ФОТО: KHORKINS / SHUTTERSTOCK.COM

Уходя из Афганистана, США сознательно оставили после себя страшную мину замедленного действия под всеми странами-соседями этой страны, включая Россию. Эти страны объединили усилия, чтобы избавить себя от этой угрозы. Новым примером совместных действий стала третья министерская конференция стран – соседей Афганистана в Туньси (Китай). Помимо КНР и России в ней участвовали Пакистан, Иран, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, а также Индонезия и Катар. Москва вполне определилась, что делать с Афганистаном: помогать по мере возможности, способствовать внутреннему миру в этой стране и её международному признанию при разумной политике талибов*. Чтобы не допустить дестабилизации стратегически важного региона, составляющего южное «подбрюшье» России.

Глава МИД России Сергей Лавров чётко объяснил, почему Россия будет помогать Афганистану. Потому что, по его словам, «можно констатировать, что, несмотря на нехватку управленческого опыта, финансово-экономические ограничения и политико-дипломатическое давление со стороны США и их союзников, новой администрации Афганистана удаётся справляться с поддержанием государства на плаву». Это имеет принципиальное значение, так как американцы рассчитывали, что этого не случится. Что в разрушенном ими Афганистане наступит хаос, и он утянет с собою в пучину соседние страны, что их начнёт как бы засасывать в воронку от затонувшего корабля. Но афганский корабль при новой власти не тонет, кое-как держась на плаву, ожидая любую помощь.

Москва это делала и раньше – в гуманитарной сфере, демонстрируя желание поддерживать с талибами* хорошие рабочие отношения по линии своего посольства в Кабуле, принимая посланцев «Талибана»* в Москве и отправляя делегации из России для переговоров в Кабул, отправляя туда и «гуманитарку».

В ноябре-декабре 2021 года доставили очередные три партии гуманитарных грузов, включая продовольствие и медикаменты. Ещё одна партия гуманитарной помощи доставлена на прошлой неделе, когда в Кабуле была межведомственная российская делегация. Этот визит подтвердил обоюдную заинтересованность в налаживании российско-афганского сотрудничества в таких областях, как энергетика, транспорт, гражданская авиация, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство,

– сообщил Лавров.

Но теперь планка двустороннего сотрудничества поднята ещё выше. Прибывший в прошлом месяце в Москву первый афганский дипломат, направленный новыми властями, получил аккредитацию в МИД России. А это уже практически полноценное дипломатическое признание.

Что приближает международное признание Афганистана?

Формально новые афганские власти почти для всего мира остаются террористами. Но похоже, что для его незападной части всё скоро изменится. Лавров назвал сразу несколько причин почему:

Налицо определённые положительные результаты на контртеррористическом направлении. Предпринимаются усилия в области соблюдения прав человека. Кабул активно работает над расширением дипломатических и экономических связей. Отмечаем постепенное налаживание торгово-экономического взаимодействия, прежде всего со странами регионов, бизнес-структуры которых проявляют интерес к Афганистану. Все эти контакты, безусловно, способствуют международному признанию новых афганских властей.

Министр иностранных дел России напомнил, что официальные лица правительства талибов* регулярно проводят встречи с зарубежными партнёрами в двустороннем и многостороннем форматах, как это было в Москве, Тегеране, Дохе, Осло, Анталье, а теперь и Туньси. В беседе со своим афганским коллегой Амиром Хан Муттаки Лавров подчеркнул, что «международное сообщество должно активно сотрудничать с новым правительством Афганистана, поощряя шаги, направленные на его официальное признание ООН и всеми его участниками». На данном этапе, по его словам, приоритетом является гуманитарное содействие.

СЕЙЧАС В АФГАНИСТАНЕ ЦАРЯТ НИЩЕТА И РАЗРУХА. ФОТО: SAIFURAHMAN SAFI/XINHUA/GLOBAL LOOK PRESS

Что этому мешает?

Лавров обозначил и то, что по-прежнему мешает международному признанию нового режима в Афганистане:

На наш взгляд, основным препятствием для официального признания нового правительства в Кабуле остаётся его недостаточная репрезентативность. Имею в виду отсутствие в органах власти тех лиц, которые представляли бы интересы не только разных этнических групп страны, национальных и конфессиональных меньшинств, но и политических сил.

Если перевести эти слова с дипломатического языка на русский, то главных претензий две: в многонациональной стране монополия на власть принадлежит пуштунам и талибам*, хотя большинством в Афганистане они не являются. Глава МИД России дал понять, что при изменении этой ситуации и при руководящей роли ООН официальное признание «Талибана»* состоится.

Лавров выразил недовольство тем, что западные страны интригуют в ООН против Афганистана, пытаются создать искусственную конкуренцию в международных и региональных усилиях на афганском направлении, тормозить их. Что, добавим от себя, совершенно неудивительно – ведь ООН пытаются подмять под себя США, у которых на Афганистан свои планы.

Что особенно беспокоит Россию?

Помимо монополии пуштунов и талибов* на власть в Кабуле, Россию и большинство соседей Афганистана, согласно Лаврову, особенно беспокоят три вещи.

Во-первых, исходящая из Афганистана наркоугроза. Лавров не стал приукрашивать ситуацию: «Не спадает острота проблемы незаконного оборота наркотических средств. По некоторым оценкам, доходы от наркобизнеса составляют от 6 до 11 процентов ВВП Афганистана. По итогам прошлого года фиксируется рост урожайности наркосодержащих культур и объёмов наркопроизводства». По его словам, «талибские власти не запрещают местным фермерам возделывание опийного мака в связи с тяжёлым положением в экономике», хотя и бьют тревогу в связи с ростом числа наркозависимых до пяти миллионов человек, среди которых около одного миллиона составляют женщины и дети. Упомянув о призывах талибов* к международному сообществу «оказать Афганистану содействие в переходе на альтернативные культуры», глава МИД России сказал:

Убеждены, что подходы к решению афганской наркопроблемы должны быть комплексными и сочетать правоохранительные действия с развитием национального сельского хозяйства и системы здравоохранения.

Во-вторых, это планы укрепившегося при американцах в Афганистане ИГИЛ** и его сторонников «по дестабилизации центральноазиатских государств и экспорту нестабильности в Россию». Москву не может не радовать в этой связи то, что талибы* враждуют с ИГИЛ**, чьи сторонники критикуют новую афганскую власть за умеренность, нежелание заниматься джихадистской экспансией за пределами Афганистана и стремление наладить с остальным миром нормальные отношения.

В-третьих, речь идёт о прожектах о размещении военной инфраструктуры США и НАТО в странах Центральной Азии, граничащих с Афганистаном, под предлогом исходящей оттуда угрозы для безопасности, а на самом деле с целью вмешательства во внутренние дела и дестабилизации этих стран. «Считаем неприемлемым размещение любой военной инфраструктуры США и НАТО или обслуживающих их афганцев на территории соседних государств, в первую очередь в Центральной Азии. Подобные замыслы противоречат интересам безопасности наших государств и противоречат обязательствам, которые вытекают из уставных документов Организации договора о коллективной безопасности», – подчеркнул Лавров. Глава МИД России предложил в этой связи американцам взять к себе сотрудничавших с ними афганцев:

Вашингтон, как мы не раз видели, пытается уйти от ответственности за судьбы афганских граждан и беженцев, включая тех, кто обслуживал американцев и теперь «застрял» по пути в США в «транзитных странах». Похоже, что в Вашингтоне не прочь оставить этих людей в регионе на постоянной основе.

Для чего? Чтобы они стали инструментом дестабилизации. Поэтому Лавров призвал «крайне осторожно подходить к обращениям насчёт размещения афганских беженцев на территории стран-соседей и тщательно взвешивать возможные негативные последствия, которые несут в себе высокие риски для соответствующей страны и региональной безопасности в целом». «Даже если такие заходы подаются под благородными гуманитарными лозунгами, будет не лишним проявлять повышенную бдительность», – добавил глава МИД России.

Чего Россия требует от Запада в связи с Афганистаном?

Понятно, что в настоящее время Россия может мало чем практически помочь Афганистану: у нас на руках Украина, беспрецедентные санкции и вызванные ими экономические проблемы, борьба за полный суверенитет с глобальным Западом. К тому же Россия не несёт ответственности за то, что последние 30 лет происходило в Афганистане, – в отличие от наших более непартнёров во главе с США. Москва убеждена, что они, наломав в Афганистане дров, обязаны теперь помочь афганцам ликвидировать последствия этого.

Лавров обозначил данную позицию абсолютно ясно:

После 20-летнего военного присутствия НАТО, сопровождавшегося потерпевшим полный крах экспериментом по навязыванию чуждых афганскому народу рецептов и ценностей, коллективный Запад несёт прямую ответственность за сегодняшнюю гуманитарную обстановку, плачевное состояние афганской экономики. Следовательно, он должен взять на себя основное финансовое бремя по преодолению кризиса и стабилизации ситуации.

Неприглядная реальность, но выход есть

Однако в Москве одновременно хорошо понимают, что Запад не собирается помогать Афганистану, рассчитывая сделать его проблемой для стран, представители которых собрались в Туньси. Лавров назвал «циничным и даже издевательским» указ президента США Джо Байдена о блокировании 7 миллиардов долларов – активов Центробанка Афганистана в США – под предлогом выплаты компенсаций по искам родственников жертв терактов 11 сентября 2001 года, хотя «к организации этих преступлений афганский народ не имел никакого отношения«. Данное решение, по его словам, резко ограничивает возможности Кабула по нормализации ситуации, снижает контртеррористический потенциал афганских силовых структур. Кроме того, Вашингтон, используя своё влияние в Международном валютном фонде и Всемирном банке, тормозит реализацию в Афганистане социальных программ, «мешает возобновлению работы афганских финансовых операторов с международной банковской системой».

Вызывает большие сомнения искренность намерений американцев содействовать стабилизации обстановки в Афганистане,

– сделал вывод Лавров.

Наиболее перспективными механизмами для работы по восстановлению Афганистана глава МИД России считает Московский формат, ШОС и ОДКБ. Москва, по словам Лаврова, убеждена в необходимости «укреплять региональное взаимодействие, консолидировать наши подходы, направленные как на восстановление и нормализацию всех сфер жизнедеятельности Афганистана, так и на пресечение всё еще исходящих из этой страны угроз терроризма и наркотрафика». Всё это так, но в условиях продолжающегося саботажа Запада темпы продвижения вперёд будут, разумеется, небыстрыми.

Что с того?

Таким образом, в сухом остатке имеем следующее. Американцы со своими вассалами с треском провалились в Афганистане, однако захотели извлечь из этой катастрофы стратегические выгоды в борьбе, прежде всего с Россией и Китаем. Москва, исходя из реальности, строит прагматичные отношения с новой афганской властью, пытаясь, по мере возможности и без существенных финансовых издержек, вписать Афганистан, с уважением к его традициям, в «дружную семью» народов Центральной Азии. Главное для России заключается в том, чтобы Афганистан был мирным и никому не угрожал. Что происходит внутри этой страны, это дело афганцев. Россию волнует фактически только то, чтобы пуштуны не притесняли остальные нацменьшинства, особенно таджиков, узбеков и туркмен.

Афганских женщин, которым талибы* затрудняют получение образования выше базового, заставляют специфическим образом одеваться, подвергают сегрегации в общественных местах и не препятствуют детским бракам, конечно, жалко. Но в Афганистане такие традиции, и не нам их менять – однажды мы уже это попытались сделать. После того как ушли, лучше не стало. Надежд на скорое решение афганских проблем объективно не существует. Их придётся решать постепенно, помогая афганскому кораблю оставаться на плаву. Суть принятых в Туньси решений в этом и заключается. И это максимум того, что сейчас можно сделать.

*Талибы, «Талибан» – террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России.

**ИГИЛ  террористическая организация, деятельность которой в России запрещена.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ