ФОТО: KOSTIANTYN VOITENKO / SHUTTERSTOCK

Министерство финансов поддержало идею о реформировании пенсионной системы. Введённая ещё в 2002-м и замороженная семь лет назад накопительная компонента будет трансформирована в добровольную стандартизированную схему. Эксперты уже поспешили назвать данную меру прогрессивной, способной поддержать на плаву пенсионную систему нашей страны.

Ещё в 2014 году государство заморозило накопительную часть пенсии – отчисления стали перечисляться на её страховую часть (по старости, инвалидности или в случае потери кормильца). Сейчас Министерство финансов задумало провести решительные изменения: накопительный компонент вернут в систему негосударственного пенсионного обеспечения. Ранее замороженный кабмином компонент по желанию застрахованных лиц смогут переводить в частные пенсионные фонды.

Фактически речь идёт о передаче накопительной части пенсии от государства к простым гражданам. Правда, пока в Минфине так и не решили, что же делать с накоплениями, которые сейчас находятся в распоряжении ВЭБ.РФ (управляет большей частью средств). Кроме того, по сообщению источников «Ъ», по требованию Антона Силуанова проект будут существенным образом дорабатывать.

Проект выглядит следующим образом. По желанию гражданина часть его пенсионных отчислений будут направляться в НПФ. Для этого предлагается внедрить некоторые стимулы. Например, ввести налоговые вычеты, обеспечить начальный бонус от государства, софинансировать доходность от управления пенсиями. На последние две цели Минфин даже готов направлять деньги ФНБ.

История вопроса

Накопительный компонент ввели ещё в 2002 году после изменений в пенсионном законодательстве. Суть состояла в том, чтобы разделить пенсионные выплаты на три части – базовую пенсию, страховую и накопительную. Первая представляла бы собой зафиксированную сумму, которая могла бы позволить обеспечить прожиточный минимум. Размер страховой зависел бы от трудового стажа и заработка.

По факту всё получилось не так, как задумывалось. До 2014 года из 22%, отчисляемых гражданином в пользу ПФР, 6% шло в накопительную часть. Однако в ходе экономического кризиса было решено эту самую накопительную часть заморозить, а долю в 6% направлять на формирование страховых выплат. К настоящему моменту объём замороженных накопительных пенсий составляет практически 2 трлн рублей.

С 2014 года предпринимаются попытки реанимировать накопительную систему, однако ни одна из них не увенчалась успехом.

Есть спорные моменты

В том, что правительство хотя бы частично возродит накопительные пенсии, нет ничего плохого. Мировой опыт показывает, что данный механизм при грамотном управлении является вполне эффективным.

Во-первых, государство получает достаточно эффективный инструмент разгона инвестиций. Пенсионные деньги – лучший источник для «длинных» и «дешёвых» вложений. Особенно он подходит для строительства транспортной инфраструктуры. Окупаемость железных дорог или автомагистралей является долгой (15-20 лет). При этом её достаточно легко просчитать. Ошибиться в сроке окупаемости, действительно, можно (на несколько лет), но в её гарантии сомнений, как правило, не возникает.

Во-вторых, для самих граждан накопительная система куда выгоднее. Она закрепляет за работающим человеком индивидуальный и лично ему принадлежащий пенсионный счёт, доходность по которому способна не только сохранить реальную сумму в пределах инфляции, но и значительно её увеличить. Выплата пенсий будет зависеть только от суммы, накопленной на счету: все демографические риски, когда работающие граждане не могут в полной мере обеспечить пенсионеров, исключены.

Однако, несмотря на вышеупомянутые плюсы, имеются и неоднозначные моменты. Так, на управление пенсионными накоплениями претендуют частные фонды. Подобное создаёт существенные риски для граждан. Многие НПФ зарегистрированы в офшорных юрисдикциях. Их недобросовестные владельцы рассматривают пенсионные счета как способ личного обогащения. Не так давно телеканал Царьград рассказывал, как жулик Борис Минц вывел в офшоры десятки миллиардов пенсионных сбережений.

Что с того?

Вывод из этого напрашивается только один. Управлять накопительной частью пенсий должно исключительно государство. При этом государство обязано гарантировать возмещение потерь, которые могут случиться в ходе не самых удачных вложений. Отметим, что подобные риски будут всегда. Однако в том случае, если они не будут носить коррупционный характер, объём потерь составит максимум несколько процентов. Государство без труда покроет эти убытки.

К нынешнему проекту реформирования накопительных пенсий имеется масса вопросов. Сама инициатива о реорганизации этой системы, безусловно, имеет положительный характер. Механизм способен не только обеспечить будущих пенсионеров гарантированным доходом, но и придать новый импульс развитию экономики. Однако необходимо предусмотреть все риски и сделать так, чтобы пенсионный механизм работал на государство и его граждан, а не пополнял карманы офшорных мошенников.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ