Spydell finance приводит следующие данные о вывоз капитала из России в прошлом году.

Если недружественные страны просто отказались платить России по долгам, то наши денежные власти, вопреки указам Президента, никаких препон по обслуживанию и погашению обязательств наших предприятий перед кредиторами из недружественных стран так и не поставили. Вслед за передачей в распоряжение противника 300 млрд.долл. гос резервов они позволили частным лицам вывезти в том же направлении еще половину этой суммы.
Какая сформировалась новая финансовая реальность после начала СВО? Иностранные инвестиции в Россию обнулены (в первую очередь среди недружественных стран), а до СВО они занимали свыше половины в структуре ключевых инвесторов в Россию.

Иностранные прямые инвестиции среди нейтральных стран занимали (https://t.me/spydell_finance/1820) не более 3-3.3% в период с 2015 по 2021. Страны СНГ и Украина – это менее 1%, остальные 2% — это Китай, Гонконг, Турция, ОАЭ и Катар среди крупнейших инвесторов в Россию, но доля ничтожная.

Около 54% из офшоров (https://t.me/spydell_finance/1748) поступило (Кипр, Бермуды, Люксембург, Багамы, Виргинские острова и другие), а свыше 80% офшорных потоков – это российские деньги, замкнутые на внешний контур для налоговой оптимизации и «контроля собственности» с предположением, что на Западе безопаснее.

Соответственно, доля российских денег минимум 43-45%, но вероятно значительно больше. Точные данные не узнать, это дискуссия может быть вечная, по некоторым секторам доля российских денег может доходить до 70%.

По портфельным инвестициям недружественные страны занимают свыше 80%, по кредитным линиям плюс-минус половину (остальные – это российские деньги и Китай 5-7%).

Интегрально по всем потокам капитала, недружественные страны во внешней инвестиционной позиции занимают ближе к 60%, российские деньги 35%, нейтральные страны максимум 4-5%.

Инновационный капитал (технологии и R&D, венчурные инвестиции, развитие человеческого капитала – специальные образовательные программы, обмен опытом и т.д) не менее 95%, скорее даже ближе к 100% из недружественных стран.

Рубануло мощно так. Тенденция такая, что внешний долг в иностранной валюте сокращается в соответствии с темпами погашений (https://t.me/spydell_finance/2613), через 3-4 года в подобной тенденции останется немногим больше 100 млрд.

Получается, что Россия активно гасит долг, а избыток валютной выручки распределяет в кэш (https://t.me/spydell_finance/2609), тем самым чистая инвестиционная позиция увеличивается, но в этом нет смысла. Увеличение чистой международной инвестиционной позиции имеет рациональную цель, если задача в контроле иностранной собственности и способности влиять на политику в других странах, плюс в получении доходов от внешних активов.

Но Россия сейчас лишена способности безопасно и гарантированно получать внешние доходы (всегда могут заблокировать активы или выплаты процентов/дивидендов), а российский капитал ни одна крупная страна не подпустит в чувствительные отрасли и значимый бизнес.

Хорошо ли все это или плохо? С точки зрения зависимости от Запада? Отвязка идет стремительно. Происходит исторический разрыв трансграничных связей (https://t.me/spydell_finance/2611), обрыв финансовых коммуникаций и изоляция от недружественных стран.

С точки зрения потенциала развития? Плохо, т.к. нет ни одного удачного примера успешного развития в условиях изоляции. Ведь даже индустриализация 30-40х годов в СССР происходила при использовании капиталов и технологий из США и Великобритании.

В российских реалиях — это расширять зону присутствия Китая, увеличивая интеграцию и меру проникновения китайского капитала, технологий и финансов. Не сказать, что этот путь, о котором Россия мечтала, потому что Китай жесткий переговорщик и обычно «до дна» выжимает зону своей протекции, но выбора особого нет.

В любом случае, у России наибольший в современной истории импульс для самостоятельного развития, т.к это уже вопрос выживания.

После этих данных, опубликованных Spydell finance, возникает вопрос о фактической измене Родине со стороны руководства Банка России. Прекрасно понимая неизбежное ухудшение торгового баланса в нынешнем году оно позволило вывезти из России практически все его положительное сальдо прошлого года. Что это как не игра на стороне противника против России? Эта игра в открытую ведется с 2014го года, когда Банк России буквально подставил нашу экономику под первый пакет санкций, а приближенные к его руководству преступники из тогдашних хозяев группы Открытие, обрушили при его помощи рубль, выведя из страны более 30 млрд.долл. Тогда Геращенко рекомендовал председателю Банка России застрелиться, а в Вашингтоне ее наградили званием лучшего руководителя центробанка в мире. Эта политика фактического финансирования нашими денежными властями военных расходов наших врагов в войне против нас должна быть немедленно прекращена. Иначе все это напоминает игру в поддавки, при которой руководство Банка России оплачивает поставки врагу оружия, из которого убивают наших ребят на фронте и мирных жителей возвращенных территорий. Можно ли победить в войне, финансируя врага за счет валютных доходов от внешнеэкономической деятельности и продолжая ему поставлять свои сырьевые товары в полцены (что по факту происходит с нашим экспортом нефти, опять таки вопреки указам президента)? История таких примеров еще не знала

Существует еще много признаков игры в поддавки со стороны компрадорского олигархата: продолжающийся контроль правительства США, которое согласует назначения на руководящие посты в РУСАЛЕ, за нашей алюминевой промышленностью и эксплуатацией наших сибирских ГЭС, поставки титана, никеля, редкоземов противнику без каких либо ограничений, выталкивание из страны золота… Возможно, мобилизация экономики не является обязательным условием победы над врагом с многократно большим экономическим потенциалом. Но мобилизация алюминевой, титановой, золотодобывающей и ряда других стратегически важных отраслей промышленности в интересах противника точно ее не приближает. Необходимо вводить лицензирование экспорта стратегически значимого сырья за пределы ЕАЭС и, разумеется национализировать предприятия, которыми завладел противник посредством противоправных санкций

Продолжая тему политики наших денежных властей, приведем обобщенные данные Spydell finance, рисующие эпическую картину практически полного контроля противником валютных резервов и активов российской экономики. Это было бы невозможно без сознательного содействия ему со стороны российских денежных властей, последовательно многие годы выполняющих рекомендации Вашингтонских финансовых организаций.

Во внешних займах в иностранной валюте до СВО было тотальное господство долларов и евро.

Зависимость от недружественных стран практически абсолютная. Так долговые обязательства перед прямыми инвесторами лишь на 4.4% номинированы в прочих валютах (без учета долларов и евро).

Здесь есть прогресс, например 5 лет назад доля прочих валют была 2.6%, а в 2019 около 3.7%.

Центробанк перестал публиковать валютную структуру инвестиционной позиции с января 2022, поэтому нет никакой возможности оценить тенденцию отвязки от недружественных стран.

В прочие валюты входят фунты, иены, франки, канадские доллары, поэтому неверным было бы считать это долей нейтральных стран. К сожалению, более глубокую детализацию Банк России не предоставлял.

По моим оценкам, основной прирост в структуре валютных обязательств с 2017 все же приходится на нейтральные страны, где доминирующую роль играет Китай, но на все нейтральные страны приходится не более 3% среди обязательств перед прямыми инвесторами.

Прочие сектора (без обязательств перед прямыми инвесторами) имеют обязательств в прочих валютах лишь на 3% (остальное доллары и евро), где нейтральные страны оценочно 1.7-1.8%.

Банки имеют более диверсифицированную валютную позицию – 14% в прочих валютах, где нейтральные страны оценочно занимают 8% и юань около 6%.

С государством вышло забавно. Практически все займы у федерального правительства были в долларах и евро, причем в долларах 94%. Все помним, как Минфин на протяжении нескольких месяцев «носился, как угорелый» с эмиссионным проспектом и юристами, пытаясь найти обходные маневры для исполнения своих внешних обязательств в долларах?

Судя по Минфину и ЦБ, никто вообще не готовился к подобному повороту, который произошел в 2022.

СВО не прорабатывалась на системном уровне между госведомствами, а скорее как «внезапный, спонтанный поход на сафари». Вообще не было никаких признаков и приготовлений, оценивая рынок, балансы и рефлекторные решения Минфина и ЦБ по ходу острой фазы конфликта в марте-апреле 2022.

Здесь к сказанному Sydell следует сделать оговорку. О том, что США и страны НАТО будут арестовывать наши валютные активы я много писал и прямо говорил непосредственно руководству Банка России на заседаниях Национального банковского совета. Были даже поручения о диверсификации валютных резервов с целью уменьшения доллара, евро и фунта и наращивания доли золота. Но как раз непосредственно пере СВО руководство ЦБ снова увеличивает вложения в эти валюты. Что это, если не выполнение команды из Вашингтона вопреки указаниям главы государства?
Нынешнее руководство Банка России последовательно и целенаправленно увеличивало уязвимость российской экономики от американских санкций. Последние были изначально применены в 2014г только после того, как ЦБ по рекомендациям МВФ бросил рубль в свободное плавание и заявил о переходе к повышению % как главному средству борьбы с инфляцией. Сразу же после этого Вашингтон обьявил о санкциях, а тогдашняя группа Открытие, получив более 100 млрд.руб. от ЦБ начала валить рубль. Дав таким образом связанным с США валютным спекулянтам обогатиться на девальвации рубля, ЦБ резко поднял % и загнал экономику России в глубокий кризис. Тогда же я все это прдробно описал в статье Санкции США и Банка России: двойной удар по российской промышленности и потребовал от руководства ЦБ провести расследование очевидных признаков манипулирования валютным рынком. Оно долгое время выгораживало преступников, дав им сбежать из России, после чего суд установил их вину и потребовал вернуть более 30 млрд.руб. Многие другие факты, показывающие катастрофические последствия деятельности нынешнего руководства ЦБ, неукоснительно и осознано следующего рекомендациям из Вашингтона и загоняющего Россию в ловушки внешней зависимости, изложены в моей книге Рывок в будущее. Чуть позже дам ссылки, а теперь вернемся к данным Sydell finance

 


В России дичайшая положительная инвестиционной позиция (свыше 1.2 трлн долл), если оценивать срез по иностранной валюте. Этот анализ имеет значение в контексте санкционных ограничений, т.к. активы в иностранной валюте замкнуты на иностранную юрисдикцию, т.е. это тот объем активов, который потенциально попадает под блокировку.

Данные есть пока только на 1 июля 2022, но они охватывает 4 месяца «новой российской нормальности».

Первое, что следует отметить – это рост внешних активов, номинированных в иностранной валюте. На 1 января 2022 активы были 1.53 трлн, сократились до 1.49 трлн на 1 апреля 2022 и резко выросли до 1.56 трлн к 1 июля 2022.

Оценивая структуру, выделяются прочие инвестиции, которые выросли на невероятные 30% с 1 января 2022 (всего за полгода) – это самый мощный рывок в современной истории России для этой категории за столь короткий период времени.

По всей видимости, все распределение внешних активов (а это, между прочим, плюс 108 млрд за 6 месяцев) было сосредоточено в кэше/денежных активах. Банк России не раскрывает валютную структуру и раскрывать не собирается, но на этот раз, как минимум 40% осело в валютах нейтральных стран.

Из 1.56 трлн внешних активов почти 1 трлн долл – это частный сектор, остальное Центробанк и Минфин. Центробанк крайне неохотно раскрывает структуру активов, но по косвенным признакам частный сектор до СВО держал около 98% внешней позиции в валютах недружественных стран.

С апреля 2022 эта пропорция меняется в сторону юаня, на который приходится примерно 75-80% распределения активов. Основные каналы распределения активов сейчас – это Китай, Гонконг, ОАЭ, Турция и очень мало в Индию, но 60% все же уходит в валюты недружественных стран.

Позиционирование не особо изменилось. Внешняя валютная позиция продолжает увеличиваться, несмотря на риски блокировки.

Запад держит в узде почти 1 трлн баксов активов российских частных лиц. В несколько раз больше, чем возможный российский ответ на блокировки. Это рычаг управления Запада на российскую элиту, они придержат козыри.

Иными словами, руководство Банка России продолжает загонять наши валютные резервы во вражеские юрисдикции, подставляя под аресты и конфискации. А Минфин пытается возобновить Бюджетное правило с целью дальнейшего выталкивания экспортных доходов из страны вместо того, чтобы закрывать дефицит бюджета. Проще говоря, денежные власти продолжают отдавать резервы в чужие юрисдикции, работая фактически на противника вместо того, чтобы мобилизовывать их для Победы.

 

Источник