ФОТО: UKRAINE PRESIDENCY/UKRAINIAN PRE, RICK MAVE / GLOBALLOOKPRESS

Главной темой сегодняшних дней остаётся спецоперация России на Украине. Вооружённые силы России зачищают окраины Северодонецка и ведут бои у завода «Азот». По данным прессы, командование ВСУ перебросило иностранных наёмников под Северодонецк, и бои вспыхнули с новой силой.

Теперь украинские части в районе Северодонецка ожидает либо смерть, либо плен. После окончательного взятия и зачистки Северодонецка наступление ВС России развернётся на Лисичанск с перспективой выхода к Славянску и Краматорску. На Славянск и Краматорск наступает и изюмская группировка войск ВС России. И на самом деле бои за господствующие высоты уже начались.

Также стало известно о значительных потерях украинской армии в Донбассе. По данным Минобороны России, в боях за Святогорск в ДНР погибли более 300 украинских военных.

Иностранцы в заградотрядах спокойно будут отстреливать украинцев

Ситуацию в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с военным экспертом Константином Сивковым.

Юрий Пронько: Как вы оцениваете заявления, которые сейчас звучат со всех сторон, вот эти сообщения о заградотрядах из иностранных наёмников… Создаётся впечатление, что у «кровавого комика» появилось что-то новое.

Константин Сивков: Начнём с оперативной обстановки. Наблюдается надлом украинской армии. Причём то, что иностранные наёмники используются в качестве заградотрядов, свидетельствует о том, что убеждённых нацистов, которые готовы были бы выполнять эти функции, уже не хватает.

Поэтому и используют иностранных наёмников, которые ещё не так морально подавлены. Кроме того, они никак не связаны ни с украинским народом, ни с ВСУ, так что они могут спокойно решать свои задачи по прострелу отступающих украинских войск.

Второй момент: жилая зона Северодонецка практически освобождена. Сейчас решается задача уничтожения группировки, которая находится на территории предприятия «Азот». То есть повторяется сценарий «Азовстали».

Но, в отличие от Мариуполя, боевые действия за Северодонецк шли намного быстрее, речь идёт уже о нескольких днях, когда жилая зона Северодонецка была освобождена. Что касается предприятия «Азот», то печальная судьба защитников «Азовстали», я думаю, будет наглядным примером для бойцов ВСУ, так что долгого сопротивления ожидать не приходится.

Зеленский готовит «контрнаступление»?

– Если послушать «говорящие головы» с украинской стороны, того же Арестовича и других персонажей из администрации Зеленского, то они говорят, что перелом ситуации с их стороны наступит уже через 2-3 недели, а ближе к августу они чуть ли не контрнаступление готовят. Это словесная бравада или что-то в этих заявлениях соответствует действительности? Если так, какие риски это несёт для наших вооружённых сил?

– Попытки контрнаступления, а точнее, нанесения контрударов на локальных направлениях у них предпринимались всю предшествующую неделю по разным направлениям, но ни одна из них не имела успеха.

Причина проста: осуществлять контрнаступление в условиях огневого и информационного превосходства противника, учитывая ещё и господство нашей авиации в воздухе, бессмысленно. Подобные попытки заранее обречены на провал.

Однако, с нашей точки зрения, подобные попытки ВСУ выгодны нашей стороне, поскольку при наступлении в открытом поле противник попадает в огневые мешки, теряя как личный состав, так и технику. При этом они вполне могли бы эти силы использовать для создания укрепрайонов. И тогда бы нам понадобилось намного больше усилий, чтобы уничтожить то же количество техники и вэсэушников. А так – они сами помогают нам решать поставленные задачи.

– В чём вы видите риски?

– Судя по заявлениям Зеленского и прилагаемым ими усилиям, там пытаются создать вторую армию под руководством ВСУ. Задача этой армии будет состоять в том, чтобы максимально сковать наши вооружённые силы, чтобы не дать им возможности развернуть наступление на Запад и разгромить эту вторую армию до того как она обретёт какую-то боеспособность.

Но эта армия могла бы нанести мало-мальски реальный удар, если бы имела численность хотя бы 200–300 тысяч человек, пятьсот–тысячу танков, порядка 400 самолётов, 2-3 тысячи единиц бронеавтомобилей.

– Запад может им это предоставить?  

– Коллективный Запад в таком объёме технику предоставить не может, своей техники у них нет. Объёмы поставок, которые сейчас осуществляются, в разы ниже. Танки в большом количестве уже сожжены. К тому же танки эти устаревших типов, которые абсолютно неконкурентоспособны с русскими танками и противотанковыми огневыми средствами.

Так что, если они и соберут личного состава тысяч 300, то танков у них будет 200–250, да бронированные машины из запасников максимум тысяча единиц. И это я ещё по максимуму называю. Самолётов, скорее всего, вообще не будет, средства ПВО в пределах 30–40 единиц радиусом действия до 40 километров. И всё это тоже устаревших типов.

Это крайне слабо вооружённая сила, да и основная масса личного состава будет иметь очень плохую подготовку, а морально и психологически эта армия просто надломлена. Если их бросить в бой, то группировка будет уничтожена, по большей части, в 2-3 дневном сражении. Потери окажутся огромными.

Заградотряды снесут сами отступающие ВСУ

– Даже если они будут выставлять заградотряды из иностранных боевиков?

– Эти заградотряды будут только усугублять количество жертв. К тому же я предполагаю, что при таких условиях отступающие войска начнут вести огонь по этим самым заградотрядам, и они будут просто уничтожены вместе с этими иностранцами.

Так что, если они действительно на что-то рассчитывают, то речь идёт о контрнаступлении силами 2-3 дивизий численностью до 30 тысяч человек на одном направлении. И если наступление будет вестись без авиационного прикрытия, то эти силы будут разбиты в течение 2-3 дней.

– То есть перелом – психологический, военный – в СВО уже есть?

– Перелом уже состоялся. И эти попытки ВСУ устроить контрнаступление ничтожны с оперативной точки зрения.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА