значит, что нам нужно взять в руки то, что раньше было отдано на рыночные силы, создать такую структуру экономики, такой объём выпуска в нужных секторах, который нужен нам для решения мобилизационных задач, – сказал он.

Поэтому нужна не просто мобилизационная экономика, отметил эксперт. Нужно брать в руки собственное развитие и создавать собственное видение будущего.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА