Спортивный бойкот, объявленный России и Беларуси после начала специальной военной операции, привел к тому, что Москва и Минск начали стремительно наращивать взаимодействие в области развития физической культуры

Источник изображения: onsmi.ru

Дискриминация российских спортсменов по политическим мотивам продолжается уже не первый год, как и политизация самих международных соревнований, где Запад пытается в обязательном для всех порядке навязывать свою повестку и ценности. В этих условиях Россия и Беларусь создали собственную союзную систему, которая позволит расширять сотрудничество в сфере спорта со всеми заинтересованными дружественными странами.

В наши дни наблюдается беспрецедентная политизация мирового спорта в угоду сиюминутным интересам США и их сателлитов. Запад целенаправленно разрушает международный принцип «спорт вне политики».

Примером такого поведения является чемпионат мира по футболу в Катаре, где уже произошло несколько скандалов связанных с неуважением к местным традициям из-за продвижения ЛБГТ-повестки. Желая разместить «радужную» атрибутику на форме и повязках, представители западных стран пытаются навязывать свои взгляды, а просьбы воздержаться от тех или иных действий воспринимают как покушение на их свободу. При этом, свои действия они категорически отказываются рассматривать под критическим углом.

Сегодня международные спортивные федерации стали инструментом достижения западными государствами своих политических интересов и наказания неугодных.

Например, сейчас ФИФА заявила, что проведение ей же согласованного чемпионата мира по футболу в Катаре — ошибка. Ранее такой же «ошибкой» посчитали прекрасно организованный турнир в России 2018 года. Хотя, как показал последний ЧМ по хоккею в Финляндии, без российской и белорусской команд, которые были заменены Францией и Австрией, данное мероприятие оказалось довольно унылым зрелищем. Равно как и молодежный чемпионат в Канаде. Такие решения никому не идут на пользу и приносят одни убытки.

Как отметил экс-глава ФИФА Йозеф Блаттер: «В 2018 году чемпионат отдали России, а в 2022 стоило бы лучше отдать его США. Это стало бы хорошим жестом мира для двух серьезных политических соперников».

Но тут же напрашивается вопрос: а как на счет дисквалификации США? Мы знаем, как Вашингтон ведет себя в самых разных уголках планеты, устраивая перевороты и развязывая войны. Но «почему-то» никто так и не попытался воспрепятствовать американским спортсменам принять участие в международных соревнованиях.

Вопрос о «спорте вне политики» в контексте последних лет получает довольно полярные трактовки по обе линии разграничения политических лагерей, на который постепенно делится мир. Точнее, в процессе отгораживания Запада от всего остального мира. Для него данный принцип — это возможность навязывать свою идеологическую и ценностную повестку повсюду и использовать давление для вытеснения конкурентов.

В то же время Россия, Беларусь и другие страны, такие как Китай, также сталкивающиеся с давлением на спортивных площадках, говорят о том, что идеология должна оставаться за пределами спортивных арен. Устраиваемые Западом политические разборки не способствуют цели глобальных спортивных мероприятий — объединению и диалогу спортсменов и болельщиков разных стран. Наоборот, они вносят дух вражды.

Пока что речь не идет о том, что международные соревнования могут стать частью прошлого, но действия США и их союзников побуждают остальные государства искать иные форматы взаимодействия — без их участия. Пока это еще не глобальный тренд, но движение в этом направлении уже наметилось.

И кооперация России и Беларуси в области спорта — это лишь часть данного процесса.

С 2002 года на совместных коллегиях спортивных ведомств наших стран, проведение которых проходит каждые два года, утверждаются двухлетние программы сотрудничества в области физической культуры и спорта.

В настоящее время атлеты из России и Беларуси, несмотря на санкции, не сидят без дела. Выстроена эффективная система взаимодействия двух стран в спортивной сфере: проводятся соревнования, сборы, идет обмен опытом на уровне образовательных организаций. Также регулярно проходят крупные совместные состязания, например, Спартакиада Союзного государства, в которой участвуют около одной тысячи человек, в том числе, школьники и студенты.

Помимо этого, активно развиваются и создаются новые спортивные форматы. Так, в 2022 году прошло 487 совместных мероприятий, в которых приняли участие 4,5 тысяч белорусов и 3,7 тысяч россиян. Всего же в этом году, по мнению главы Министерства спорта РФ Олега Матыцина, планируется выйти на уровень более 500 совместных проектов.

11 ноября в Смоленске состоялось заседание коллегий Министерства спорта и туризма Беларуси и Министерства спорта Российской Федерации, в ходе которого была подписана новая программа сотрудничества на 2023-2024 годы.

«Россия и Беларусь обладают большим опытом проведения спортивных и деловых мероприятий различного формата. Налажено взаимодействие ведомств, сейчас мы предлагаем усилить межрегиональные связи. Принято предложение о проведении II Игр стран СНГ в открытом формате, свое желание принять участие в наших соревнованиях уже выразили Монголия и Куба», — отметил министр спорта и туризма Беларуси Сергей Ковальчук.

По его мнению, формат, утвержденный два года тому назад, оказался верным, поскольку удалось оперативно внести все коррективы в период противодействия санкциям.

Глава Минспорта РФ также указал на роль западных ограничений, которые выполнили функций катализатора и позволили оценить ресурсы обеих стран для совместной деятельности. «Мы фактически создали свою систему Союзного государства в сфере спорта, и она будет эффективно работать, даже если санкции будут сняты», — отметил министр.

В настоящее разрабатываются различные форматы сотрудничества.

«После отстранения наших спортсменов мы организовали соревнования в Уфе и в Раубичах, а в этом году уже прошел турнир по летнему биатлону. Современное пятиборье, художественная гимнастика и другие виды спорта показывают нам пример подобного рода организации. Россия и Беларусь гармонично дополняют друг друга, и некая гармонизация между нами происходит в том числе и в спорте», — подчеркнул Ковальчук.

Но и это не все. Как отметил министр спорта Беларуси, обсуждаются также форматы спортивных состязаний в рамках БРИКС и ШОС.

Как видим, ситуация, в которой оказались Россия и Беларусь, вовсе не имеет никакого отношения к изоляции. Как мы знаем, ни Москва, ни Минск никогда не принимали никакого решения отгородиться стеной от остального мира — в том числе и от спортивного. Но последствия глобальных процессов мирового политического переустройства не могут не затронуть и сферу спорта, которая уже более 30 лет находилась под влиянием Запада.

Теперь же ситуация меняется, но Вашингтон и его сателлиты не желают признавать очевидного. Глобализация рушится, а сил удержать расползающиеся куски «империи свободы» уже не хватает. Потому возможностей доказывать свое политическое и спортивное превосходство в условиях мирового кризиса у американцев будет все меньше и меньше.

Николай Ульянов, Rubaltic.Ru