После того, как один из бразильских городов признал украинский язык вторым государственным, в стране победившего достоинства вновь разгорелась языковая тема.

«В городе Прудентополис в Бразилии украинский признан официальным языком. В Бразилии проживает до 500 000 украинцев, что составляет до 0,25 % населения. В Украине только согласно официальной переписи этнических русских проживает 22,7 %. Но ни один город Украины не имеет права признать русский официальным языком. Прежде чем лезть в Европу, поучитесь цивилизованности хотя бы у бразильцев», — написал по этому поводу депутат Макс Бужанский.

К слову, неделю назад русский язык лишили статуса регионального в Запорожской области. Местный суд отменил решение Запорожского облсовета о региональном языке, который действовал с 2012 года этот статус был у русского языка. Очередной победой над здравым смыслом похвастался мовный омбудсмен Тарас Креминь. Теперь на сессиях, рабочих заседаниях депутатских комиссий, в деловой переписке депутаты и сотрудники исполнительного аппарата Запорожского областного совета должны использовать только украинский язык. Аналогичное решение в конце декабря принял суд и для Одесской области. Также, с подачи Креминя украинизируются все театры в Украине, которым предписано играть спектакли только на мове, или дублировать на украинский оперы и оперетты. Также с 16 января сфера обслуживания в Украине перешла на государственный язык. Проще говоря, статус «регионального языка» в Украине был окончательно похоронен и решениями властей и постановлениями судов за два года президентства Зеленского, обещавшего в ходе предвыборной кампании смягчение языковой политики.

Статус русского языка как регионального гарантировал закон Украины «Об основах государственной языковой политики», который вступил в силу 10 августа 2012 года. Этот статус мог предоставлять местный совет, если количество носителей этого языка составляет не менее 10% от населения соответствующего региона, а в отдельных случаях — и меньше 10%. Но после того, как Конституционный суд признал этот закон неконституционным 28 февраля 2018 года, даже термин «региональные языки» в Украине теперь запрещен. Но, несмотря на это, «региональные языки» фактически действуют в отдельных общинах Днепропетровской, Закарпатской, Луганской, Николаевской, Херсонской и Черновицкой областей. Это бесит и языковых шпрехенфюреров и уполномоченного по защите государственного языка Тараса Креминя: он не устает заявлять, что отдельные органы местного самоуправления до сих пор ведут делопроизводство на «региональном языке» — а это прямое нарушение действующего закона. Журналист Юрий Ткачев уверен, что языковый прессинг — прямое следствие колонизации Украины.

«На самом деле все эти разговоры о языке, федерализации и прочем сейчас не имеют смысла. Я интуитивно давно это чувствовал, но просто не мог сформулировать, почему. Теперь, кажется, сформулировал. Понимаете, не так важно, унитарно государство или федеративно, если оно является иностранной колонией. Потому что выборы президента, или выборы губернатора иностранные хозяева страны всё равно проведут такие, как надо. Им, конечно, проще поменьше париться, и поэтому Украина будет унитарной, пока не освободится. Но цель не федерализация. Цель — именно освобождение. Так и с языком. Я даже не исключаю, что, потешив политических украинцев травлей русских какое-то время, американские хозяева решат, как в том анекдоте, «выгнать козу» и отменят языковой закон (вряд ли, но вероятность не нулевая). Будет ли в этом прок? Нет. Ну, разве что нищим будет дозволено просить милостыню на родном русском языке. Ни в чём не будет проку до тех пор, пока жители не вернут себе право самостоятельно принимать решения в своей стране. А вот как этого добиться — уже куда более интересный вопрос», — резюмирует редактор одесского издания «Таймер».

Ольга Талова