Украинский военный, один из тех 82 сдавшихся в плен на острове Змеиный, тот самый, что по новой украинской легенде сначала послал русский военный корабль по всем известному адресу, а потом «героически пал смертью храбрых в неравном бою с агрессором», несколько дней назад вернулся на Украину в родные Черкассы и даже получил награду из рук местного губернатора.

При этом сам факт его «внезапного воскрешения», который вышеупомянутую пропагандистскую легенду если и не полностью опровергает, то по крайней мере ставит под большое сомнение, на самой Украине никого не смутил. Ровно так же, как до недавнего времени никого не смущали байки о таинственном лётчике ВВС Украины по прозвищу «Киевский призрак», «уничтожившем» в воздушных боях над украинской столицей чуть ли не целую вражескую эскадрилью. Он как-то вдруг внезапно пропал с медиа-радаров, и ничего. Вспоминается также ещё один украинский миф времён начала войны в Донбассе о «непобедимых киборгах», которые, видимо, до сих пор удерживают Донецкий аэропорт.

Совершенно очевидно, что все три перечисленных случая (а их значительно больше, я упомянул лишь самые яркие и наиболее распиаренные) есть не что иное, как порождение украинской военной пропаганды. И в этом, на самом деле, нет ничего удивительного или предосудительного. Пропаганда, особенно на войне, работает так везде и всегда. Правда, не всегда она базируется на чистом вымысле, как с тем самым столичным «призраком», но сути это не меняет. Раз реальных подвигов нет, их нужно придумать. Ну а как иначе поддерживать моральный дух бойцов?

Есть во всём этом гораздо более важный аспект, имеющий очень серьёзные и далеко идущие последствия. Дело в том, что подобные легенды имеют свойство уходить в народ и закрепляться в подсознании простых граждан, обрастая новыми подробностями и всё более красочными деталями. Особенно сильно это проявляется в тех странах, кто в результате военных действий потерпел поражение. В таком случае рассказы о былых «подвигах» кроме некоего чувства гордости вызывают ещё и соответствующие негативные эмоции, а сами «легендарные герои», кто бы они ни были, становятся не только примером для подражания подрастающему поколению, но и превращаются в символы сопротивления, работая как негасимая искра, которая только и ждёт своего часа, чтобы превратиться в пламя.

Приятно, конечно, думать, что всё это относится только к положительным примерам в истории, как тот же легендарный подвиг 28 панфиловцев. Да, в действительности их было больше, но сам по себе героизм, проявленный бойцами 8-й гвардейской стрелковой дивизии, от этого меньше не становится.

Но, увы, есть немало случаев, когда к героям причисляют тех, кого в здравом уме таковыми называть ну никак нельзя. За примерами далеко ходить не нужно. Степан Бандера и Роман Шухевич, люди, чьи руки фигурально и реально по локоть в крови невинных граждан, вот уже 80 лет для Западной Украины – герои и символы борьбы за независимость. А за последние 30 лет украинская власть добилась того, чтобы они стали героями и для значительного количества (если не сказать большинства) украинских граждан.

У меня нет никаких сомнений, что по итогам нынешней войны Роман Грибов, тот самый матерщинник с острова Змеиный, имеет все шансы превратиться в такой вот символ. Равно как и разгоняемый нынче фейк о «зверствах российских оккупантов» в Буче, или уже опровергнутый непосредственной участницей событий, но всё ещё живучий, миф о бомбардировке Мариупольского роддома.

Ну а теперь подумаем, что это значит для нас. Как уже неоднократно говорилось, одной из задач российской СВО является денацификация Украины. А денацификация как раз и предполагает не только свержение нынешнего режима и уничтожение его человеконенавистнической и ксенофобской идеологии, но и развенчание подобных легенд, расщепление их на атомы и полная очистка сознания от остатков этой заразы.

Я не знаю, есть ли у руководства России чёткий план и ясное видение дальнейшей судьбы Украины, но если не учитывать такие на первый взгляд незначительные детали, всё, что сейчас происходит, может оказаться напрасным и выйдет нам боком, пусть и не сразу, а через несколько лет. Если не провести соответствующую работу, если просто переучредить украинское государство и оставить «новую независимую» Украину в покое, без постоянного идеологического контроля, мы загубим всё то, за что сейчас сражаются русские солдаты. И начинать надо уже сейчас, а иначе…

А иначе все эти так называемые украинские «герои» , как уже было сказано, за каких-нибудь 5-10 лет превратятся в символы сопротивления (где-то глухого, где-то весьма активного). Это во-первых.

Во-вторых, эти мифы и легенды с вероятностью в 100% продолжит использовать западная пропаганда, которая даже в случае нашего полного контроля над Украиной никуда не денется. Нам и раньше-то, при СССР, с большим трудом удавалось заткнуть вражеские «голоса», а в мире современных технологий этого и вовсе сделать не получится.

Вспомните пример Сирии. Казалось бы, уже давно доказана фейковость постановочных кадров, сделанных пресловутыми «белыми касками» о «химической атаке» в Думе. Но Запад продолжает использовать эту ложь, как аргумент против законного сирийского правительства. Ну или другой пример. Разве мы сами не в курсе, что в сознании западного обывателя именно Россия в 2008 году «напала на беззащитную Грузию», а вовсе не Тбилиси отдал приказ утюжить из «Градов» мирный Цхинвал?

Ну и в-третьих, если Украина останется хотя бы формально независимой, то рано или поздно зёрна нынешней украинской пропаганды прорастут, как проросли рассказы о «героических» бандеровцах, сражавшихся за «свободу Украины».

Миф, даже разоблачённый и разбитый в пух и прах железобетонными аргументами, всё равно останется жить. Просто потому, что обществу постправды, которое стараниями мировых масс-медиа было построено за последние несколько десятков лет, никакие аргументы не нужны. Оно верит, потому что хочет верить, и глухо к любым доказательства и доводам разума.

При этом невозможно отрицать, что и нашим руководством допущен целый ряд фатальных ошибок, связанных с отсутствием действий по установлению новой власти на освобождённых территориях. На кадрах из Бучи видны гражданские люди с белыми повязками на руках, опознавательный знак наших войск, значит, скорее всего, это были те, кто таким образом маркировал себя для новой власти, чтобы не быть случайно принятым за врага. Но наши ушли, бросили их, по сути. И, судя по всему, с ними расправились те, кто вошёл туда уже после нас…

Мы сами подставились, и теперь судорожно пытаемся доказать свою непричастность. Только это уже никого не интересует. В нынешней ситуации любая попытка опровергнуть сообщения западной пропаганды обречена на провал. Миром управляет тот, в чьих руках СМИ. И не в их интересах, чтобы тамошний обыватель мог усомниться в навязанных ему мифах и легендах, услышав наши контраргументы. Более того, об их существовании им никто и никогда не расскажет.

Алексей Белов