К началу 1990 года распространение перестроечной государственной деструкции в УССР полностью охватило Западную, Центральную Украину, Киев, в то время как Восточную Украину сотрясали лишь социальные протесты. Не зря местные территории так и именовались – «красные области».
Тогдашним сепаратистам–самостийникам была крайне необходима массовая акция на Востоке Украины. И повод для неё нашли, точнее, высосали из пальца. Оказалось, что по подсчётам украинских историков, на август 1990 года приходилось 500-летие Запорожской Сечи.
Началась энергичная подготовка «возрождения генетической памяти», в которой были задействованы все появившиеся и появляющиеся организации – РУХ, УХС, СНУМ, УСС, Украинский культурологический клуб, Товарищество украинской мовы им. Т. Шевченко, Студенческое Братство, «Товариство Лева», военно-исторические клубы, самопровозглашённые «казачьи паланки» и так далее. Среди тех, кто играл основную роль в планировании, организации и проведении этой акции был сын бандеровца, ярый антисоветчик, один из «отцов-основателей» Народного Руха Украины психолог Михайло Горынь.
Михайло Горынь во время проведения акции
Активнейшее участие в приготовлениях взяли переобувающиеся чиновники из областных обкомов партии и комсомола. Историк Георгий Касьянов писал, что в газете «Радянська Україна» заявили, что Карл Маркс называл Запорожскую Сечь «христианской казацкой республикой» и даже напечатали картинку, изображающую рукопожатие казака и Карла Маркса.
Официальное прикрытие сепаратисткой акции в виде «празднования выдающейся исторической даты» (её называли «історико-просвітницький захід»), открывало возможности для государственного финансирования торжеств. И, судя по масштабам, денег было выделено немало.
К празднованию «500-летия» киевское издательство «Наукова думка» выпустило трёхтомник «Истории запорожских казаков» Дмитрия Яворницкого тиражом 200 тысяч экземпляров. Самому историку посвятили конференцию и конкурсы.
«Свята козацької слави» растянулись на весь август, а первые колонны автобусов с участниками и зрителями, начали прибывать в Запорожье и Днепропетровск еще 30 июля 1990 года. Размещались в гостиницах, детских лагерях, на турбазах. На Днепре у Алексеевской затоки был разбит огромный лагерь-кемпинг. Особое внимание оказывали прибывшей делегации Кубанского казачества.
«Виновники торжества», большей частью ряженые
Повсюду проводились многочисленные научные конференции и общественные диспуты, лекции «на исторические темы», где как правило, всё заканчивалось призывами к самостийности и «уходу от Москвы».
С точки зрения современности надо признать, что смысловая составляющая мероприятия была продумана до мелочей. Огромная роль отводилась визуализации. Было изготовлено громадное количество всевозможных «казацких» хоругвей, сине-жёлтых и красно-чёрных флагов. Раздавалась и продавалась печатная продукция, символика, значки с лозунгами «Воля або смерть!», «Смерть ворогам!» и даже с пресловутым СУГСом.
Артефакты
Все мероприятия были переполнены ряжеными козаками с оселедцами, шароварами и шаблюками. Из Винницы даже прибыла казачья конная группа.
Бросалась в глаза делегация трёх областей Галичины, повсюду таскавшая гербовое изображение региона и эсэсовской дивизии. Особой «фишкой» этой делегации была группа молодых людей наряженных в стилизованную «под легион УСС» военную форму, напоминающую одёжку вермахта, в которой бродили по Прикарпатью «герои УПА*».
Делегация Галичины
Массовые гуляния начались с экологического митинга в Запорожье, где вспоминали «устроенный Москвой» Чернобыль.
Затем пришло время кульминационных шоу.
Первое – 4 августа – провели возле с. Капуловка Днепропетровской области, рядом с могилой кошевого атамана Ивана Сирко, которого турки и татары называли «Урус-шайтан» – русский чёрт. Не украинский…
Действовали согласно теперь уже традиционной некрофильской концепции «затурканной и загнобленной, но непокорённой нации». Перечислив серию обид и трагедий, здесь открыли так называемый курган «Могила памяти», землю для которого «по традиции казаков» привезли из всех областей. Выглядело необычно и пафосно.
4 августа 1990. «Могила памяти» и могила Сирко
Характерно, что во время «насыпания» могилы, собравшихся окружали прибывшие из Львова члены СНУМ, державшие ещё малоузнаваемые портреты упырей Петлюры, Бандеры, Шухевича.
Мы не зря вспоминали некрофильские тенденции национального возрождения, ибо в излагаемой истории некрофилия была неотъемлемой частью празднования.
Дело в том, что торжествам по поводу 500-летия казачества предшествовала детективная история с возвращением на Батькивщину черепа Ивана Сирко.
Могила легендарного атамана неоднократно повреждалась, и при строительстве Каховского водохранилища она была эксгумирована. Череп атамана отправили в Москву в мастерскую Михаила Герасимова для реконструкции внешности.
Весной 1990 года группа национальной интеллигенции при деятельном участии Владимира Яворивского попросила вернуть «реликвию». Череп привёз антрополог Сергей Сегеда – тот, что безуспешно разыскивал после останки трупа Мазепы в Румынии.
На праздничном шоу, разумеется, поведали несведущим украинцам историю, «як москали череп Сирка вкралы», позабыв рассказать, что и во время празднования герой находился не в полной комплектации. Череп был в сейфе местного отдела культуры. Вернут его в могилу у Капуловки лишь в 2000 году
Помимо «истории украденного черепа» 4 августа 1990 года звучали не только проклятия в адрес северного соседа и нового «Союзного договора», но и призывы к самостийности и прекращению «кормить СССР».
Пока митингующих развлекали ноющие свои думы аматоры-кобзари и казацкая самодеятельность, демонстрирующая приёмы тогда ещё совсем диковинного боевого гопака, на могиле атамана Сирко состоялась 1-я Атаманская Рада, где всевозможные самозванцы договорились создать современное Украинское Казачество, что и произошло позже – 15 сентября – в одной из аудиторий Киевского университета.
Кстати, именно на Атаманской Раде впервые предложили отречься от Переяславского договора, что карикатурно реализуют «гетманы» Владимир Мулява и Вячеслав Черновол летом 1992 года. Здесь же впервые заговорили о необходимости реабилитации Мазепы.
Следующим глобальным (без шуток) мероприятием стал праздник на Хортице и «Вэлыка хода» по Запорожью.
Велыка хода (Большое шествие)
Праздник ничем особенным не отличался: казаки фестивалили, народ глушил горилку, танцевал и горланил песни. Кончено, были стихийные митинги и сознательные тусовки. На одной из них, по свидетельству Олеся Дония, было принято решение о проведении республиканской студенческой стачки, вылившейся после в так называемую «революцию на граните».
Хода (шествие) – с правого берега в центр Запорожья через Днепрогэс – собрала, по тогдашним подсчётам, до полумиллиона человек!
Велика хода (Большое шествие)
Конечно, значительную их часть составляли обычные советские граждане, радующиеся любому массовому событию, тем более, с приездом знаменитостей. Но едва ли не половину представляли местные и съехавшиеся со всех городов и весей в Запорожье готовые к окончательному свидомизму персонажи, верившие руховским листовкам про «съеденное москалями сало и сахар» и посулам, что после признания самостийности каждый получит свою часть золота гетмана Полуботка, которое любезно предоставят Украине честные британские бизнесмены. Верили и ждали халявы.
А организаторы «возрождения исторической памяти» успешно реализовывали свои задачи – массовый вброс сепаратистских призывов, создание в регионе националистических ячеек различных структур, привыкание населения к символике и пантеону новых героев новой истории. Так Восточную Украину повели к незалежности.
Нет Комментариев