СМИ, со ссылкой на МАГАТЭ, сообщили, что после проведённого бригадой «Энергоатома» ремонта распределяющих устройств, 17 сентября Запорожская АЭС включилась в энергосистему Украины. Кризис вокруг станции временно преодолён. Причём – не в интересах России

Фото: © РИА Новости. Константин Михальчевский

Очевидно, что между Россией и Украиной, при посредничестве МАГАТЭ, заключено соглашение.

Российская сторона отказывается от планов включения ЗАЭС в энергосистему России. Надо сказать, достижение небольшое – в результате украинских обстрелов это включение стало физически невозможным.

Украинская сторона, оставаясь единственным оператором ЗАЭС, отказывается от обстрелов и планов вооружённого захвата станции (а в последнее время распространялись слухи, что ВСУ опять готовят речной десант возле Энергодара).

Собственно говоря, ситуация для российской стороны была нерешаема – возможностей для того, чтобы отодвинуть фронт на расстояние, которое сделает невозможным обстрелы АЭС, нет. Более того, если отодвинуть фронт на 150 километров, американцы предоставят ракеты с дальностью стрельбы 300 км. Дальнейшее существование в нынешнем режиме рано или поздно привела бы к более или менее тяжёлой радиационной аварии. Украинская сторона не только её не боится, но даже считает желательной – ведь вина за происшествие будет возложена на российскую сторону, которая контролирует станцию. Последствия второго Чернобыля для Украины нынешнюю власть не интересуют – они уже давно чувствуют себя «лидерами цивилизованного мира в противостоянии путинской агрессии» и легко жертвуют страной и людьми ради этого.

Но, кстати, если это так, то почему Киев согласился на эту сделку? Разумеется, не из-за авторитета МАГАТЭ. Секрет сговорчивости Киева раскрыл Владимир Путин во время саммита ШОС в Самарканде – то, что мы посчитали началом системных ударов по украинской энергетической инфраструктуре, было предупреждением – что может последовать, если Украина не согласится на предложенную МАГАТЭ сделку.

Честно говоря, мы даже вздохнули с некоторым облегчением – ничего неожиданного не произошло, Россия не начала воевать в полную силу и, главное, не стала бить по простым гражданам Украины, продолжая руководствоваться идеями гуманизма.

Существует ли риск того, что украинская сторона не будет выполнять свои обязательства в рамках энергетического соглашения? Вообще-то говоря существует твёрдая уверенность, что не будет, просто потому, что официальный Киев никогда и ничего не выполняет. И уж конечно не остановит его «авторитет» МАГАТЭ.

Но тут действуют два важным фактора.

Во-первых, в случае разрыва сделки Россия может возобновить атаки электростанций. То, что она может их эффективно проводить, даже не смотря на сопротивление украинской ПВО, наглядно продемонстрировано.

Во-вторых, Зеленский уже понаобещал Европе поставлять туда электроэнергию, что будет сомнительно в случае дальнейшего простоя ЗАЭС и тем более будет невозможно в случае продолжения российских ударов по электростанциям.

Кстати говоря, игроков в сделке, судя по всему, больше. Например, США заявили, что не будут поставлять Украине ракетные системы дальностью до 300 км. А ведь эти поставки были уже анонсированы… Мы, разумеется, не знаем, с чем этом связано, но, похоже, речь идёт о «намёках» в рамках даже нескольких проектов – энергетической сделки и давления на Украину с тем, чтобы она возобновила участие в мирных переговорах (следствием чего стало появление украинского «мирного плана»).

Разумеется, такая сделка для России невыгодна – ей было бы лучше восстановить энергоснабжение освобождённых территорий (надеемся, что прекращение украинских обстрелов позволит это осуществить), но, повторим, ситуация безвыходна в чисто военном смысле.

Ну а планам СВО, по утверждению Путина, это не мешает – целью спецпоперации по-прежнему является освобождение Донбасса. Причём Россия «не торопится».

Василий СтоякинРИА