ФОТО: KIRSANOV YURY / SHUTTERSTOCK.COM

В преддверии встречи президентов России и США в западной прессе были опубликованы материалы, которые указывали на то, что в ближайшие дни может быть введен масштабный пакет антироссийских санкций. Иначе как «адскими» их не называли. А что за этой риторикой скрывалось на самом деле?

Наиболее вероятные ограничения, как полагали журналисты, должны были коснуться обмена рублей на доллары, евро и фунты. Предрекались и санкции на покупку российского госдолга на вторичном рынке, и отключение Москвы от международной платёжной системы SWIFT.

Обо всех этих «адских санкциях» сообщил накануне переговоров Владимира Путина и Джо Байдена телеканал CNN. В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал подобные сообщения «продолжением информационной истерики».

Отключением от системы SWIFT в качестве «одной из самых жёстких мер» России грозят с 2014 года. До сих пор всерьёз она не рассматривалась, но Центробанк успел разработать собственный аналог – систему передачи финансовых сообщений Банка России, к которой в настоящее время подключено около 400 организаций.

Санкции в отношении вторичного рынка ОФЗ могут быть разными. Это может быть и запрет на покупку на вторичном рынке новых выпусков бумаг, и, в более жёстком варианте, полный запрет на торговлю отечественными ценными бумагами. В последнем случае все три триллиона рублей иностранных инвестиций в госдолг России должны будут покинуть этот рынок, что может обернуться резким обвалом рубля, но в любом случае катастрофы не случится.

Пора бояться. Или можно подождать?

Эту тему в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с экономистом Михаилом Хазиным и главным научным сотрудником Института США и Канады, доктором экономических наук Владимиром Васильевым.

Юрий Пронько: Михаил, на ваш взгляд, что за информационная истерика наблюдалась в последние дни в западных СМИ – в Bloomberg, в CNN. И вот эти «сливные бачки» нас не только обвиняли во всех возможных прегрешениях, но и уверяли, что мы не сегодня, так завтра начнём оккупацию Украины, а вслед за этим молниеносно будут введены все эти «адские санкции».

Михаил Хазин: Кое-какие уши торчат сразу. Если речь идёт о Фонде прямых инвестиций, который занимается выводом на международные рынки наших вакцин, то понятно, кто за этим стоит – Pfizer, Moderna и так далее. Это чистая борьба с конкурентами.

Ещё одна проблема, которая стоит перед либеральным Западом, – это разрушение мировой долларовой системы. И здесь – визит премьер-министра Михаила Мишустина в Дубай и соответствующие разговоры о том, что надо устанавливать прямые контакты, в том числе заниматься не инвестициями в фондовые рынки, а прямыми инвестициями в Россию, которые никак не зависят от SWIFT и всего остального. Конечно, это тоже очень сильно раздражает либеральную общественность.

Что касается угроз ввести санкции до того как мы начали «оккупацию» Украины, это сильно. Фактически нам говорят: ребята, давайте, оккупируйте. Кстати, я думаю, что Украина тут вообще ни при чём, она уже давно никому не интересна. Есть куда более важные причины. И часть их я уже перечислил.

Но главная причина, конечно, в другом. Дело в том, что визит Путина в Индию накануне разговора с Байденом может означать: Индия договорилась с Россией, что именно Москва будет представлять интересы Нью-Дели в тройственных переговорах Байден – Путин – Си в части раздела мира на валютные зоны.

По этим причинам я не склонен относиться ко всем этим угрозам хоть сколько-нибудь серьёзно. Поскольку те, кто стоит за этими санкциями, – это люди, которые в самое ближайшее время уйдут со сцены.

Чисто американская переговорная тактика: напугать, чтобы надавить

– Владимир, вы разделяете оптимизм Михаила, который считает, что не стоит воспринимать всерьёз эту риторику. Хотя, может быть, эти издания что-то знают, может, им известно больше, чем нам?

Владимир Васильев: Я думаю, что на сегодняшний день мы можем говорить об эластичности современной экономической системы. Уже не те времена, когда сегодня с утра санкции вводятся, а вечером может произойти какой-то обвал. Любая система адаптируется, и сегодня даже российская экономика имеет горизонт решения этих проблем.

Поэтому нам надо видеть два момента. Первое – перед нами чисто американская переговорная тактика: накануне переговоров, где будут обсуждаться проблемы, которые не совсем пока ясны, американцы пытаются навязать другой стороне свой акцент. Это то, что называется «а кто сверху».

С этой точки зрения все озвученные угрозы имели только переговорную тактику. Что касается более серьёзных разговоров, то, как это было сформулировано – это формула «развода».

– Меня интересует – а за что нам грозят «адскими санкциями»? Мы вроде ещё ничего не сделали? Нас к чему-то подталкивают, нас мотивируют?

В.В.: Мы виноваты тем, что хочется нас скушать. Не надо помогать сотрудникам Госдепа. Они пока получают свою зарплату и придумают, за что нас наказать – за газ, за Навального, за отказ участвовать в саммитах по «зелёной» повестке,  ещё не знаю за что…

Но тут есть ещё один вопрос: а каковы перспективы у Байдена? Судя по этой встрече, он заинтересован, чтобы «форточка» была всегда открыта, чтобы он мог позвонить в Кремль – мало ли какая завтра возникнет ситуация? Сегодняшний глобально взаимозависимый мир требует этих постоянных контактов.

Так что все эти «слитые» СМИ угрозы адских санкций – скорее «развод», это ставки в азартной игре. Видимо, американцы слишком большое значение придают этим переговорам, им было важно на что-то надавить.

Если вы меня спросите – на что, то это уже было озвучено: Байден у нас великий миротворец, он спас Украину, вот он достал там «кольт», положил его на стол…. И «пресловутый Фишер тут же согласился на ничью». Рейтинг Байдена растёт, и это, может быть, то главное, что сегодня волнует Белый дом.

Запрет на конвертацию – это просто детский сад

– Давайте ещё сузим вопрос. Американские СМИ писали о том, что США и страны ЕС могут ввести запрет на конвертацию рублей в доллары, фунты и евро. И вторая угроза – санкции в отношении госдолга России, у нас действительно есть серьёзные вложения в ОФЗ нерезидентов, и их выход, который, к слову, уже идёт, Эльвира Набиуллина называет одним из главных рисков отечественной финансовой системы.

Хотелось бы понять, что касается конвертации – это не глупость? И что касается вторичного размещения ОФЗ и госдолга – а это очень серьёзный момент, – может ли это повлиять на что-то, в частности, на отечественную валюту?

М.Х.: Я не очень понимаю, какое нам дело до вторичного рынка ОФЗ. Наше дело – погашать. А как они там между собой бумагами обмениваются – нам-то что? Это может оказать какое-то локальное влияние на курс рубля, но очень несерьёзное.

Кроме того, надо понимать, что главная проблема Байдена – это проблема инфляции в США. И это очень серьёзная проблема, с которой не очень понятно, что делать. И по этой причине главное, что Байдену надо решить как можно быстрее, – это добиться нормализации мировой долларовой системы.

Вот почему он разговаривает с Путиным и с товарищем Си. Без этого ему ничего не сделать. И в этой ситуации Байден старается быть максимально лояльным. А вот те, кто не хочет позволить ему это сделать, ему максимально пакостят. И это происходит не только в США. Это происходит и на Украине, и во многих других местах.

Что касается запрета на конвертацию – это просто детский сад. Как вы себе это представляете?

В.В.: Я дополню. В современной мировой экономике есть первичные рынки и есть вторичные рынки. Если сегодня будут какие-то запреты на обмен валюты, на операции на вторичных рынках, которые всегда были где-то в тени, то, с моей точки зрения, возрастёт роль вторичных рынков.

Возможно, сегодня есть какие-то соглашения между финансовыми властями России, Индии и Китая, может быть, других стран, которые будут выполнять эти самые транзакции. Возможно, мы сделаем более дорогими эти операции с валютами или с ценными бумагами. Но тут есть и другая ситуация. А операторы на первичном рынке, в данном случае – западном, они что, посмотрят сквозь пальцы на те потери, которые им придётся нести из-за вторичных рынков, из-за банковских структур?

Кроме того, если вы уходите на вторичный рынок, заманить вас обратно на первичный будет довольно сложно, что и происходило недавно с американскими ценными бумагами, когда появились все эти разговоры о том, что будут арестованы средства, вложенные Россией в американский долг. И Россия все эти бумажки сбросила.

А если мы ещё и Китай с их одним триллионом американских ценных бумаг будем подзуживать, да ещё в тот момент, когда Конгресс до 15 декабря должен решить проблемы госдолга США, и не дай Бог, там что-то близко подойдёт к техническому дефолту, что вызовет серьёзную панику на мировых финансовых рынках, мало никому в американской экономике не покажется.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА