ФОТО: GIANNIS PAPANIKOS / SHUTTERSTOCK.COM

Турецкие руководители давно обещают, что Анкара может «в любой момент» начать четвёртую за последние годы «трансграничную операцию» на севере Сирии под предлогом угрозы со стороны курдов. Турки не начали её пока лишь потому, что пытаются согласовать свои аппетиты с двумя крупнейшими региональными игроками – Россией и США. С Москвой, похоже, это не получилось, о чём свидетельствует переброска в регион русских десантников и авиации. А с Вашингтоном, видимо, поладить удалось. Поддержку курдов американцы обменяли, предав своих подопечных в очередной раз, на согласие Анкары с членством в НАТО Швеции и Финляндии. Значит, операция скоро начнётся, и те, кто ставил на США, истекут кровью. Но лёгкой прогулки для турок тоже не будет.

«Зона безопасности»

Турция отработала в Сирии механизм, который Россия могла бы применить на Украине. Тем более что пропитавшиеся фашистским духом ВСУ и всевозможные нацбаты это преступники, а не борцы за свободу, а русские на Украине действительно находятся на своей земле, воюя с временно превращёнными в вырусь соплеменниками ради их же собственного блага. Турция в 2019 году и без разрешения арабского соседа создала на севере Сирии 30-километровую зону безопасности под предлогом защиты от «террористической» деятельности курдов и их местных союзников. Аналогичные меры были предприняты турками на севере Ирака. Там тоже компактно проживают курды, мечтающие создать своё отдельное государство на основе территорий, входящих в Сирию, Турцию, Ирак и Иран.

Под предлогом того, что Дамаск не может (сирийские курды ему не подчиняются) и не горит желанием обеспечивать безопасность Турции, оккупирующей 10% территории страны с населением в 4,4 миллиона человек, Анкара и встала на путь расширения «зоны безопасности». Логика Анкары такова: не могут «зону безопасности» обеспечить туркам Дамаск, Багдад, Вашингтон и Москва, значит, захватываем новые территории. На Украине за пару лет без серьёзных боёв так можно было бы дойти до Киева. Обстреливают украинцы Белгород и Курск, да даже просто русских солдат – отодвигаем противника на дальность поражения его ракет. Бьют по новым нашим позициям – сдвигаем ещё дальше. А там, глядишь, и никакой Украины не останется. Нечто подобное Турция в идеале хотела бы провернуть в Сирии.

В Анкаре вопрос ставят именно так. «В последнее время как в самой Сирии, так и с сирийской территории увеличилось количество террористических вылазок на наши земли. … Операция будет проведена в рамках международного права, и ни США, ни Россия не вправе против неё возражать», – заявил 4 июля в интервью телеканалу NTV глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что основной целью новой военной операции в Сирии является расширение 30-километровой зоны безопасности, созданной в октябре 2019 года по итогам операции «Источник мира», прежде всего, установление контроля над городами Манбидж и Телль-Рифат. По данным турецких СМИ, в ней примут участие 50 тысяч военнослужащих и 5 тысяч боевиков подконтрольной Анкаре т. н. Сирийской свободной армии.

турция

УЧЕНИЯ ТУРЕЦКОЙ АРМИИ. ФОТО: MUSTAFA KAYA / GLOBALLOOKPRESS

Россия – против и готовится

Поскольку Дамаск Анкаре ничего не должен, в России отрицательно относятся к этой затее. «Мы не считаем, что эта специальная операция будет способствовать стабильности и безопасности Сирийской Арабской Республики», – заявил 15 июня, комментируя намерения турок провести в Сирии военную операцию против курдов, президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков. Ранее спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев сообщил, что Россия будет призывать Анкару отказаться от этого шага и попытаться решить озабоченности дипломатическим путём.

Переброска батальона русских десантников – по некоторым данным, 600 человек – с воздушной поддержкой на север Сирии указывает, повторим, на то, что дипломатия зашла в тупик. Защищать проамериканских курдов русские, конечно, не будут. Скорее, их задача будет заключаться в том, чтобы не допустить столкновений турецких и сирийских правительственных войск. Плюс оказывать на Анкару сдерживающее влияние, если у турок возникнет головокружение от успехов. Подготовительные действия России являются косвенным подтверждением того, что турецкая операция начнётся уже в ближайшие дни.

Курдов «кинули» США

Главная причина скорого развития событий – в изменении позиции США. «Мы бы выступили против любой эскалации на севере Сирии. Мы поддерживаем текущее прекращение огня. Мы опасаемся, что любые новые наступательные действия подорвут стабильность в регионе, … предоставят возможность сторонам, стремящимся причинить ущерб, воспользоваться нестабильностью в своих целях», – заявил 1 июня в ходе совместной с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом пресс-конференции госсекретарь США Энтони Блинкен.

Однако затем США «кинули» курдов, так как очень хотели получить добро Анкары на вступление в НАТО Швеции и Финляндии. Несмотря на туманные обещания, эти страны, конечно, не передадут в наручниках туркам давно обосновавшихся у них курдских активистов, которых в Турции называют террористами. В Анкаре это прекрасно понимали с самого начала, но там верно рассчитали, что американцы постараются «умаслить» турок другими способами. Так и случилось. Турецкие СМИ сообщают, что США потребовали от курдов без каких-либо предварительных условий передать под контроль турецкой армии город Манбидж и его окрестности. И если курды – имеющая мощное военное крыло Рабочая партия Курдистана (РПК) и «Силы народной самообороны» (СНС) – не согласятся, США прекратят оказывать им какую-либо поддержку.

В этих условиях наступать туркам будет намного легче, так как в Анкаре будут знать, что американцы, использующие курдов для дестабилизации ситуации в регионе, мешать сильно не будут. А дальше будут новые рубежи, ибо Эрдоган не устаёт повторять, что будет продолжать свои военные операции, пока не искоренит противостоящих ей «террористов». Кроме того, Турция оправдывает ползучую аннексию соседней страны ещё и проблемой сирийских беженцев, число которых, по официальным данным, превышает 3,7 миллиона человек. Анкара использует занятые турками и их марионетками сирийские территории, чтобы туда их перемещать, создавая в подконтрольных районах зависимое от себя и нуждающееся-де в защите население, у которого были проблемы с Дамаском. Тоже, кстати, интересная тактика.

Что с того?

Таким образом, как видим, пользуясь сложной международной обстановкой и играя на противоречиях главных протагонистов, Турция решила укрепить свои позиции в Сирии, действуя под прикрытием традиционного жупела в виде курдской угрозы. В Дамаске это видят именно так. Президент Башар Асад обвинил руководство Турции в том, что оно пытается под надуманным предлогом оправдать готовящееся вторжение в Сирию. По его словам, «действия Анкары представляют собой грубое нарушение международного права и Устава ООН, а также принципов добрососедства». Сирийский посол в Москве Рияд Хаддад сказал в интервью ТАСС, что «Эрдоган использует текущие мировые события, для того чтобы продвигать более враждебную политику в отношении Сирии». Он далее заявил, что подготавливаемая военная операция «представляет собой вопиющее посягательство на суверенитет Сирии и угрожает её территориальной целостности, а также полностью противоречит роли Турции как гаранта астанинского процесса».

Задача России в складывающейся ситуации яснее ясного. Умерив своим присутствием на поле боя пыл турок, сделать так, чтобы её союзники в Сирии, болезненно относящейся к турецким военным операциям на своей территории, не пострадали. Угрозы прямых столкновений российских и турецких военных практически нет, так как Россия и Турция извлекают слишком большую выгоду из своих двусторонних отношений, которые лично курируют президенты обеих стран. Это будет урок для связавшихся с прожжёнными заокеанскими лжецами и кидалами сирийских курдов. Не на тех ставите. Вы для них всего лишь мелкая разменная монета и ничего больше. Поскольку реальность такова: или идти под руку мягкого, интеллигентного Асада, или попасть в руки крутого турецкого султана, умеющего скручивать в бараний рог тех, кого считает террористами. Вряд ли и после Эрдогана ситуация для курдов изменится к лучшему.

 

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ