Фото: © РИА Новости/Дмитрий Рыжаков

Китай демонстрирует желание к более активному сотрудничеству с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

В декабре 2021 года председатель КНР Си Цзиньпин на переговорах с президентом РФ Владимиром Путиным заявил, что Пекин намерен углубить взаимодействие с ОДКБ.

15 апреля 2022 года этот же тезис повторил председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (глава парламента) КНР Ли Чжаньшу. Важный момент: он это сделал в ходе обсуждения с главой Совета Федерации РФ вопроса об адаптации законодательных систем двух стран. Адаптация (сближение) законодательств является предварительным условием для переговоров об участии Пекина в деятельности ОДКБ. Такая адаптация необходима, чтобы страны могли выполнить свои обязательства в будущем и этому не препятствовали нормы внутреннего законодательства.

С чем связан такой повышенный интерес к ОДКБ?

Организация Договора о коллективной безопасности, или Ташкентский договор, – это региональная международная организация, созданная в 1992 году Россией и несколькими странами СНГ. Целями ее деятельности провозглашены «укрепление мира, международной и региональной безопасности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». До сих пор деятельность ОДКБ была ограничена постсоветским пространством. В случае присоединения Китая, не важно – в качестве полноценного члена или наблюдателя, формат организации изменится. Из регионального объединения она превратится в объединение по поддержанию мира и безопасности во всей Евразии.

Другое дело, что у Китая сейчас в приоритете отнюдь не глобальные, а более узкие, прагматичные цели.

Стать «отцом нации»

На вторую половину 2022 года запланирован XX Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. Он должен решить вопрос об избрании нового лидера партии, который займет высшие посты в государстве – генсека ЦК КПК и председателя КНР – до 2027 года. Си Цзиньпин претендует на переизбрание. Это значит, что он хочет нарушить традицию ограничивать избрание одного и того же лица на высшие посты в государстве на два пятилетних срока подряд. Си Цзиньпин занимает свои посты с 2012 года и, в случае переизбрания, это будет для него третий срок.

Добиться этого можно лишь одним путем – закрепив за собой статус одного из «отцов нации». На сегодняшний день этот титул закреплен за Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Первый из них учредил Китайскую Народную Республику. При втором были подписаны соглашения с Англией и Португалией о передаче под суверенитет Пекина китайских анклавов Гонконга (Сянгана) и Макао (Аомыня). Стать вровень с ними можно только одним путем – завершив начатое ими дело по объединению китайского народа. Речь идет о решении «тайваньского вопроса».

Остров в заложниках у США

Тайвань – это остров, расположенный в 150 км от восточного берега материковой части Китая и населенный этническими китайцами. С 1949 года он де-факто находится под управлением марионеточного правительства, которому покровительствуют США. Возвращение острова под контроль Пекина относится к числу главных приоритетов китайской внешней политики. И тот, кто найдет способ решить эту проблему, по праву получит титул «отца нации», т. е. окажется в одном ряду с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином.

В качестве одного из вариантов решения «тайваньской проблемы» в Пекине рассматривают возможность блокады острова. План прост: экономика Тайваня полностью зависит от импорта сырья из-за рубежа. Поэтому предлагается ввести вокруг острова военно-морской карантин под предлогом того, что Тайбэй импортирует компоненты для создания ядерного или биологического оружия. На практике это означает, что китайские ВМФ и ВВС перекроют доступ к острову как по морю, так и по воздуху.

Отчасти этот сценарий уже реализовывается. Китай вместе с Россией выступил инициатором международного расследования фактов реализации США программы по разработке биологического оружия. В то время как Москва публикует материалы о деятельности американских лабораторий на Украине, Пекин пытается привлечь внимание к лабораториям на Тайване. В обоих случаях речь идет о возможной причастности США к распространению коронавируса SARS-CoV-2.

Гипотетическое столкновение с Вашингтоном

В то же время в Пекине прекрасно понимают, что эскалация вокруг Тайваня может привести к необходимости применения силы. Ведь у Тайваня заключен оборонный договор с США, по которому Тайбэй фактически находится под военной защитой Вашингтона. И ВМФ США может попробовать нарушить китайскую блокаду.

В этом случае речь пойдет о нанесении ударов в том числе по территории, населенной такими же китайцами, как и те, что проживают на материке. В этом случае тайваньские военные будут неизбежно прикрываться гражданским населением как живым щитом. Таким образом, возникнет ситуация, похожая на ту, которую сегодня можно наблюдать на Украине. И в этом случае Китаю очень пригодится не только российский опыт, но и те военные технологии, которые применяются или будут применены на Украине. Получить их можно в рамках сотрудничества в ОДКБ. Именно в этом заключается непосредственная причина интереса КНР к Организации Договора о коллективной безопасности.

И здесь вопрос не только в том, что Россия получит взамен. Еще более важно использовать ситуацию, чтобы сделать российско-китайские отношения максимально прочными.

Укрепление связей с Россией

Если речь пошла об адаптации законодательства двух стран, то необходимо решить в том числе следующий вопрос. В конституции КНР с момента ее принятия присутствует норма о «неравноправности» договоров, заключенных европейскими державами с Поднебесной в XIX веке. В число этих соглашений попали и те, которые закрепили за Российской империей Дальний Восток. Эта норма являлась источником конфликтов и даже территориальных претензий в прошлом.

Территориальный вопрос был решен в 2005 году. Тогда Россия и Китай ратифицировали договор о границе, по которому взаимно отказались от каких-либо претензий. Но, во-первых, это соглашение носит временный характер. А во-вторых, следовало бы устранить любой, даже теоретический, повод для возникновения каких-либо конфликтов в будущем. Для этого следовало бы подкрепить российско-китайский договор о границе хоть каким-то документом о том, что признание «неравноправности» соглашений с Российской империей в XIX веке имеет лишь историческое значение. И не предполагает возможность предъявления политических претензий в будущем.

Юрий Городненко, РенTV