К началу 1990 года распространение перестроечной государственной деструкции в УССР полностью охватило Западную, Центральную Украину, Киев, в то время как Восточную Украину сотрясали лишь социальные протесты. Не зря местные территории так и именовались – «красные области».

Тогдашним сепаратистам–самостийникам была крайне необходима массовая акция на Востоке Украины. И повод для неё нашли, точнее, высосали из пальца. Оказалось, что по подсчётам украинских историков, на август 1990 года приходилось 500-летие Запорожской Сечи.

Началась энергичная подготовка «возрождения генетической памяти», в которой были задействованы все появившиеся и появляющиеся организации – РУХ, УХС, СНУМ, УСС, Украинский культурологический клуб, Товарищество украинской мовы им. Т. Шевченко, Студенческое Братство, «Товариство Лева», военно-исторические клубы, самопровозглашённые «казачьи паланки»  и так далее. Среди тех, кто играл основную роль в планировании, организации и проведении этой акции был сын бандеровца, ярый  антисоветчик, один из «отцов-основателей» Народного Руха Украины психолог Михайло Горынь.

Михайло Горынь во время проведения акции

Активнейшее участие в приготовлениях взяли переобувающиеся чиновники из областных обкомов партии и комсомола. Историк Георгий Касьянов писал, что в газете «Радянська Україна»  заявили, что Карл Маркс называл Запорожскую Сечь «христианской казацкой республикой» и даже напечатали картинку, изображающую рукопожатие казака и Карла Маркса.

Официальное прикрытие сепаратисткой акции в виде «празднования выдающейся исторической даты» (её называли «історико-просвітницький захід»), открывало возможности для государственного финансирования торжеств. И, судя по масштабам, денег было выделено немало.

К празднованию «500-летия» киевское издательство «Наукова думка» выпустило трёхтомник «Истории запорожских казаков» Дмитрия Яворницкого тиражом 200 тысяч экземпляров. Самому историку посвятили конференцию и конкурсы.

«Свята козацької слави» растянулись на весь август, а первые колонны автобусов с участниками и зрителями, начали прибывать в Запорожье и Днепропетровск еще 30 июля 1990 года. Размещались в гостиницах, детских лагерях, на турбазах. На Днепре у Алексеевской затоки был разбит огромный лагерь-кемпинг. Особое внимание оказывали прибывшей делегации Кубанского казачества.

«Виновники торжества», большей частью ряженые

Повсюду проводились многочисленные научные конференции и общественные диспуты, лекции «на исторические темы», где как правило, всё заканчивалось призывами к самостийности и «уходу от Москвы».

С точки зрения современности надо признать, что смысловая составляющая мероприятия была продумана до мелочей. Огромная роль отводилась визуализации. Было изготовлено громадное количество всевозможных «казацких» хоругвей, сине-жёлтых и красно-чёрных флагов. Раздавалась и продавалась печатная продукция, символика, значки с лозунгами «Воля або смерть!», «Смерть ворогам!» и даже с пресловутым СУГСом.

Артефакты

Все мероприятия были переполнены ряжеными козаками с оселедцами, шароварами и шаблюками. Из Винницы даже прибыла казачья конная группа.

Бросалась в глаза делегация трёх областей Галичины, повсюду таскавшая гербовое изображение региона и эсэсовской дивизии. Особой «фишкой» этой делегации была группа молодых людей наряженных  в стилизованную «под легион УСС» военную форму, напоминающую одёжку вермахта, в которой бродили по Прикарпатью «герои УПА*».

Делегация Галичины

Массовые гуляния начались с экологического митинга в Запорожье, где вспоминали «устроенный Москвой» Чернобыль.

Затем пришло время кульминационных шоу.

Первое – 4 августа – провели возле с. Капуловка Днепропетровской области, рядом с могилой кошевого атамана Ивана Сирко, которого турки и татары называли «Урус-шайтан» – русский чёрт. Не украинский…

Действовали согласно теперь уже традиционной некрофильской концепции «затурканной и загнобленной, но непокорённой  нации». Перечислив серию обид и трагедий, здесь открыли так называемый курган «Могила памяти», землю для которого «по традиции казаков» привезли из всех областей. Выглядело необычно и пафосно.

4 августа 1990. «Могила памяти» и могила Сирко ​​​​​​

Характерно, что во время «насыпания» могилы, собравшихся окружали прибывшие из Львова члены СНУМ, державшие ещё малоузнаваемые портреты упырей Петлюры, Бандеры, Шухевича.

Мы не зря вспоминали некрофильские тенденции национального возрождения, ибо в излагаемой истории некрофилия была неотъемлемой частью празднования.

Дело в том, что торжествам по поводу 500-летия казачества предшествовала детективная история с возвращением на Батькивщину черепа Ивана Сирко.

Могила легендарного атамана неоднократно повреждалась, и при строительстве Каховского водохранилища она была эксгумирована. Череп атамана отправили в Москву в мастерскую Михаила Герасимова для реконструкции внешности.

Весной 1990 года группа национальной интеллигенции при деятельном участии Владимира Яворивского попросила вернуть «реликвию». Череп привёз антрополог Сергей Сегеда – тот, что безуспешно разыскивал после останки трупа Мазепы в Румынии.

На праздничном шоу, разумеется, поведали несведущим украинцам историю, «як москали череп Сирка вкралы», позабыв рассказать, что и во время празднования герой находился не в полной комплектации. Череп был в сейфе местного отдела культуры. Вернут его в могилу у Капуловки лишь в 2000 году

Помимо «истории украденного черепа» 4 августа 1990 года звучали не только проклятия в адрес северного соседа и нового «Союзного договора», но и призывы к самостийности и прекращению «кормить СССР».

Пока митингующих развлекали ноющие свои думы аматоры-кобзари и казацкая самодеятельность, демонстрирующая приёмы тогда ещё совсем диковинного боевого гопака, на могиле атамана Сирко состоялась 1-я Атаманская Рада, где всевозможные самозванцы договорились создать современное Украинское Казачество, что и произошло позже – 15 сентября – в одной из аудиторий Киевского университета.

Кстати, именно на Атаманской Раде впервые предложили отречься от Переяславского договора, что карикатурно реализуют «гетманы» Владимир Мулява и Вячеслав Черновол летом 1992 года. Здесь же впервые заговорили о необходимости реабилитации Мазепы.

Следующим глобальным (без шуток) мероприятием стал праздник на Хортице и «Вэлыка хода» по Запорожью.

Велыка хода (Большое шествие)

Праздник ничем особенным не отличался: казаки фестивалили, народ глушил горилку, танцевал и горланил песни. Кончено, были стихийные митинги и сознательные тусовки. На одной из них, по свидетельству Олеся Дония, было принято решение о проведении республиканской студенческой стачки, вылившейся после в так называемую «революцию на граните».

Хода (шествие) – с правого берега в центр Запорожья через Днепрогэс – собрала, по тогдашним подсчётам, до полумиллиона человек!

Велика хода (Большое шествие)

Конечно, значительную их часть составляли обычные советские граждане, радующиеся любому массовому событию, тем более, с приездом знаменитостей. Но едва ли не половину представляли местные и съехавшиеся со всех городов и весей в Запорожье готовые к окончательному свидомизму персонажи, верившие руховским листовкам про «съеденное москалями сало и сахар» и посулам, что после признания самостийности каждый получит свою часть золота гетмана Полуботка, которое любезно предоставят Украине честные британские бизнесмены. Верили и ждали халявы.

А организаторы «возрождения исторической памяти» успешно реализовывали свои задачи – массовый вброс сепаратистских призывов, создание в регионе националистических ячеек различных структур, привыкание населения к символике и пантеону новых героев новой истории. Так Восточную Украину повели к незалежности.

Виталий ЗАХАРЧУК