ФОТО: SASA DZAMBIC PHOTOGRAPHY / SHUTTERSTOCK.COM

Александр Лукашенко продолжил свой телемарафон с журналистами ведущих мировых телекомпаний. После общения с представителями CNN, BBC, «России», свой усталый взор президент Белоруссии обратил на Восток и принял в гостях турецкий государственный телеканал – TRT. На сей раз в резиденцию Лукашенко приехала девушка, ведущая телеканала, Ниса Офендиоглу, одетая крайне непривычно для славной белорусской земли…

Пусть забирает!

Ведущая Офендиоглу предстала пред светлы очи Александра Григорьевича с головой, покрытой хиджабом модного бордового цвета, а в остальном одетая до пят в чёрное. Это самое чёрное было ничем иным, как строгим, но элегантным брючным костюмом. С места в карьер Ниса задала вопрос, на который Лукашенко отвечал в каждом своём интервью: что же стало причиной кризиса с мигрантами на белорусско-польской границе? Александр Григорьевич ничего нового не сказал – вновь обвинил Европу и сформулировал причинно-следственную связь приграничного столпотворения: «Европа пригласила – пусть и забирает». Остаётся только позавидовать терпению Лукашенко, из раза в раз объясняющего одни и те же факты.

АЛЕЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО ОБЩАЕТСЯ С ВЕДУЩЕЙ ТУРЕЦКОГО ТЕЛЕКАНАЛА TRT НИСОЙ ОФЕНДИОГЛУ. ФОТО: PRESIDENT.GOV.BY

Перевод стрелок

Следующий вопрос журналистки был сформулирован отчасти манипулятивно, но, с другой стороны, показал её тонким восточным дипломатом:

Почему они хотят оказать такое давление на республику Беларусь? И правильно ли я поняла, что ответственность за миграционный кризис несёт всё-таки США?

Неискушённому зрителю мог показаться странным перевод обвинения с Европы на Америку, но мы-то помним, кто за три десятка лет разнёс в щепки несколько ближневосточных стран и оставил без крова миллионы людей, которые теперь стремятся предъявить счета на пособие в странах Европы. Но Лукашенко ни слова не говорил об Америке, ему Европа территориально ближе, и сбыть туда скопление загорелых басурман – задача номер один.

Эрдогану же, чьи интересы представляет государственный телеканал, лишний раз плевать в европейский огород не с руки. Турция стремится попасть в этот самый огород аж с 1963 года, когда была подписана ассоциация с Европейским союзом. При этом формальный статус кандидата в ЕС страна получила почти сорок лет спустя, в 1999 году. Как это рифмуется с пантюркистскими планами Эрдогана – одному Эрдогану известно, но далее собеседники стали обсуждать уже Соединённые Штаты.

«Белаины» не будет

При этом сам белорусский лидер проявил привычную хитрость – вслед за журналисткой он начал рассуждать в духе «да-да, конечно, США», но добавил себе значимости, рассказывая, что Америка таким образом хочет создать рычаг давления на Россию, создав «вторую Украину»:

Когда мы им задаём вопрос, чего вы от нас хотите, они отвечают, цитирую: «Чтобы Беларусь была, как Украина». На что я ответил: «Мы Украиной быть не хотим. Наш народ этого не хочет и никогда не будет».

Кто такие эти пресловутые «они» и на каких именно переговорах Александру Григорьевичу были обрисованы планы превращения Белоруссии в некую «Белаину», история умалчивает.

Лукашенко разрешил

Далее разговор зашёл о смешном польском проекте – строительстве стены вдоль границы с Белоруссией. Смешной он потому, что стоимость этой игрушки и её эффективность показывают, что инициаторы затеи либо очень большие юмористы, либо не очень умные люди.

Протяжённость границы Польши с Белоруссией составляет 398 километров. Для сравнения возьмём проект стены с Мексикой Дональда Трампа. Там для обустройства 215 миль (346 километров – прим. ЦГ) Конгрессом было выделено 5 700 000 000 долларов. Накиньте сюда ещё 50 километров плюс коррупционные расходы – и получите сумму в районе 7 миллиардов долларов. Весь бюджет Польши на 2020 год был равен 100 миллиардам евро (примерно 115 миллиардов долларов). То есть великие польские строители всерьёз предлагают потратить 5 процентов своего бюджета на заграждение, которое курдские мигранты преодолеют одним подкопом? А подкопы им копать – только дай. Всё равно на границе больше нечем заняться. Заодно и согреются.

Поэтому Александр Григорьевич великодушно разрешил:

Пусть строят. Глупая, бестолковая затея.

«Динамо» бежит»? – «Все бегут!»

Интерес Турции к теме беженцев понятен: частично они направляются в Европу через Турцию, и, если Александр Григорьевич решит отправить этот отряд боевых курдов обратно трусцой, то Турции это счастья не добавит. Плюс концентрация курдских джигитов в турецком регионе спокойствия не добавляет: идея великого Курдистана от моря до моря никак не укладывается в планы Эрдогана. Поэтому Ниса в разных формах пытала Лукашенко добрую половину интервью вопросом: «А вы их оставите у себя?». На что белорусский лидер сообщил, что будет действовать согласно белорусскому законодательству. Что в переводе с лукашенковского означает: «Фиг оставлю».

На это Ниса отреагировала традиционным замечанием, что Европа не признаёт его легитимность. Лукашенко напомнил, что и Эрдоган не вызывает восторга в Брюсселе:

Ни в Белоруссии, ни в Турции легитимность не нуждается в признании других государств. Достаточно того, что меня мой народ, который меня избрал, считает легитимным.

Союз нерушимый

Конечно, турецкие журналисты не могли не уделить внимания теме Союзного государства с Россией – особенно если учесть, что у них есть претензии на часть территории этого государства. Пожалуй, после возможного курдского возвращения в родные пенаты это самый больной вопрос для турецкого «ударника в спину»: в конце концов, так часто, как с Турцией, наша страна ни с кем не воевала. Тут Александр Григорьевич нагнал тоску на собеседницу, заявив:

Мы имеем сегодня единое Отечество от Бреста до Владивостока. Эта территория, где живёт фактически один народ. Это этническая основа нашего союза. Мы одинаково смотрим на проблемы в мире.

И добил Лукашенко турецкую карту, сообщив:

У нас единое оборонное пространство. У нас единая армия.

Вопрос последней надежды от Офендиоглу: «Будет ли этот союз похож на европейский?», – натолкнулся на стену:

Этот союз будет более мощным и стабильным. Мы учтём все ошибки Европейского союза, чтобы их не повторять. И мы ведь вышли из Советского Союза, мы знаем, что нам нужно и что не понадобится.

Где-то за Чёрным морем загрустил один Эрдоган.

СЕРГЕЙ СИНЧЕНКО