ФОТО: ALEKSEY FOKIN/GLOBALLOOKPRESS

Варшава прибегла к старому приёму дворовых хулиганов: младшие задирают старших, а в нужный момент из-за угла выходит громила и «защищает обиженных малышей». Польша требует репараций от Германии и призывает в помощь США, которые, по мнению Варшавы, «отвечают за глобальный порядок». Но возникает вопрос: кому это больше нужно, Варшаве или Вашингтону?

Крутой наезд

В начале октября прошлого года Варшава отправила в Берлин дипломатическую ноту, в которой содержалось требование к Германии выплатить Польше 6,2 триллиона злотых (около 1,3 триллиона долларов) в качестве репараций за ущерб, нанесённый в годы Второй мировой войны. Не ошибусь, если предположу, что весь мир, услышав эту новость, лишь саркастически улыбнулся. Германия ответила тоже в дипломатическом жанре, что, мол, не намерена вести переговоры с Польшей о репарациях. В переводе на простой язык это звучало примерно так:

А не пойти ли тебе, Польша, по известному адресу!» Поляки, конечно, прочли именно эту фразу, проступавшую между строк ответной немецкой дипломатической ноты. И потому глава польского МИД Павел Яблоньский обвинил ФРГ в высокомерии и пригрозил Берлину «большими имиджевыми проблемами.

Теперь дело приняло более серьёзный оборот, который даёт уже основания поразмыслить, насколько дурацкий и дурацкий ли вообще был демарш Варшавы. Замминистра иностранных дел Польши Аркадиуш Мулярчик сообщил, что его страна обратилась к Конгрессу США с просьбой помочь получить репарации от Германии.

Мы считаем, что США – это государство, которое отвечает за глобальный порядок, является ключевой страной, если говорить о соблюдении международного порядка, прав человека, верховенства закона, международной справедливости,

– цитирует Мулярчика агентство РИА Новости.

Мысли вслух

Итак, какие мысли приходят после того как Польша обратилась к Штатам за помощью в своей, на первый взгляд, бессмысленной и даже смешной тяжбе с Германией?

Заявление Мулярчика – это официальная декларация того, что Польша полностью «легла» под США. Это было понятно и раньше, учитывая то, как повела себя Варшава в тот момент, когда США, ещё при Трампе, поставили вопрос о превращении Польши в хаб по распределению в Европе американского сжиженного газа в целях преодоления «зависимости от недемократического газа из России». Тогда Польша хотела казаться и быть главным союзником США в Европе, а может, и в мире. Теперь Польша официально расписалась в том, что вся её внешняя политика, в том числе на Украине, согласуется с США.

Нельзя исключать, что Вашингтон напрямую дал указание Варшаве выступить с таким требованием к Германии. Ведь цель США в отношении Европы – дестабилизировать Евросоюз как главного экономического конкурента американцев. А самая приоритетная их задача – разорить Германию, которая является экономическим центром Европы. Польша предъявляет претензии к союзнику по НАТО и ЕС и разрушает «евроатлантическую солидарность». Варшава ведёт себя абсолютно по-хамски. Польша вынесла вопрос о репарациях от ФРГ на уровень Евросоюза. Её требование способно вызвать хаос в политических отношениях в рамках ЕС, а следствием этого может стать углубление экономического кризиса в Европе.

Смахнув историческую пыль

Поднимая вопрос 80-летней давности, Польша дестабилизирует баланс мировой системы. Надо напомнить, что Германия уже выплатила достаточно крупные репарации Польше и считает, что нет оснований ставить под сомнение официальный отказ Польши от репараций, зафиксированный в соответствующих документах в 1953 году.

Если согласиться с тем, что отсылка Польши к событиям, которые сегодня можно назвать уже вполне далёкой историей, справедлива, тогда откроется «ящик Пандоры», из которого посыплются другие претензии Варшавы (а может, и других стран) к своим соседям. Завтра Варшава потребует компенсации от России за своё поражение в Москве в 1612 году от русского ополчения Минина и Пожарского? Но дело, конечно, именно в Германии, потому что она является мотором Европы, который Штатам непременно надо выключить.

Польша пытается создать прецедент, по которому за компенсацией к Германии в будущем может выстроиться очередь из стран антигитлеровской коалиции и всех, кто так или иначе пострадал во Второй мировой войне, включая потомков пострадавших физических лиц. Например, если все потомки жертв Холокоста совокупно потребуют компенсацию от Германии, славный будет скандальчик. Кто сказал, что граждане современного Израиля или евреи, живущие в других странах, непременно откажутся от такой возможности? Учитывая полностью разбалансированные международные отношения, сегодня нельзя исключать, что и такое возможно. Я уже не говорю о том, что к этому может подключиться сильное еврейское лобби в США и странах Европы. В этом случае Германия будет просто разорена в считаные дни.

Повторимся, это на руку США, которые сознательно повсеместно разжигают очаги хаоса в попытке создать мировой хаос, при наличии которого только и возможно попытаться сохранить свою слабеющую гегемонию. И отнюдь не случайно за помощью выбить из Германии репарации Польша обратилась именно к Соединённым Штатам, признавая их «ответственными за глобальный порядок».

Уж гиена, так гиена

Похоже, не случайно именно Польша вылезла с таким, мягко скажем, экстравагантным по сегодняшнему времени требованием. Это, похоже, является характерной чертой польской внешней политики. Бытует приписываемый Уинстону Черчиллю афоризм: Польша – гиена Европы. Если быть точным, то в своей книге «Вторая мировая война» (The Second World War by Winston S. Churchill), написанной в 1948-м, Черчилль писал:

И вот теперь, когда все эти преимущества и вся эта помощь были потеряны и отброшены, Англия, ведя за собой Францию, предлагает гарантировать целостность Польши – той самой Польши, которая всего полгода назад с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении чехословацкого государства.

Что Черчилль имел в виду? Он говорил о ситуации в Европе в 1939 году, накануне вторжения в Польшу германских войск, а также о Мюнхенском соглашении (известном также как Мюнхенский сговор), подписанном 30 сентября 1938 года Гитлером, итальянским дуче Муссолини, премьер-министром Великобритании Чемберленом и премьер-министром Франции Даладье. По этому документу Франция и Великобритания согласились не препятствовать Германии аннексировать Судетскую область Чехословакии. Кстати, президента Чехословакии Бенеша даже не пригласили на встречу и дали подписать уже готовый документ.

На следующий день после подписания Мюнхенского соглашения, 1 октября, немецкие войска вошли в Чехословакию и в течение нескольких дней заняли всю территорию Судетской области. В переговорах в Мюнхене Польша не участвовала, её не пригласили. Но в тот же день, когда немецкие войска вошли в Судетскую область, Польша предъявила Чехословакии ультиматум об уступке ей Тешинской области, которая была предметом многолетнего спора между двумя странами.

Официальная Прага, уже униженная и измотанная немецкими требованиями и преданная французскими и английскими «миротворцами», приняла ультиматум подсуетившейся Польши. И уже 2 октября Тешинская область была занята польскими войсками. Проще говоря, с согласия Гитлера Польша приняла участие в территориальном ограблении Чехословакии. Вот за что Черчилль назвал Польшу гиеной.

Но не только за это. После окончания Первой мировой войны, когда Европа лежала в руинах и пали многие европейские монархии, Польша присоединила свои «западные кресы», входившие в её состав в XVIII веке и потерянные после второго раздела Польши между Россией и Пруссией. В Польшу вошли западные районы Украины и Белоруссии, а также принадлежавшие немцам обширные территории балтийского побережья. Аппетиты Варшавы были настолько велики, что Польша в рамках Лиги наций требовала предоставления ей заморских колоний по аналогии с британскими и французскими колониями. В период между двумя мировыми войнами Речь Посполитая жила под лозунгом «Siła Polski leży w koloniach» – «Сила Польши находится в колониях».

Что с того?

Польша плохо учит уроки истории. Буквально через год после участия в хищническом расчленении Чехословакии она сама оказалась жертвой гитлеровской агрессии. Сегодня Польша по науськиванию США пытается принять участие в уничтожении Германии. Когда заокеанский «великий гегемон» падёт, а это неизбежно, падение его вассала Польши тоже будет неизбежным и таким же великим.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ