ФОТО: АНДРЕЙ ЛЮБИМОВ / АГН «МОСКВА»

Московский горком КПРФ официально отменил запланированные акции протеста. Это означает, что самые непримиримые по отношению к власти коммунисты признали итоги выборов. Это также означает, что придуманная в США стратегия «унылого голосования» потерпела в России окончательное поражение. Не будет и переворота в КПРФ: несистемные лидеры не справились с поставленной им на Западе задачей.

Насмешили журналистов

Акции протеста, организованные Московским горкомом КПРФ, начались сразу после выборов и производили странное впечатление.

Во-первых, тем, что официально они не назывались ни акциями протеста, ни митингами, а исключительно «встречами с избирателями». С избирателями предполагалось обсуждать, как у коммунистов, которых поддержало «унылое голосование», отобрали победу с помощью дистанционного электронного голосования. Понятно, почему пришлось проводить «встречи с избирателями», а не митинги – получить согласование на проведение официальных акций протеста вряд ли было возможно.

Однако, во-вторых, выяснилось, что и собрать на эти «встречи» сколько-нибудь много недовольных избирателей не получается. Приходило по несколько сотен человек, включая журналистов и профессиональных политиков. Собиралось, чтобы не увидеть и не услышать ничего интересного. Правда, говорили, что начальник горкома товарищ Рашкин выступал на встрече, предварительно как следует выпив, но и этот слух особого внимания публики не привлёк.

Власти, впрочем, отнеслись к недомитингам достаточно серьёзно. Настолько, что нескольких известных и самых радикальных деятелей КПРФ за организацию незаконных мероприятий задерживали и доставляли в отделение полиции. В их числе была даже депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева.

Предполагалось, что акции протеста будут проходить еженедельно – до полной победы над «режимом», но что-то пошло не так.

Политолог Константин Калачёв иронично комментирует происходящее в московской организации КПРФ:

Очевидно, в партии трезво оценили состояние протеста и свою способность вывести людей на улицу и предпочли вовремя выйти из игры, сохранив КПРФ для дальнейших классовых битв.

Проще говоря, если партия, собирающая 20% голосов избирателей по всей стране и сотни тысяч голосов в Москве, не может собрать на площади даже тысячу сторонников, то ей лучше не позориться и вовсе никого не собирать. А то журналисты будут смеяться.

Зюганов на лезвии бритвы

Отмена акций протеста в Москве – знак того, что раскол в КПРФ практически преодолён. «Группа Рашкина», о деструктивной роли которой в политике России много писал Царьград, сдаёт свои позиции. Ещё несколько дней назад это было совсем неочевидно. Известный политолог Михаил Карягин, например, высказывался таким образом:

«Рашкин с командой выступает за радикальную повестку, а Зюганов выбирает более спокойную риторику. Недавние протесты могут стать катализатором, который ускорит обновление кадров в самой партии. Перед выборами в Госдуму смена лидера была бы большим стрессом для коммунистов, а теперь мандаты распределены, можно и задуматься над обновлением».

Зюганов «задумываться над обновлением», то есть сдаваться на милость «навальников», не пожелал – и оказалось, что сил сбросить его с насиженного десятилетиями места ни у кого в партии нет. Поддержки у группы Рашкина для этого, во всяком случае, не хватит.

Впрочем, то, что не удалось совершить быстро и легко, возможно, теперь попробуют сделать тихой сапой, незаметно и не торопясь. Глобально ситуация в КПРФ не изменилась: есть заинтересованный в спокойном течении политической жизни и достаточно патриотичный Зюганов, но никуда не делся и «несистемный», связанный с официально обвинёнными в экстремизме политиками Рашкин.

Насколько можно судить, исключать Рашкина из партии и ликвидировать его влияние пока никто не собирается. Политик сохраняет положение лидера московской городской организации партии – очевидно, крупнейшей в России. Он прошёл по спискам в Государственную думу (проиграв в одномандатном округе) и, следовательно, сохраняет депутатскую неприкосновенность и все возможности члена второй по численности парламентской фракции. У него по-прежнему есть сторонники в партии и среди её избирателей.

Вполне вероятно, что следующая попытка переворота в КПРФ последует уже в 2022 году. Тем более что, по мнению некоторых компетентных экспертов, сохранение Зюганова важно для политики в России не само по себе, а лишь постольку, поскольку он является сдерживающим фактором для радикалов.

Директор аналитического центра «ПолитГен» Ярослав Игнатовский так оценивает нынешнюю роль Зюганова:

Во внешней политике он поддерживает власть и усиливает риторику президента, а внутри сдерживает радикальные течения Рашкина и Левченко. Я не думаю, что в ближайший год он уйдёт. Тем более партия показала неплохой результат на выборах в Госдуму. Это означает, что Зюганов ситуацию контролирует.

Схожего мнения придерживается только что избранный в Госдуму по спискам «Справедливой России» знаменитый экономист Михаил Делягин:

«Зюганов связывает разные группы влияния внутри партии. Если он уйдёт, КПРФ перестанет существовать как полноценная структура, а это невыгодно власти – он эффективно гасит протест, оставляя его в системном поле».

Однако значение Зюганова для российской политики состоит отнюдь не только в том, что он «удобен» для власти. Смотреть на вещи нужно шире: уход Зюганова может быть выгоден прозападным силам в России.

На Западе хотят убрать из большой политики коммунистов, заменив их более либеральными социалистами, – говорит Делягин. – Это может произойти, если внутри КПРФ устроят большую реформу под «новую условно социалистическую силу».

На Западе этого очень хотят.

Меньшее зло

Сам по себе Зюганов вовсе не должен вызывать симпатию у благонамеренного человека. Да и не может вызывать. Чтобы доказать это, читателям Царьграда достаточно напомнить, как он совсем недавно в очередной раз заявлял, что Нагорная проповедь и Моральный кодекс строителя коммунизма – это практически одно и то же. Утверждал это, заметим, лидер партии, примерно половина кандидатов от которой в опросе Царьграда заявили, что в Бога они не верят. И заодно – лидер партии, исторически прославившейся воинствующим атеизмом.

Понятно, что при таких убеждениях ожидать поддержки со стороны консервативных, образованных, традиционно настроенных русских людей лидер КПРФ не может.

Проблема в том, что в среднесрочной перспективе КПРФ из политики в России никуда не исчезнет. Пока будет социальное неравенство, увы, будут и политические силы, которым удастся успешно на нём спекулировать. А среди этих сил Зюганов и его команда кажутся меньшим злом.

И заменить их, по-видимому, некем. Во всяком случае, кандидатов на эту роль – с сохранением нынешней относительной лояльности и относительного спокойствия КПРФ – не просматривается. В качестве возможного преемника Зюганова называют, правда, сравнительно молодого 44-летнего заместителя председателя партии Юрия Афонина. В апреле 2021 года, когда Афонин был назначен замом, многие говорили, что Зюганов демонстрирует партии, кто его заменит. Не утихают и слухи о том, что стареющий лидер хотел бы передать бразды партийного правления по наследству внуку, Леониду Зюганову, – молодому человеку, сейчас депутату Московской городской думы.

Но планы слухами, а на данный момент никто в КПРФ не обладает авторитетом, сравнимым с зюгановским. Увы, кроме его несистемных оппонентов. А эти парни точно знают, чего они хотят: новой кровавой революции в интересах Запада, ослабления России и возвращения её то ли во времена, когда расстрелами командовал товарищ Троцкий, то ли просто в лихие 90-е.

Что с того?

Всякому разумному человеку очевидно, что идеализировать лидера коммунистов не надо. Однако на сегодня во главе потенциально революционной, но прямо сейчас лояльной партии он представляется наименьшим из зол. Если Зюганов уйдёт, то это случится не в результате планового обновления коммунистических рядов, но в результате внутрипартийного переворота. Этот переворот вынесет на поверхность самые несистемные и прозападные силы в самой КПРФ. Если это случится, влажные мечты организаторов «унылого голосования» станут явью: КПРФ превратится в революционную, антироссийскую, русофобскую партию на службе США и транснациональных корпораций. Именно так, как того хотели «заместители Навального» во время думских выборов. Представьте себе, что персонажи, подобные саратовскому депутату Николаю Бондаренко, разоблачённому Царьградом, станут произносить речи о том, что «Крым не наш», прямо в Охотном Ряду. Представьте себе, что красная партия превратится в источник русофобской пропаганды. Представьте – и пожелайте долгих лет жизни и политической активности Геннадию Андреевичу Зюганову. Его роль в нашей политике сейчас очень важная и очень положительная.

АНДРЕЙ ПЕРЛА