Сгорел сарай – гори и хата. Судя по всему именно под этим лозунгом с 5 февраля вступит в силу европейское эмбарго и ценовой потолок от G7 на нефтепродукты

Источник: dailylenta.ru

Для понимания масштаба происходящего. Россия поставляла в Европу 677 тыс. баррелей в день. Это 40% от всего импорта ЕС. То есть с рынка резко выпадает огромный объём.

И тут учитывать надо не только прекращение поставок из России, но и влияние декабрьского нефтяного эмбарго на собственную нефтепереработку в ЕС. Яркий пример – всё тот же НПЗ в Шведте, куда теперь по «Дружбе» поступает казахская (вроде как) нефть в объёме в 10 раз меньше, чем Германия получала из России.

Поэтому вовсе не удивительно, что сейчас европейские трейдеры закупаются рекордными объёмами дизтоплива из России. В среднем по январю импорт уже вырос до 770 тыс. баррелей в сутки – рекорд с марта 2022-го.

Сейчас давайте поговорим о том, кто будет замещать выпадающие объёмы российских нефтепродуктов. Основной претендент – это, разумеется, Индия, которая впереди планеты всей по закупкам нашего «чёрного золота». Недавний рекорд (1,2 млн баррелей в сутки) был в декабре. В январе же произошёл новый резкий рывок на 42%. В первой половине месяца импорт составил 1,7 млн баррелей в сутки.

Кстати, ещё большее впечатление производит изменение доли России в нефтяном балансе Индии. Если на 31 марта 2022 года она была всего лишь 0,2%, то менее чем за 10 месяцев рост составил 12500%.

Однако даже учитывая всё это, надо понимать, что свободные мощности заводов Индии не резиновые. И полностью заменить собой Россию уж явно не могут. У них и свой внутренний рынок огромный и растущий. Поэтому на Европе Индия, конечно, с удовольствием наварится. Но всему есть предел. Так что не исключено, что в дело вступят теневые схемы.

Тем более, что для этого имеется и готовая инфраструктура в виде, например, второго по величине в индии НПЗ в порту Вадинар. Принадлежит он индийской компании Nayara Energy, 49,13% акций которой владеет «Роснефть». Почему бы этому прекрасному НПЗ вдруг резко не «нарастить» мощность?

В общем, варианты имеются. Правда европейцам платить за эти «нероссийские» нефтепродукты придётся значительно дороже. Ведь им-то скидки никто давать точно не собирается. Кроме того, не стоит забывать и расходы на транспортировку, которые в разы превышают траты на перевозку из России.

Нам тоже будет непросто. Как я уже писал, перенаправить сырую нефть было значительно проще по причине желания покупателей в Азии развивать собственную нефтепереработку. Добавим к этому рост стоимости логистики (а значит и потенциальные скидки, которые, к слову, и появляются именно по причине возросших транпортных издержек) и недостаток мощностей для фрахта.

Так что удар придётся по обеим сторонам. Разумеется, никаких однозначных выводов пока делать нельзя. Однако ясно одно – работы предстоит очень и очень много.

Константин Двинский