ФОТО: YURIYMALTSEV / SHUTTERSTOCK.COM

Войска ОДКБ ушли из Казахстана под синхронные рыдания Запада о «российском вторжении». Впрочем, нас мало волнуют как фантомные боли Запада, так и междоусобные разборки в Казахстане – пусть с этим казахи сами разбираются. Гораздо важнее – как отразится происходящее на судьбе почти 3,5 миллиона русских граждан Казахстана, которых в 1991 году там было в два раза больше. С этим вопросом «Первый русский» обратился к Верховному атаману Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз казаков-воинов России и зарубежья» Николаю Дьяконову.

Русские в Казахстане – не «навязанная диаспора»

Царьград: Казахские националисты не устают повторять, что были казахи великими, но пришли русские и устроили им «колониальный период». Поэтому, мол, русские в Казахстане – «навязанная диаспора».

Атаман Николай Дьяконов: Давайте уточним. В XVIII веке в состав России тоже никакая казахская государственность не входила, а входили племенные союзы – жузы, причём один за другим. Да и называли казахов до революции не казахами, а «киргиз-кайсаками», в отличие от «кара-киргизов», нынешних киргизов.

– Так как же получилось, что казахи вновь стали «казахами» и единым народом?

– Ну, за это надо им надо благодарить большевиков, которые по итогам гражданской войны проводили «расказачивание», ненавидя патологически само слово «казак». Сначала нынешний Казахстан входил с 1920 года в качестве автономии в РСФСР и назывался Киргизская АССР с административным центром в казачьем Оренбурге. Потом в 1925 году она стала «КазаКской АССР». И наконец – в 1936 году из неё сделали Казахскую ССР, ставшую основой современного Казахстана. Что интересно, в начале того же 1936 года «КазаКскую» заменили на «КазаХскую», чтобы от самого слова «казак» и упоминания не осталось.

– Но, согласитесь, казаков невозможно выкинуть из истории этих земель, многие из которых были исконно казачьими.

– Так и есть. В состав Казахской ССР, а теперь и Казахстана, были включены почти целиком земли Уральского казачьего войска с городом Уральск, большая часть земель Сибирского казачьего войска с городами Петропавловск, Павлодар, Семипалатинск и Усть-Каменогорск и целиком – земли Семиреченского казачьего войска с городом Верный (позднее – Алма-Ата).

Откуда что взялось

– Казахские пропагандисты продолжают уверять, что всё это «исконно казахские земли».

– Говорить можно всё что угодно. Они же ещё и Оренбург, Омск и Томск у России отгрызть мечтают, как «исконно казахские». А между тем даже на ряд земель нынешнего Казахстана казаки пришли и поселились задолго до появления там первых казахов.

К примеру, возьмём Уральское (до восстания Пугачёва – Яицкое) казачье войско, заселившее берега Урала (Яика) ещё в XVI веке. Русские тогда селились около рек, а в степи кочевали ногайцы. Казахи же пасли свои стада гораздо восточнее. И только когда ногайцы и калмыки из тех мест ушли, пришли казахи и попросили у русского правительства разрешения поселиться тут и переправиться на западный берег Урала. Было это только в середине XVIII века!

Вообще, строго говоря, позже казахов русские пришли только в Сибирь и Семиречье. Да и то, если посмотреть перепись по землям Семиреченского казачьего войска, то соотношение православных (казаков и «иногородних») и мусульман там будет: 13 к 1! Так что кто из нас там «автохонные», а кто «навязанная диаспора» – большой вопрос.

 АТАМАН НИКОЛАЙ ДЬЯКОНОВ.ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

– Но согласитесь, что в официальной казахской историографии период пребывания в России и СССР подаётся исключительно чёрными красками. Тот же Назарбаев в одной из своих речей вещал: «Во времена царской России все богатства из земли вывозились, а нам просто оставляли перекопанную землю и заставляли глотать пыль».

– Вы знаете, если что-то отрицать не получается, то лучше всего это как бы «забыть». Например, забыть, что почти все крупные города нынешнего Казахстана были построены русскими, включая обе столицы республики, – Акмолинск в 1830 году и Алма-Ата как казачий город Верный в 1854 году. «Забыть», что до прихода русских север Казахстана был почти безлюдной степью (киргиз-кайсаки кочевали южнее, в более пригодных для скотоводства районах).

Именно русские принесли сюда жизнь: рыли оросительные каналы, строили школы и больницы, учили местных возделывать землю и бороться с саранчой, построили железные дороги. Они же создали промышленность Степного края, разведали и освоили богатства недр, за счёт которых сегодня главным образом и живёт Казахстан. Добавьте к этому всё то, что было здесь создано во времена СССР, и будет ясно, что политики казахские, мягко говоря, лукавят.

Русские в казахских волнениях

– Перейдём к современности. Не секрет, что казахские власти всегда рассматривали «русские» регионы Казахстана как нечто ненадёжное и даже враждебное – как неких потенциальных сепаратистов. Это соответствует истине?

– Нет, конечно. Максимум, на что претендовали казаки – это на автономию русских регионов. Прежде всего, конечно, национально-культурную автономию. Потому что, как известно, ползучая русофобия и давление на русский язык в Казахстане – непреложный факт. Случайно, думаете, русское население республики за 30 лет её независимости сократилось вдвое?

Как оскорбление воспринимали казаки массовое переименование на казахский лад городов и посёлков, основанных их предками. Было сильное давление националистов. И только ленивый не хотел этого видеть. К сожалению, не видели и в Москве.

– Как повело себя русское население «казачьих» районов во время недавних беспорядков в Казахстане? На кадрах видеосъёмок протестов и погромов мы что-то не заметили русских лиц.

– Общее настроение было – скорее бы это кончилось. Очень хорошо, что национальной подоплёки в беспорядках, слава Богу, не было. А возможно, в эту сторону протесты просто не успели перенаправить. Но жители казачьих территорий в этой сложной для республики ситуации проявили гражданское мужество и способность к самоорганизации. Были созданы отряды самообороны, причём входили в них как русские, так и веками жившие рядом северяне-казахи.

– То есть получается, что русские и казахи стояли вместе на защите общего дома?

– Именно так и было! Вообще, надо сказать, что казахи, живущие в русской северной части Казахстана и казахи из южных «скотоводческих» районов – это две большие разницы. И в культурном, и даже в ментальном плане. Северяне долго жили бок о бок с русскими, среди них сильно влияние русской культуры, они более образованны, а главное – не видят в своих русских соседях врагов. Разумеется, есть и исключения, но большинство настроено именно на добрососедство.

Поэтому, когда в рамках национальной политики для снижения доли русских в эти регионы стали завозить с юга «кишлачную» молодёжь, то отношение у местных к «понаехавшим» было в основном негативным.

– И когда эти самые «понаехавшие» превратили мирные протесты в беспорядки, русские и казахи выступили против них вместе?

– Не против них, а в защиту своего общего дома. Естественное желание нормального человека, будь он русский или казах, когда в стране происходит такое, не допустить погромщиков в свой дом. Никто не собирался влезать во внутриказахские разборки. Люди просто самоорганизовались и твёрдо дали понять: к себе мы погромщиков не пустим! А с кем соорганизовываться, если не с соседями, которых знаешь?

Чего русским Казахстана ждать в будущем?

– Как вы оцениваете недавний инцидент с погромом на русском кладбище под Алма-Атой?

– Как дикость и вандализм, разумеется. Кстати, точно так же оценивал бы погром и мусульманского кладбища. Нельзя исключать, что это была намеренная провокация, имевшая целью спровоцировать русских на ответные аналогичные действия и по новой запустить противостояние, на сей раз сделав его с национальным уклоном.

– Как отреагировали казахские власти?

– На удивление оперативно отреагировали. Местный акимат (администрация) среагировал за несколько часов – очень быстро всё восстановили, а вандалов (или, точнее, провокаторов) ищут.

– Ну и в заключение. Как вы думаете, изменится ли в пережившем волнения Казахстане отношение к русским? Что сами русские про это думают?

– Пока есть, скажем так, очень осторожный оптимизм. Хочется надеяться, что после событий, когда стало ясно, «кто есть кто», к казахстанской власти придёт понимание того, что русские – это далеко не худшая часть граждан Казахстана. И тогда русскому языку вернут его естественный статус, а права и интересы русских будут уважать так же, как права и интересы всех национальностей республики. Надежда на это есть, а там – как Бог даст.

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ