ФОТО: ABED ALRAHMAN ALKAHLOUT/GLOBALLOOKPRESS

Мощный взрыв, прогремевший в минувшее воскресенье в историческом районе Стамбула и унесший жизни шести и покалечивший более 80 человек, турецкие власти уже приписали Рабочей партии Курдистана. Но курды ли виноваты?

Кто это сделал и зачем?

Мощный взрыв на популярной туристической улице Истикляль в Стамбуле турецкие власти уже назвали терактом. По предварительной версии, его совершила женщина, которая, как предполагается, оставила бомбу на скамейке и либо сама её активировала, либо кто-то другой взорвал её дистанционно. Сообщается также, что подозреваемая уже арестована.

Естественно, первый вопрос: кто за этим стоит и какова цель? Представители турецких властей вскоре после теракта обвинили в нём Рабочую партию Курдистана (РПК, курдская аббревиатура – PKK). Турецкий телеканал TRT WORLD передал заявление министра внутренних дел Турции Сулеймана Сойлу, который возложил ответственность за взрыв на «террористов» из Рабочей партии Курдистана и её крыла – партии Демократический союз (общая курдская аббревиатура двух организаций – PKK/PYD).

Наша оценка такова, что приказ о смертоносной террористической атаке поступил из города Айн-эль-Араб на севере Сирии, где находится сирийская штаб-квартира PKK/PYD,

– заявил Сойлу.

Кроме того, директор по связям с общественностью правительства Турции Фахреттин Алтун подчеркнул, что «теракты против мирных жителей являются прямым и косвенным следствием поддержки некоторыми странами террористических группировок». По его словам, те государства, которые стоят за террористическими атаками, «должны немедленно прекратить свою поддержку, если они хотят дружбы с Турцией».

Кого имел в виду Алтун? Швецию, которая укрывает у себя курдских изгнанников и всё еще не выполнила все требования Анкары в обмен на её согласие не препятствовать вступлению Швеции и Финляндии в НАТО? Или Соединённые Штаты, которые укрывают главного врага Эрдогана писателя Фетхуллаха Гюлена? Попробуем разобраться, хотя надо понимать, что свои «уши» заказчик попытался хорошенько спрятать.

Курды виноваты?

Напомним контекст, в котором происходят нынешние события в Турции. Названный Сулейманом Сойлу город Айн-эль-Араб, который контролируется курдами, находится практически на границе Сирии и Турции. Он стал широко известен в 2014-м, когда оказался ареной ожесточённых боев между курдскими отрядами народной самообороны и боевиками запрещённой в России ИГИЛ*. Курды до сего момента сохраняют контроль над городом и обширной территорией на севере Сирии, что традиционно чрезвычайно раздражает Анкару. После провозглашения сирийскими курдами в 2014 году своей автономии Турция объявила Демократический союз, который базируется в Айн-эль-Арабе, террористическим.

Анкара называет PYD неотъемлемой частью PKK, и потому в своём заявлении турецкий министр внутренних дел говорит не отдельно о Рабочей партии Курдистана, выступающей за создание курдской автономии в составе Турции, но использует объединённую аббревиатуру PKK/PYD. Поскольку все курды мечтают о собственном государстве, то вероятное объединение сирийских и турецких курдов в некое автономное территориальное образование, естественно, является «ночным кошмаром» Анкары.

Турция не раз проводила военные операции на севере Сирии с целью ослабить военно-политическую активность курдов и перекрыть поставки оружия и боеприпасов турецким курдам с сирийской территории. Одним из таких недавних «активных мероприятий» Анкары была военная операция «Оливковая ветвь» в январе – марте 2018 года. Кроме всего прочего, Турция пыталась предотвратить объединение вдоль своей южной границы трёх курдских кантонов Джазира, Кобани и Африн на севере Сирии и не допустить выход курдов к Средиземному морю с целью создания ими «террористического коридора» – от северных границ Ирака до средиземноморского побережья. Этот коридор дал бы курдам возможность выбрасывать нефть на мировой рынок в обход Турции.

В результате операции «Оливковая ветвь» турки «нейтрализовали» без малого четыре тысячи курдских боевиков. Однако полного контроля над этим районом Анкара не добилась, и до этого далеко. И потому после окончания военной операции в 2018-м Эрдоган заявил, что Турция продолжит активные действия «до нейтрализации террористического коридора».

Кому выгодно?

Как ни кощунственно это звучит с турецкой точки зрения, но взрыв в Стамбуле выгоден именно Турции. Если предположить, что справедливы обвинения, сразу же, без расследования брошенные Анкарой в сторону курдов, то получается, что курды продемонстрировали, что они настоящие «террористы». А это аргумент в пользу того, чтобы шведы в обмен на согласие Анкары на вступление Швеции и Финляндии в НАТО выдали Турции всех курдских политических иммигрантов и прекратили свою нынешнюю ближневосточную политику.

В этой связи любопытен комментарий по поводу трудной для Запада позиции Эрдогана, публикуемый американским агентством Bloomberg:

Он работает только для себя и в результате излишне усложняет ситуацию. Чтобы выглядеть сильным дома перед выборами в следующем июне, он продолжает выносить мозг как друзьям, так и врагам, ничуть не заботясь о том, подрывают ли его махинации сплочённость Запада и европейскую безопасность в целом.

«Эрдоган ведёт себя ещё более безответственно, когда речь идёт о Швеции и Финляндии, двух странах, не входящих в НАТО, которые хотят присоединиться к альянсу, – продолжает агентство. – Для Эрдогана все курдские организации, независимо от того, базируются ли они в Турции, Сирии или где-либо ещё, являются террористами, с которыми нужно бороться. И он хочет, чтобы другие страны, особенно Швеция, следовали той же линии».

И далее Bloomberg пишет весьма примечательный пассаж о воскресном взрыве в Стамбуле:

Женщина была арестована, хотя неясно, имеет ли она какие-либо связи с курдскими организациями, как утверждает министр внутренних дел Турции.

Как видно, не только мы усомнились в курдском следе трагического происшествия на улице Истикляль. Но только ли Турции объективно может быть выгоден этот теракт?

Что с того?

Нельзя исключать, что теракт в Стамбуле, который власти Турции уже связали с одним из центральных пунктов «террористического коридора» городом Айн-эль-Араб, может стать спусковым крючком для очередной военной операции Анкары против курдов на севере Сирии. Возможное обострение ситуации в этом регионе, которое может случиться в результате активности Турции, это дополнительная «головная боль» для России, которая ведёт сейчас боевые действия на Украине.

И потому нельзя исключать, что конечной целью теракта в Стамбуле была не Турция и не курды, а Россия, которую по причине вероятной ответной военной активности Анкары на севере Сирии пытаются заставить распылить свои силы на несколько горячих точек. А заказчик теракта вполне может сидеть либо в Лондоне, либо в Вашингтоне.

_______________________________________________________________

*ИГИЛ (Исламское государство) – террористическая организация, запрещённая в России

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ