ФОТО: IMAGO/SASU MAKINEN/GLOBALLOOKPRESS

Главный вопрос последней недели для всех взрослых людей России – «Когда закроют границы для военнообязанных?». Только одни задают его с ужасом, а другие с надеждой. И кажется, эта надежда имеет под собой основания: пограничники «заворачивают» всё больше внезапных путешественников мужского пола.

Они не здесь власть

Власть – это в первую очередь ответственность. И как показательно, что те самые люди, которые 10 лет назад скандировали «мы здесь власть», при первых же испытаниях от этой ответственности попросту сбежали! Представляете, что было бы, если бы власть настоящая повелась на эту провокацию, как кабинет Януковича в 2014 году?

Знаете, в чём главное отличие России от Европы? Не в манерах, не в качестве продукции, не в потребительском поведении, даже не в религии. В Европе либерализм спокойно и органично уживается с демократией, в России – никогда. Ещё во время митингов 2011-2012 годов я горько спрашивал у их завсегдатаев:

Ребята, вы говорите, что за свободные выборы, но неужели не понимаете, что на реально свободных выборах народ первым делом вас же и лишит свободы?

Вот и сейчас либерализм не выдержал столкновения с демократией. Идеалистические представления о некоем свободном мире наткнулись на полное нежелание народа признавать наличие некоей «несвободы» и тем более бороться с нею.

Что ж, будет интересно, как «мыздесьвласти» станут утверждать свои права в свободном и доброжелательном западном мире. Как раз во время написания этого текста благодарная Финляндия уже сообщила о закрытии границ с бывшей метрополией. В других странах беглецов принимают тоже отнюдь не с распростёртыми объятиями. Там готовы терпеть уехавших сразу после начала спецоперации – у них хотя бы есть принципы, – но никак не тех, кто жил по-прежнему, а уехать собрался, только когда опасность коснулась драгоценной собственной пятой точки.

Отпустить нельзя задерживать

Бесконечные очереди на границах,

мобильные военкоматы для местных беглецов, продажа велосипедов для объезда очередей – как же жалко выглядят те, кто ещё вчера был «совестью нации». Но в то же время люди, не планирующие укрываться от мобилизации, задают резонный вопрос: почему заранее не провели мероприятия, исключающие бегство, вынуждающие отдать долг всех, независимо от их политической и жизненной позиции?

Позиция власти по этому поводу, честно говоря, совершенно непонятна. Нет, ранее вопросов не возникало: Путин и его окружение хорошо помнят уроки СССР, где запрет на выезд привёл к концентрации глухого протеста внутри страны с известным исходом, – и не повторяют этой ошибки.

Но ошибки ли?

Поэт Евгений Евтушенко, почти свободно разъезжавший по миру с дефицитным в Союзе загранпаспортом, для поддержания отношений с «проклятым режимом» был вынужден писать строки, о которых потом очень не любил вспоминать:

Вижу лица, изобличающие
то, что совесть у них нечиста.
Жалкий вид у вас, получающие
заграничные паспорта,

и далее:

И народ говорит: «Что печалиться,
видя рвение этой толпы?
Дезинфекция облегчается,
если сами бегут клопы!»

Занятно, что эти и другие столь же бодрые стихи включены в книжку с характерным названием «Нежность», а посвящены проникновенные строки эмигрантам не из СССР, а с Кубы, где незадолго до этого пришёл к власти Фидель Кастро – и тоже сквозь пальцы смотрел на отъезд несогласных. Которые потом отблагодарили его сотнями покушений.

«Гуманитарная катастрофа»

Массовый отъезд, даже по официальным оценкам, уже превысил планируемые объёмы мобилизации. Только в Казахстан легально выехало более 100 тысяч человек, а пункты перехода границы забиты и по всем другим направлениям, кроме разве что китайского.

На фоне одновременно с этими событиями опубликованного отчёта о рекордно низкой безработице такой отъезд становится ударом по рынку труда. Уезжают всё-таки в большинстве своём те, кто может это позволить себе материально, то есть квалифицированные специалисты и менеджеры. С одной стороны, это уникальная возможность карьерного роста для сотен тысяч людей (кажется, только у нас в Царьграде расти некуда – ни один даже не подумал об отъезде), с другой – безусловно, потеря сильных кадров всех уровней. Вот «КоммерсантЪ» уже предупреждает о дефиците водителей и логистов.

Нет сомнений, что за уехавшими отцами, мужьями, сыновьями постепенно потянутся дочери, жёны, матери. Можно ожидать, что в случае сохранения нынешнего пограничного режима число уехавших за ближайший год удвоится.

И вот уже псковский «яблочник» Лев Шлосберг пишет в соцсети Facebook* проникновенные строки о том, что

…разрывы связей человека и дома, человека и общества, человека и родины вырастают в общенациональную гуманитарную катастрофу. Такая катастрофа длительна и во многом необратима. Она ломает миллионы линий жизни, буквально разрывает в клочья человеческую историю.

Красиво! Не упоминает Лев Маркович лишь о том, что «катастрофа» (а спешный переезд для многих – действительно крах всего жизненного уклада) эта была сугубо добровольной. Хочешь – катастрофься, хочешь – нет. Да, наши враги ставят знак равенства между мобилизацией и непременной гибелью, но обязательно ли идти у них на поводу? Настоящая опасность построена тут, под боком, в виде мигрантских гетто с их ежедневным насилием в виде «азиатских качалок», где воспитываются ненавидящие Россию воины – пока вы, дорогие либералы, рассказывали нам о равенстве национальностей, уважении к обычаям и «таджикских девочках».

Вот где гуманитарная катастрофа.

Но поскольку земля Русская оптимистами не оскудеет, случаются и забавные конспироложества на тему массового отъезда.

Мы отправим в Америку ещё 20 миллионов русских и выберем там своего президента!

– восклицал Владимир Жириновский в незабвенной «багдадской речи». А может быть, коварный Путин хочет изменить национальный состав гордого независимого Казахстана, чтобы вернуть непостоянного союзника на путь истинный?

Что с того?

Надо ли останавливать желающих уехать? Резонный вопрос «Зачем армии люди, которые не хотят в ней служить, да и вообще не любят Родину?» однозначного ответа не имеет. С одной стороны, такой солдат или офицер – мина замедленного действия, с другой… Представляется, что отсутствие мероприятий по заблаговременному «закрытию шлюзов» всё же было ошибкой. Потому что сейчас создаётся ощущение, что скоростное избавление от пятой колонны было чуть ли не главной целью мобилизации – а это просто оскорбительно для настоящих мужчин, которые уже отправились в войска.

* Facebook (Meta) – соцсеть признана экстремистской и запрещена в России.

ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ