За происходящим в ходе российской специальной военной операции (СВО) на Украине некоторые события на международной арене проходят порой практически незаметно. При этом в ряде случаев они могут иметь далеко идущие последствия. Одним из таких событий последнего времени стало присуждение Нобелевской премии мира, вызвавшее нешуточный резонанс среди русофобов, в первую очередь на Украине, где всерьёз считают, что в мире сегодня всё должно происходить с учетом желаний киевского режима.

Как известно, Нобелевская премия мира является, пожалуй, одной из самых спорных, так как ее лауреаты в ряде случаев делали для уничтожения мира больше, чем для его сохранения, как например, экс-президент США Барак Обама. За последние десятилетия премия окончательно политизировалась, превратившись в один из инструментов навязывания точки зрения одного государства на всё, что происходит на планете. Хотя изначально предполагалось, что будет она присуждаться за «вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, за сокращение числа армий и развитие мирных инициатив». Потом завещание Нобеля решили дополнить – «за достижения в борьбе с межэтническими конфликтами или климатическими угрозами, и за заслуги в области демократии и прав человека». Именно последнее сегодня и стало основой для определения лауреатов, порой с весьма неоднозначной репутацией.

Всего на премию мира в 2022 году было подано 343 заявки, из которых 251 человек и 92 организации. Такое количество претендентов стало вторым после номинации 2016 года, когда было выдвинуто 376 кандидатов. В этот раз в списке было множество общественных и политических деятелей, начиная от Греты Тунберг и заканчивая Владимиром Зеленским. Последнего выдвинули уже после завершения основного периода подачи заявок, который истёк 31 января. Причем именно он, по мнению некоторых экспертов, являлся фаворитом, даже несмотря на его явную неадекватность, проявившуюся в том числе и в недавних призывах к НАТО нанести превентивные удары по России ядерным оружием. Нынешнее отношение стран Запада к происходящему на Украине виделось многим главным условием того, кому будет вручена премия. Однако, как показали результаты голосования, этого не случилось, что вызвало бурю негодования в Киеве и среди тех, кто в русофобском угаре поддерживает режим Зеленского.

7 октября стало известно, что Нобелевскую премию мира получили две организации и один человек. Ими стали признанный в РФ еще в 2014 году иноагентом центр «Мемориал», украинская правозащитная организация «Центр гражданских свобод» и белорусский оппозиционер Алесь Беляцкий. Как отметили в Норвежском комитете, все лауреаты «представляют гражданское общество в своих странах и на протяжении многих лет продвигали право критиковать власть и защищать основные права граждан».

«Они приложили выдающиеся усилия для документирования военных преступлений, нарушений прав человека и злоупотребления властью. Вместе они демонстрируют значение гражданского общества для мира и демократии», – отмечалось в заявлении.

Объявление в нынешнем году именно этих трёх лауреатов стало очередным доказательством того, во что превратилась премия мира, и по каким критериям она сегодня присуждается. Отличительной чертой деятельности нынешних победителей является не столько их борьба за права человека, сколько однозначная прозападная позиция и открытая русофобия.

В частности, появившийся еще в прошлом веке российский «Мемориал», ставший в последствии международном обществом, изначально занимался исследованиями репрессий в СССР и «политических преследований» в России. Однако со временем данная организация встала на путь продвижения в российском обществе западных интересов и непрекращающихся обвинений властей страны. В результате в 2014 году «Мемориал» была включен в российский реестр НКО-иноагентов, а в 2016 году аналогичное решение было принято в отношении международного общества и его региональных филиалов. В декабре 2021 года Верховный суд РФ удовлетворил иск Генпрокуратуры о ликвидации центра, так как он и его структуры осуществляли свою деятельность «с нарушением Конституции РФ и с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов».

В свою очередь, украинский Центр гражданский свобод был создан 30 мая 2007 года со штаб-квартирой в Киеве, ставя своей официальной задачей продвижение ценностей «прав человека, демократии и солидарности» на Украине и «в регионе ОБСЕ». Во время Майдана 2013-2014 годов центр занимался юридической защитой протестующих, а с августа 2020 года начал собирать информацию о нарушениях прав человека в Белоруссии. Примечательно то, что с начала СВО данная организация приступила к выявлению и документированию «военных преступлений» России на Украине, абсолютно не замечая того, что происходит с 2014 года на Донбассе.

Не менее неоднозначной является и фигура Алеся Беляцкого. Это довольно известный в Белоруссии оппозиционер, который ведет свою деятельность еще с 1980-х годов и всегда находился на националистическом фланге белорусского общества. За свою деятельность он побывал в местах заключения еще в 2011- 2014 годах, однако после освобождения вернулся к прежней работе «по защите прав человека», в большинстве случаев в интересах прозападной оппозиции. Во время событий 2020 года Беляцкий выступил на стороне противников Александра Лукашенко, а после начала всеобщей зачистки Белоруссии от радикальных и прозападных НГО и НКО летом 2021 года снова оказался за решеткой, где находится и сегодня. Примечательно то, что Беляцкий уже выдвигался на Нобелевскую премию мира: в 2006, 2007, 2012, 2013 и 2014 годах. В этот раз «заслуги» по борьбе с режимом Лукашенко представителя белорусской оппозиции были признаны, как и в 2015 году, когда премию по литературе получила писательница из Белоруссии и открытая русофобка Светлана Алексиевич.

Нынешнее награждение вызвало неоднозначную реакцию в Белоруссии, России и на Украине, что уже внесло определённый разлад в стройный хор русофобов трёх стран. Так, номинированная на премию, но пролетевшая с ней экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская и её окружение горячо приветствовали победу Беляцкого. Практически вся белорусская оппозиция восприняла данную награду как свою очередную победу на международном уровне, в то время как власти республики на неё никак не отреагировали. В России на официальном уровне также решили не обращать особого внимания на «нобелянтов», хотя и высказывались мнения о том, что нынешнее награждение является не более чем политическим фарсом, призванный показать отношение Запада к происходящему в РФ и вокруг неё. Иное дело обстоит с Украиной.

Сразу же после объявления лауреатов в Киеве началась волна возмущения как на официальном уровне, так и среди «патриотов» всех мастей. Причем досталось не только Нобелевскому комитету, но и тем, кого ещё совсем недавно называли «собратьями» по борьбе с Россией. Никого не смутило даже то, что присуждение премии мира российским, белорусским и украинским правозащитникам приветствовали генсек ООН Антониу Гуттериш и столь любимая в Киеве глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Так, советник офиса президента Украины Михаил Подоляк и известный своей неадекватностью бывший посол в Германии Андрей Мельник заявили, что Норвежский комитет поставил «страну-жертву» в один ряд с «агрессорами». Как подчеркнул Подоляк, «Нобелевский комитет имеет интересное понимание слова «мир», если представители двух стран, напавших на третью, получают Нобелевскую премию вместе», особенно когда «ни русские, ни белорусские организации не смогли организовать сопротивление войне». Депутат Верховной рады Марьяна Безуглая считает, что «недопустимо сейчас принимать какую-либо премию вместе с россиянами и белорусами», так как «это очередное основание и попытка объединить насильника и жертву», а потому от премии, по её мнению, украинской организации надо отказаться. Ее коллега Инна Совсун возмутилась тем, что «в один ряд ставить агрессоров и страну, которая всеми силами отбивается от геноцида». Им вторит и директор Украинского центра здравоохранения Ирина Немирович, которая призналась, что ей «дико, что в рамках премии мира в условиях войны одновременно награждают россиян, белорусов и украинцев», так как «это очень вписывается в нарративы РФ о «едином народе» и всю концепцию «примирения.».»Такого же мнения придерживается  и печально известный националист Владимир Вятрович, по мнению которого «объединение с белорусами и россиянами неуместно, поскольку актуализирует российский миф о «трёх братских народах», который является основой нынешней войны против Украины».

Подобных заявлений об «абсурдности» принятия решения Нобелевским комитетом за последние дни было множество. При этом центральной темой в них является не столько неудовлетворенность результатами голосования, сколько неприкрытая русофобия, а теперь, по всей видимости, и белорусофобия. И это может стать серьёзной проблемой для белорусской и российской оппозиции, которые до недавнего времени считала киевский режим своим союзником.

Антон ПОЛЯНИЧ