Вспоминая о роли нынешней Украинской православной церкви, отделённой от Московского патриархата, ни в коем случае не стоит забывать, что традиция её противодействия России родилась еще в эпоху Речи Посполитой. Многие иерархи готовы были мириться даже с полным уничтожением православия, лишь бы сохранить Малороссию и Белоруссию в составе польского государства. Потребовались невероятные усилия российского правительства, чтобы временно переломить ситуацию в духовной сфере, а также очистить церковь от откровенных противников общерусского единства. К сожалению, этих усилий оказалось недостаточно для того, чтобы навсегда решить проблему и сделать православную церковь на Украине надёжным и искренним союзником.

Портрет митрополита Сильвестра Косова
Портрет митрополита Сильвестра Косова

Если взглянуть на историю православной малороссийской церкви в XVII столетии, то на первый план выйдут две антагонистичные друг другу фигуры. Это митрополит Иннокентий Гизель, который в своих сочинениях утверждал идею единства русского народа, и митрополит Сильвестр Косов, выступавший против Москвы в период восстания Богдана Хмельницкого. О Гизеле и его «Синописе» мы уже писали, теперь пришла очередь поговорить о Косове, сделавшем попытку удержать казаков от окончательного отделения от Речи Посполитой.

Прежде всего стоит отметить, что положение православной церкви и её угнетение были одной из главных причин казачьих восстаний. Не приходится сомневаться, что Варшава стремилась окончательно покончить с православием, которое рассматривалось не просто как иная конфессия, но и как общерусская вера, сближающая Малороссию с Москвой. Поляков не смущало даже то обстоятельство, что киевская митрополия подчинялась не московскому. а константинопольскому патриарху. В сущности, их взгляд на вещи был верным, православные действительно рассматривали в качестве духовной столицы прежде всего Москву, однако Речь Посполитая сделала всё от нее зависящее, чтобы это убеждение стало фактически всеобщим.

Руководство православной церкви в Малороссии отнюдь не было тем авангардом, который мог возглавить борьбу казаков против религиозного гнёта. Дело в том, что власти Речи Посполитой стремились контролировать назначение православных епископов и митрополитов. Кроме того, подавляющее большинство руководящего состава православной церкви в Малороссии было родом из шляхты, которая ставила интересы своего сословия выше духовных. Это должно было подорвать позиции сторонников русского единства и действительно сыграло свою негативную роль.

Герб рода Корчак
Герб рода Корчак

Будущий митрополит Сильвестр Косов родился в 1607 году в шляхетской семье в ВКЛ (Великом княжестве Литовском), которое с 1569 года находилось в унии с Польшей. Место рождения будущего митрополита – имение Жировицы Витебского воеводства. Он происходил из старинного рода герба Корчак, представители которого занимали высокие посты в Речи Посполитой.

Юные годы нашего героя прошли в стенах иезуитского коллегиума в Люблине, что не совсем обычно для будущего православного иерарха. Сложно сказать, какие взгляды вложили иезуиты в голову молодого студента, однако, скорее всего, они были весьма благоприятны для той политической позиции, которую он в последующем занял.

Православное образование Косов получил в Киевской Братской Богоявленской школе, где обратил на себя внимание высших иерархов православной церкви. Произошло это не случайно – молодой шляхтич отличался высокой образованностью.

По большому счёту, православное духовенство было весьма ограничено в выборе тех людей, которых могло привлечь к своей деятельности. Власти Речи Посполитой делали всё возможное и невозможное для того, чтобы образованная молодежь избирала для себя католическое или униатское духовное поприще. Как уже говорилось выше, это объяснялось политическими интересами польского государства. Очень может быть, что уже со времен учёбы в коллегиуме Косов был «завербован» иезуитами и выполнял в православной церкви миссию «троянского коня». Во всяком случае, вся его последующая деятельность наводит на подобные мысли.

Сильвестр Коссов «Дидаскалия»
Сильвестр Коссов «Дидаскалия»

Получив образование, Косов сам приступил к преподаванию в православных духовных школах. В Киево-Могилянской коллегии он занимал должность префекта (духовного эксперта) и излагал студентам курс риторики и философии. Довольно скоро молодой шляхтич стал ближайшим соратником митрополита Петра Могилы, который отметил способности Косова и прочил ему блестящее будущее на духовном поприще.

Свои взгляды на преподавание Косов изложил в сочинении «Exegesis to iest danie sprawy о szkolach kijowskich i winickich», где призывал к изучению латыни и европейской культуры, выступал за использование достижений современной науки: «Ты, исполненный святыни, народ руський, проси, как милости, чтобы тебе не запрещали манны свободных наук. Только тогда … потомки твои, укрепленные в отцовской вере и украшенные ораторией, философией, юриспруденцией, прославятся своими суждениями и речами на общих сеймах и трибуналах, в судах и земских расправах …».

Позднее он издал «Патерик или Жития святых отец печерских», в котором изложил историю православных святых.

Изначально будущего митрополита звали Стефаном, однако в 1629 году он принял монашеский постриг в Виленском монастыре Сошествие Святого Духа. С этого момента дела молодого монаха пошли в гору. В 1635 г. он стал епископом Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, а с 1647 года – митрополитом Киевским, Галицким и «Всея Руси».

В этот момент каких-то видимых разногласий Косова с властями Речи Посполитой не замечается. Очевидно, что он, несмотря на свое негативное отношение к униатству, был достаточно лояльным человеком.

Восстание Богдана Хмельницкого, начавшееся в 1648 году, поставило каждого жителя Малороссии перед выбором стороны противостояния. Остаться нейтральным не представлялось возможным, поэтому Косов, скрепя сердце, пошёл на сотрудничество с казаками. Впрочем, он до конца оставался убеждённым сторонником сохранения Малороссии в составе Речи Посполитой.

Когда казаки, страшно утомлённые противостоянием с поляками, решили обратиться к Московскому государству с просьбой о подданстве, то киевский митрополит выступил категорически против. Приезжающих в Киев московских государевых людей он встречал с нескрываемой неприязнью, Кроме того, он отправил в Москву посольство, прося о сохранении киевской митрополии под властью константинопольского патриарха. По иронии судьбы, главой посольства был Иннокентий Гизель, который в будущем станет одним из главных авторов идеологии единого русского народа.

В 1651 году митрополит отстаивал в Варшаве статьи Зборовского договора, которые благоприятствовали православной церкви. Как известно, поляки фактически игнорировали соблюдение договорённостей с казаками, однако по некоторым пунктам были вынуждены пойти на реальные уступки.

Митрополит охотно шел на заключение казаками любых договоров с поляками, поэтому в Варшаве его считали человеком, близким польским интересам. Сложно сказать, до какой степени предательства Косов дошел бы после смерти Богдана Хмельницкого, однако в 1657 году его жизнь оборвалась. Вероятнее всего, киевский митрополит принял бы самое деятельное участие в смутах 1658-60-х гг.

Безусловно, для своего времени Косов был человеком достаточно харизматичным. Он занимался не только духовной, но и политической деятельностью. Вместе с тем киевский митрополит до конца оставался верным своим шляхетским корням, которые толкали его в сторону Речи Посполитой. К счастью, дальнейшая история православной церкви в Малороссии пошла по другому пути. Не в последнюю очередь это произошло благодаря Иннокентию Гизелю.

Аркадий ВЕРТЯЗИН