Разворачивающийся на европейском континенте кризис уже сегодня продемонстрировал неумение и нежелание западных политиков искать пути для компромисса. Наиболее популярным инструментом, которым привыкли действовать в ЕС и США, по-прежнему остаются санкции. Брюссель, Вашингтон, Лондон, а с ними и их сателлиты, решили разрушать экономику России максимально жесткими рестрикциями, обосновав свои действия ответом на российскую спецоперацию на Украине. Под удар попала и Белоруссия, которую на Западе обвиняют в помощи Москве.

2 марта стало известно, что послы стран Евросоюз согласовали новый пакет санкций против Минска «в связи с оказываемой России поддержкой». О том, что это может произойти, ранее заявляла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она отмечала, что санкции против Белоруссии будут в виде торговых ограничений в отношении наиболее важных секторов белорусской экономики, «чтобы остановить экспорт продукции от минерального топлива до табака, дерева, цемента, железа, стали». Тогда же стало известно, что ЕС расширит ограничения на «высокотехнологичный экспорт Белоруссии и России», который используется в том числе в военной промышленности. По мнению европейских чиновников, это предотвратит риск обхода РФ введённых против неё санкций.

В объявленном 2 марта решении ЕС все вышеуказанные ограничения были внесены в санкционные списки. Правительства всех стран Евросоюза окончательное согласие на новые ограничения дали 9 марта. В многостраничном документе указывается, что рестрикции коснутся лесной, металлургической и калийной отраслей белорусской экономики, а также финансового и банковского секторов. Дополнительно к этому под санкции попали и белорусские официальные лица, а также ряд военнослужащих белорусской армии. Их активы в ЕС, если они будут найдены, заморозят, а самим им будет введен запрет на поездки в ЕС. Однако наиболее серьёзные ограничения связаны с финансовым сектором. В частности, Евросоюз отключает три белорусских банка – «Белагропромбанк», «Дабрабыт» и «Банк развития Республики Беларусь» – и их дочерние компании от специализированных услуг по обмену финансовыми сообщениями, прежде всего SWIFT.  Кроме того, в ЕС запрещают совершать транзакции, связанные с Национальным банком Белоруссии. С 12 марта нельзя будет предоставлять услуги с ценными бумагами белорусских государственных компаний на фондовых биржах Евросоюза, а европейским банкам запрещено принимать депозиты от граждан и резидентов Белоруссии в размере свыше 100 000 евро, вводится запрет поставок в республику банкнот евро, за исключением наличных денег для личного пользования.

Необходимо отметить, что для белорусской стороны данное решение ЕС не стало неожиданностью. Особенно на фоне того, как страны Запада относятся к Белоруссии в последние полтора года. Если вспомнить, то республика живёт под прессом западных санкций с конца 2020 года, которые затронули практически все сферы экономики страны. Например, белорусские калийные удобрения, экспорт которых составляет значительную часть белоруской внешней торговли, попали под европейские ограничения ещё летом прошлого года. Правда, тогда рестрикции повлияли только на половину товаров этой экспортной группы. С учетом того, что основной рынок «Беларуськалия» составляют страны Латинской Америки и Азии, на тот момент это критически не сказалось на белорусском предприятии.

Кроме того, ЕС в своем стремлении уничтожить экономику Белоруссии и заставить её пойти на уступки во внутренней и внешней политике к настоящему времени установил эмбарго не только на калийные удобрения, но и на нефтепродукты и «товары, используемые в производстве табачных изделий». Под санкции попали крупные белорусские предприятия и национальный авиаперевозчик «Белавиа». Дополнительно к этому для республики был закрыт доступ на финансовые рынки Евросоюза, введён запрет на страхование белорусских государственных фирм и учреждений, а также остановлены выплаты Европейского инвестиционного банка. Тогда же Европейский союз запретил продажу в Белоруссию технологий и оборудования, которые могут использоваться для перехвата сообщений в интернете и других типах телекоммуникации, а также продажу товаров и технологий двойного назначения, которые могут использоваться в военной сфере. Параллельно с этим ударили по Белоруссии и американцы, что стало причиной прекращения транзита белорусских грузов через страны Прибалтики.

Нельзя не вспомнить, что, помимо общеевропейских санкций, против Белоруссии ополчилась и Великобритания. Ранее стало известно, что Лондон ввел ограничения в отношении четырёх белорусских генералов и двух компаний республики – за «роль Белоруссии» в спецоперации, начатой Россией на Украине. Под ограничения попали предприятия военно-промышленного комплекса «Интеграл» и 558-й Авиационный ремонтный завод в Барановичах.

В нынешних условиях белорусскому руководству приходится быстро реагировать на происходящее. В частности, 2 марта прошло совещание правительства республики, где было заявлено о создании оперативно-ситуационного штаба по решению проблем, вызванных санкциями. Как заметил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко, против страны вводятся новые масштабные ограничения в финансовом, промышленном и других секторах экономики, которые касаются и банковского сектора. В этой связи белорусской стороной было принято решение разработать меры поддержки бизнеса, в том числе ввести мораторий на проведение проверок, кроме случаев, которые представляют угрозу жизни для людей. Дополнительно к этому Национальный банк Белоруссии должен вместе со всей банковской системой страны проработать решение по обеспечению проведения международных платежей, которые раньше проводились через корреспондентские счета в российских банках. Однако наиболее серьёзное заявление белорусского премьера прозвучало по вопросу энергетического сектора. По словам Головченко, Белоруссия будет прорабатывать вопрос об отвязке расчётов от доллара, «возможно, с переходом на фиксацию цен в российских рублях, в первую очередь по энергоносителям». К концу марта  выяснилось, что и ЕС придётся этот же вопрос прорабатывать.

Стало также известно, что Белоруссия спешно перестраивает транзитные потоки своей сельхозпродукции. Как заявил министр сельского хозяйства и продовольствия республики Игорь Брыло, из-за спецоперации на Украине пока нельзя использовать порт Одессы для транзита продукции в Китай. Поэтому ожидается, что новым маршрутом станет железнодорожный транспорт через Россию в КНР. При этом он отметил, что Минск уже заместил объемы экспорта, которые ранее шли на Украину и в ЕС (около $300 и $240 млн в год соответственно), за счёт российского рынка.

Теперь перед правительством стоит задача найти возможности закрыть прореху всего экспорта, который прежде шел в сторону южного соседа, что может быть весьма непросто. Известно, что по итогам 2021 года поставки на украинский рынок составляли почти $5,5 млрд, или 13% всего белорусского экспорта. В Минске сегодня понимают, что в нынешней обстановке говорить о торговле с Украиной нельзя, особенно в условиях нарастающих западных санкций. Поэтому планируется переориентировать экспортные потоки на Россию и КНР, куда может быть поставлена продукция на сумму $1,9 млрд и $1,7 млрд соответственно. При положительном стечении обстоятельств это позволит удержать экономику страны от глобального кризиса.

Вместе с тем сегодня очевидно, что вводимые ЕС антибелорусские санкции связаны не столько с самой Белоруссией и её позицией по вопросу о российской спецоперации на Украине, сколько с разворачивающейся экономической войной против РФ. Белоруссию рассматривают как канал, через который в Россию может попадать подсанкционная продукция, а потому по республике и наносится серьёзный удар. При этом в Брюсселе и Вашингтоне уже начали понимать, чем обернётся нынешняя ситуация для них самих. Например, в Еврокомиссии заявили, что «наши санкции неизбежно будут иметь негативные последствия для экономики» из-за «инфляции и давления на цены в сфере энергетики». И это звучало ещё до ответных мер со стороны России! О грядущих проблемах стали говорить и в США, где глава Федеральной резервной системы сообщил, что последствия конфликта на Украине для американской экономики будут «в высшей степени неопределёнными». Однако пока политические амбиции и стремление уничтожить российскую экономику любыми способами берут на Западе верх над самосохранением и благоразумием. Поэтому и Белоруссии в той или иной степени приходится принимать удар, направленный на Россию.

Антон ПОЛЯНИЧ