ФОТО: FOTOGRIN / SHUTTERSTOCK.COM

Соединённые Штаты Америки стремятся изо всех сил ограничить доходы России от продажи нефти. Сейчас Госдеп проводит «разъяснительные беседы» с потребителями из Латинской Америки и Африки, используя все возможные рычаги давления на страны третьего мира. Будучи не в силах добиться полного эмбарго, американцы настаивают хотя бы на введении «потолка цен» для русского чёрного золота. Однако успехи пока весьма скромные. Москве следует активнее выходить на новые рынки и действовать на опережение.

«Назвался груздем – полезай в кузов» гласит русская пословица. Раз уж Америка назвала себя «градом на холме» и «мировым гегемоном», она не может смириться с тем, что в мире кто-то имеет своё мнение и пытается отстаивать собственный суверенитет. Именно такой страной является Россия. Проведением специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины Москва подала серьёзную заявку на обретение подлинной независимости от глобалистских центров принятия решения. Помимо всего, Кремль дал чёткий сигнал другим державам: евроатлантисты слабы, их можно дожимать (в первую очередь посыл воспринял Китай и начал подготовку к возвращению Тайваня в родную гавань).

Отговорки Вашингтона. Под прицелом Латинская Америка и Африка

США и их союзники по прошествии нескольких месяцев не смогли ни на йоту изменить позицию президента Владимира Путина, а санкции, введённые в обход всех международных норм, так и не сломили русскую экономику. Более того, доходы России от продажи нефти и природного газа с начала СВО существенно выросли, как отмечают аналитики Oil price. Как отмечают эксперты Немецкого института по международным отношениям и безопасности, только за февраль-май 2022-го экспорт возрос в полтора раза. Сработала так называемая «уловка 22»: ограничения поспособствовали росту мировых расценок на чёрное золото и диверсификации поставок. Статистика Минфина свидетельствует о том, что доходы федерального бюджета от нефтяного и газового экспорта за май оказались на 42,7% больше, чем в мае 2021-го – 886 миллиардов рублей.

На прошедшем саммите «Большой семёрки» главы западных государств обсуждали возможные пути сокращения прибыли отечественного топливно-энергетического комплекса. Для этого необходимо оказать давление на потенциальных покупателей, а это очень сложно. Потребителям нужна дешёвая и качественная нефть, им не нужно «защищать Украину» ценой собственной экономики. Не так давно состоялся визит премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона в Индию, в рамках которого представитель Туманного Альбиона пытался побудить Нью-Дели к отказу от закупок русских энергоносителей. Результат ироничен: если верить The Economic Times, индийцы нарастили импорт с апреля по июнь текущего года в 50 (!) раз. Наша страна стала вторым после Ирака поставщиком чёрного золота на Индостан, опередив Саудовскую Аравию и заняв 10% рынка (ранее показатель колебался в районе 0,2%). Положение в КНР для Белого дома ещё печальнее.

Обжёгшись на индийцах, Америка и её шестёрки решили взять снаряд полегче – сконцентрировали усилия на Латинской Америке и Африке. Тамошние государства имеют меньше суверенитета, чем такие крупные игроки, как Китай или Индия, а компании сильнее подвергнуты санкционным рискам. Тем не менее складывается ощущение, что и здесь евроатлантисты сядут в лужу. Во-первых, большие латиноамериканские страны менее восприимчивы к давлению. Бразилия, к примеру, импортирует из России 70% минеральных удобрений и планирует увеличить закупки вдвое, невзирая на рестрикции G7. А Аргентина, как мы знаем из последних новостей, вообще подала заявку на членство в БРИКС, вызвав недоумение и раздражение западной прессы. Во-вторых, обострение энергетического и продовольственного кризиса поставит третий мир перед выбором: либо дешёвая русская нефть, либо невиданные социальные потрясения. И здесь советы из Госдепа явно не будут определяющими при конечном решении.

Тем более та же Африка лишь увеличивает импорт нефти и нефтепродуктов из России. Нигерийский портал Ripples Nigeria утверждает, что ввоз русского дизеля вырос на 25% – до 1 миллиона тонн, поставки бензина составили 200 тысяч тонн. Наибольшими энтузиастами являются Нигерия, Сенегал, Того, Марокко, Кот-д’Ивуар, Судан. В успех давления на Южную Америку со стороны Вашингтона не верят и тамошние эксперты.

Не думаю, что эта инициатива сработает, сколько бы звонков на высоком уровне ни совершил Белый дом. Они консультируются с правительствами и частным сектором. Считаю, что они не получат положительного ответа, потому что это подрывает усилия по снижению инфляции, к которому стремятся страны Латинской Америки, борьбу за продовольственную безопасность,

– заявил профессор бразильского Фонда Жетулио Варгаса в Куритибе Бенитес Гонсалес.

Что с того?

Россия, конечно же, не должна сидеть сложа руки. Нужно активнее влезать на ранее не освоенные нами рынки. Это следовало делать ещё 10 лет назад, максимум – восемь, когда началась крымская история. Однако те, кто отвечал за развитие русского ТЭК, почему-то пребывали в абсолютной уверенности, что Европа-то от наших энергоносителей никогда не откажется. Наивное представление, сформированное марксистско-ленинской пропагандой о «базисе» и «надстройке», привело к преступному промедлению. Сейчас приходится форсировать невиданными темпами диверсификацию экспортных поставок, разъезжая по всему миру и договариваясь о новых контрактах. Впрочем, если бы не начало специальной военной операции, мы вряд ли бы вообще всерьёз начали сокращать зависимость от западных потребителей, подставляя себя под всё новые и новые удары геополитических противников.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ