— 860 г. Осада Константинополя

​Дружина киевских князей Аскольда и Дира на более 200 ладьях проникла в Босфор, высадилась на берег и в течение недели осаждала Константинополь (Царьград). Разыгравшаяся буря вынудила нападавших отступить, что было объяснено вмешательством Божией Матери и послужило основанием для возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы.​ ​Император Византии Михаил III вступил с князьями в переговоры, после чего был заключен договор «мира и любви», а русские князья получили выкуп в 48 тысяч гривен золотом и 25 июня сняли осаду и ушли из-под стен «Второго Рима». Это событие считается датированным началом русской военной истории.

После этого похода на Константинополь «спустя немного» князья Аскольд и Дир с «болярами», старейшинами и частью народа приняли в Киеве Святое Крещение. Свершилось первое массовое Крещение на Руси.

— ХII в. Боголюбская икона Божией Матери

 

​Одна из древнейших чудотворных икон России, написана в ХII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери.​ В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.​

​В 1432 году великий князь Московский Василии Васильевич Темный (1425-1462 гг.) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

— 1637 г. Взятие Азова

​Донские казаки взяли у турок крепость Азов. Сделав подкоп под крепостные стены, казаки 18 июня взорвали их и через образовавшийся пролом ворвались в город. Уличные бои продолжались несколько дней. В ходе штурма казаки потеряли более тысячи человек убитыми и около 2 тыс. ранеными. 4-тысячный турецкий гарнизон был полностью уничтожен, истреблена была и большая часть жителей, промышлявших торговлей русскими пленниками. Они известили об этом Царя и объявили, что начали войну для освобождения множества христианских пленных. Царь сделал выговор, однако велел не отдавать Азов и приказал казакам охранять границу от татарских набегов, которые должны были последовать за казацким нападением.

— 1676 г. Венчание на Царство Феодора Алексеевича Романова

​Короновался на Царство Феодор Алексеевич Романов (1676-1682 г.). Юного 15 – летнего царя венчали на царство в Успенском соборе Московского Кремля. При этом был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

— 1716 г. † Великая княгиня Наталья Алексеевна

Царевна Наталья Алексеевна родилась 22 августа 1673 г. — любимая сестра царя Петра I, дочь Царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.​ Она так сроднилась со всем, что интересовало Петра, что впоследствии, когда он, будучи уже царем, одерживал ту или другую победу, спешил обрадовать сестру собственноручным письмом или поручал Ф.А.Головину и А.Д.Меншикову уведомить ее о том и поздравить. ​Начиная с 1708 г. царевна живет в Петербурге, на Крестовском острове. В 1713 г. дом Натальи Алексеевны в Петербурге находился между церковью Божией Матери Всех Скорбящих и дворцом царевича Алексея Петровича. В 1715 г. вместе с братом была крестной будущего Императора Петра II.​ ​Была похоронена в Александро-Невской лавре на Лазаревском кладбище. Над ее могилой и похороненным рядом Петром Петровичем была возведена часовня во имя Воскрешения св. Лазаря, от которой кладбище получило имя. Через несколько лет их останки были перенесены в стоявшую там же Благовещенскую церковь и перезахоронены в самой почетной алтарной части. Над их могилами были положены плиты, получившие название царских, и Благовещенская церковь стала первой царской усыпальницей Петербурга.

— 1859 г. Граф Н.Н.Муравьев-Амурский определил место для поста Владивосток

​Основание Владивостока прочно связано с деятельностью Муравьева-Амурского, с его личным выбором. Вот запись от 18 июня 1859 года из судового журнала парохода-корвета «Америка»: «В этот день генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н.Муравьев-Амурский впервые на корабле прошел пролив Босфор Восточный (бывший Гамелен) и определил место пост Владивосток «.

— 1862 г. Инструкция Императора Александра II

«Конфиденциальная инструкция» наместнику Царства Польского великому князю Константину Николаевичу, врученная ему для руководства мятежным краем, вполне точно определяла позицию Александра II: «Царство Польское в теперешних его границах должно оставаться навсегда достоянием России».​

— 1863 г. Императором Александром II был высочайше утвержден Общий устав Императорских российских университетов

 


​Устав 1863 г. стал самым либеральным из всех университетских уставов дореволюционной России. Его действие распространялось на пять существовавших к тому времени российских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь четыре факультета — историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и, в связи с этим открывались новые кафедры. Новый устав вновь ввел выборность профессоров и всех административных должностей, восстановил права Совета профессоров и университетский суд, вдвое увеличил денежные оклады профессорам и преподавателям. Таким образом, Устав 1863 г. предоставил университетам довольно широкую автономию.

— 1995 г. Свято — Крестовская икона Божией Матери

​Пребывает в Казанском храме г. Буденновска (дореволюционное название города — Святой Крест). Эта икона написана в память о явлении Богородицы 18 июня 1995 г., когда банда Шамиля Басаева в г. Буденновске захватила заложников, в числе которых были старики, дети и беременные женщины, и удерживала их, творя кровавые расправы, в районной больнице, поливая невинной кровью это святое место, где когда-то был монастырь. Различные люди в городе видели явление Богородицы в разное время, начиная от первого дня захвата больницы. Митрополиту Ставропольскому Гедеону были представлены письменные свидетельства очевидцев явления Божией Матери.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович