На днях (15 сентября 2021 года) КГБ Белоруссии задержал семью Войтеховичей, обвиняемую в покушении на депутата палаты представителей Национального собрания и лидера Либерально-демократической партии Олега Гайдукевича. Правоохранители завели уголовное дело по статье 289 Уголовного кодекса Республики Беларусь («Акт терроризма»).

По словам заместителя начальника следственного управления КГБ Константина Бычека, обвиняемые готовили террористические акты против сторонников действующей власти – судей, журналистов и сотрудников правоохранительных органов. Их целью было уничтожение имущества, а также физическое насилие над жертвами с целью получения показаний о противодействии участникам протестов.

Очень хотели получить известность, стать знаменитыми. И, конечно, получать вознаграждения.

Покушение произошло в ночь с 10 на 11 июля. Войтеховичи бросили в дом несколько коктейлей Молотова, из которых только один взорвался и нанёс незначительное повреждение зданию. По счастливой случайности нападавших спугнул сосед Гайдукевича, который позже помог следствию установить дополнительные детали происшедшего.

В свете данного события возникает очевидный вопрос, почему именно Олег Гайдукевич вызвал у Войтеховичей такую ненависть?

Судя по признательным показаниям, личных мотивов для вражды у террористов в отношении депутата не было. Он просто состоял в списке неугодных им лиц по политическим взглядам. Как известно, Олег Гайдукевич в ходе проходивших в прошлом году протестов заявил себя убеждённым сторонником действующей власти. Свою гражданскую позицию он подкрепил конкретными действиями: заявлениями в прессе, выступлениями на митингах, а также идеологической работой с людьми. Кроме того, что немаловажно, за его спиной стоит возглавляемая им партия, тысячи членов которой также поддержали президента Александра Лукашенко.

Рассматривая личности участников теракта, невольно удивляешься. На первый взгляд, перед нами обычная семья – отец, мать, сын, невестка. Проживали они в Борисове, принимали активное участие в протестах после президентских выборов, состояли в оппозиционных телеграм-каналах. Иначе говоря, полностью окунулись в политику.

Очевидно, что уничтожение имущества видного сторонника власти было бы серьёзным подспорьем для осуществления подобной деятельности на постоянной основе. Это могло подвигнуть на такие же действия других радикалов, которые жаждут мести за провал протестов.

В то же время наивность новоявленных местечковых террористов просто поражает. Они для чего-то втянули в свои действия не только женщин, но и маленького ребёнка, у которого теперь есть все перспективы попасть в детский дом. Судя по нелепым поступкам Войтеховичей, никаким реальным опытом террористической деятельности они не обладали. Зато имели грандиозные планы «мести»: не случайно после неудачного нападения на дом Гайдукевича они решили поджечь автомобиль сотрудника милиции, причём придумали непростую схему с участием дрона, к которому должны были быть привязаны горящие таблетки сухого горючего (саму машину предполагалось облить бензином). Если учесть, что автомобиль был припаркован так, что его плотно окружали другие машины, задумка выглядела крайне глупо, но Войтеховичи об этом не думали – они гнались за эффектностью.

Обвиняемым в теракте придется провести долгие месяцы в СИЗО КГБ, пока будут выясняться подробности произошедшего. Эти люди сломали жизнь не только себе, но и своим близким. Маловероятно даже, что их объявят политзаключёнными. Радует лишь то, что в ходе теракта никто не погиб, а сами преступники не отягчили свою вину жертвами. Быть может, это происшествие станет уроком для тех, кто хочет решать политические споры с помощью зажигательных смесей. Жаль только, что из истории семьи Войтеховичей, решивших стать политическими радикалами, не извлекут уроков те, кто толкнул их на преступление – организаторы протестов и телеграм-каналов, на поводу у которых пошли граждане, решившие насолить Гайдукевичу и, вероятно, не слишком хорошо себе представлявшие последствия такого решения.

С другой стороны, вся эта история показывает, что между декларациями белорусской оппозиции о мирной начинке протестов и радикальными действиями – весьма условная граница, которую легко могут перейти не только специально обученные боевики (как это было, к примеру, на Украине во время событий на рубеже 2013-2014 годов), но и люди, попадающие под влияние деструктивной пропаганды и уходящие в протестную деятельность с головой, словно в секту. Итог – полностью разрушенная жизнь целой семьи, даже двух семей.

На заглавном фото. Коктейль Молотова, найденный на месте происшествия.

Источник