ФОТО: SERGEY CHAYKO / SHUTTERSTOCK.COM

Впервые за последние полтора десятка лет федеральная инициатива не нашла единогласной поддержки в регионах. Ни партийная дисциплина, ни админресурс не смогли обеспечить на местах благонадёжные голосования за введение QR-кодов. По сути, это первый открытый бунт против решения федерального центра.

11 региональных парламентов уклонились от обсуждения федерального законопроекта о введении системы QR-кодов. Почти все остальные голосовали со скандалами, попытками взять администрации штурмом, отставками и митингами. Минувшая избирательная кампания в Госдуму даже вполовину не была такой жаркой, как битвы в региональных парламентах вокруг обязательного «кодирования» населения.

Скандалы, интриги, расследования

Депутаты Владимирской области категорически отказались рассматривать федеральный законопроект о введении QR-кодов в общественных местах и транспорте. И объяснили это тем, что обсуждать федеральные инициативы – это право депутатов, а не их обязанность. Хотя, казалось бы, в регионе действует собственная система ограничений и кодирования, и ничего нового федеральная редакция закона в регион не внесёт.

В Северной Осетии пришлось организовывать рассмотрение законопроекта дважды. Первое голосование оказалось «против». После этого руководитель региональной «Единой России» Тимур Ортабаев подал в отставку по собственному желанию. Со второго раза депутаты оказались податливее и приняли законопроект.

В Челябинске протестующие попытались штурмом взять здание регионального парламента в день заседания по QR-кодам. Причём штурмовали охрану здания и турникет вовсе не молодые спортивные пассионарии, а весьма почтенного возраста расстроенные женщины. И только это обстоятельство не позволило потасовке перейти в рукопашную. Хотя потолкали друг друга знатно.

В Кировской области полиция перекрывала дороги вокруг парламента, поскольку противники «куаризации» сгруппировались и выдвинулись в сторону административного здания.

Фонд «Петербургская политика» подготовил обзорный доклад о том, как субъекты федерации рассматривали федеральную инициативу о введении кодов в общественных местах и транспорте. Оказалось, что 11 регионов выразили своё нежелание участвовать в этом антиконституционном действе. Но даже в принявших закон регионах многие депутаты публично и жёстко высказались против. Например, представитель КПРФ в Северной Осетии Елена Князева заявила, что поголовный пересчёт населения по QR-кодам недопустим.

В числе отказавшихся или воздержавшихся от голосования – Владимирская, Курская, Орловская, Амурская, Вологодская, Иркутская, Ульяновская, Ярославская области, а также Москва, Карелия и Чукотский АО.

Там, где закон приняли, спецэффектов тоже хватило. В Астрахани, например, парламент проголосовал «за», но Общественная палата прислала отрицательное заключение, в котором указала, что проект стимулирует коррупцию и вообще антиконституционный.

В Томской, Кировской и Калининградской областях голосовать решили тихо, молча, без всяких обсуждений. Видимо, посчитали, что так безопаснее.

Магадан напомнил, что не на всех его территориях есть интернет, а потому предъявлять коды населению будет проблематично.

Карелия тоже напомнила о проблемах с передовыми технологиями в регионе.

Чукотка попросила не распространять закон о кодировании на Арктическую зону, поскольку там не только с интернетом проблемы, но и авиация в некоторых местах остаётся единственным транспортом. Если кто-то будет отрезан от большой земли по причине отсутствия кода, то это прямая дискриминация.

В общем, попытка поголовного введения системы QR-кодов подняла прорву региональных проблем, до этого момента тихо тлевших на своих местах.

Неблагонадёжны или просто устали?

Хотелось бы сказать, что региональные депутаты наконец-то прислушались к воле протестующего народа, но вряд ли это так. За последние полтора десятка лет непопулярные законы много раз выводили население на акции протеста. Собирались на шествия пенсионеры из-за монетизации льгот, протестовали русские и против резкого повышения стоимости вывоза твёрдых коммунальных отходов в рамках «мусорной реформы». А уж какие страсти кипели после повышения пенсионного возраста! Но ни один протест не повлиял на дружное дисциплинированное голосование в поддержку федеральной инициативы.

Что же случилось на этот раз? Почему взбунтовались региональные парламенты? Даже традиционно дисциплинированные депутаты «Единой России» саботируют закон. В Вологде, например, единоросс Евгений Шулепов стал практически народным героем, когда опубликовал на Facebook пост «Я против ковидных QR-кодов!» Шулепов перечислил статьи Конституции России, которые будут нарушены в случае введения кодирования. В том числе права на свободу передвижения, личную неприкосновенность. А кроме Конституции нарушается федеральный закон о защите персональных данных и врачебной тайне.

Судя по всему, депутаты в регионах отказались выполнять роль «стрелочников». По мнению экспертов фонда «Петербургская политика», решение обсудить закон в регионах вызвало у депутатов растерянность.

Ещё в начале ноября считалось, что «легализация» QR-кодов оперативно пройдёт через Федеральное собрание. Поэтому перенос акцента на региональные парламенты стал для многих сюрпризом,

– пишут аналитики.

В состоянии растерянности депутаты на местах были вынуждены создавать собственные гипотезы происходящего. И им очень не хотелось, чтобы народный гнев проецировался на них, а не на создателей законопроекта.

В любом случае, что бы ни двигало местными народными избранниками, очевидно, что мы наблюдаем эффект накопившейся усталости. Постковидный мир наполнен людьми, уставшими от ограничений и кризиса на всех уровнях. И попытка насильственного (добровольно-принудительного) кодирования населения воспринимается как очередное насилие. Никто не видит в QR-кодах панацею от распространения вируса. Кодирование под угрозой увольнения может быть расценено только как антиконституционное ограничение свободы.

Лоскутное одеяло контрковидных мер

Обсуждение законопроекта в регионах показало не только уровень усталости, но и социальную разницу уровня жизни населения, и уровень пассионарности. Разное всё – список ограничительных мер, уровень доступности здравоохранения, количество вакцинированных, доверие к власти на местах. И нивелировать эту разницу пока невозможно.

В Татарстане, например, при довольно высоком уровне жизни был мощнейший всплеск протестных настроений при попытке властей ввести коды для проезда в общественном транспорте. Трафик у перевозчиков в первые дни упал почти на 30%, а оскорблённые граждане стали жаловаться российскому правительству. В итоге регион хоть и поддержал федеральную инициативу по введению системы QR-кодов, но смягчил ограничения на своём уровне.

В Ленинградской области система QR-кодов фактически уже действует, можно даже ходить в фитнес-клубы при наличии коллективного иммунитета. То есть, если сотрудники на 70% прошли вакцинацию, то добро пожаловать. Сегрегация в действии. Рамки ограничений очерчены буквально по районам, дети в детских садах остаются без новогодних ёлок, а учреждения культуры из-за QR-кодов теряют гостей.

ФОТО: OLGA ROLENKO / SHUTTERSTOCK.COM

В Архангельской области о системе здравоохранения вообще говорить не приходится, там низкий уровень вакцинации населения, поскольку вакцину долгое время привозили с перебоями, а в некоторых территориях нет не только ФАПов, но и фельдшеров скорой помощи. В результате при довольно низкой плотности населения регион вошёл в список лидеров по заболеваемости.

Введение QR-кодов для проезда в метро Москвы и Петербурга вообще невозможно представить, поскольку в час пик столичные подземки просто парализует. Однако, несмотря на очевидную абсурдность ситуации, власти столичных регионов объявили вакансии контролёров со средней зарплатой в 30 тысяч рублей. Набор на эти вакансии был приостановлен до принятия закона.

Что с того?

В настоящий момент ещё не все региональные парламенты приняли свои решения, но до завершения процедуры остались считаные дни. Госдума должна собрать предложения регионов до 16 декабря и провести своё голосование. Будет ли учтён новый опыт протестной позиции граждан? Скоро узнаем.

Президент России Владимир Путин рекомендовал не принимать опрометчивых решений. Если к главе государства не прислушаются, то русские получат технологичную версию локдауна и очередной повод выражать недоверие власти.

Предполагается, что законопроект о введении QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта будет действовать до 1 июня 2022 года. То есть правительство предлагает потратить миллиарды рублей на закупку оборудования по считыванию кодов и наём контролёров, вместо того чтобы направить эти деньги на стабилизацию пострадавшей в пандемию экономики или модернизацию здравоохранения. Или на решение наболевших проблем, которые были вынуждены вывалить центру региональные парламенты, когда на них свалили ответственность за «куаризацию» территорий.

ЕЛЕНА ЧЕРНЫХ