Ситуация на Донбассе резко обострилась в последние несколько дней, выросло количество и интенсивность обстрелов со стороны ВСУ. За последние пять дней августа по территории Донецкой Республики украинские военные выпустили более 300 снарядов, в результате чего в Республике пострадало пятеро мирных жителей, двое из которых – дети. В ЛНР за это же время погиб под обстрелами боец Народной милиции, а от украинских снарядов пострадали школа и больница.

Полпред ДНР в Трёхсторонней контактной группе Наталья Никонорова предложила срочно созвать внеочередное заседание подгруппы по безопасности и призвать украинскую сторону прекратить обстрелы и вернуться к выполнению своих обязательств согласно «Дополнительным соглашениям о режиме прекращения огня».

Постоянный представитель ЛНР в ТКГ Родион Мирошник отмечает, что обострение на линии соприкосновения удивительным образом совпадает со временем визита украинского президента в Вашингтон – ВСУ старательно создают необходимый «военный фон» для Зеленского в надежде на увеличение военной помощи от Белого дома.

Внеочередное заседание подгруппы по вопросам безопасности в формате видеоконференции состоялось 1 сентября. Главной целью этой встречи было прекращение обстрелов со стороны ВСУ. Однако чуда не произошло – традиционно украинская делегация просто отказалась обсуждать не только свои обязательства по «Дополнительным мерам», но и сам документ.

«Представитель украинской делегации наотрез отказался от обсуждения предложений Республик Донбасса. В итоге представители Республик и России были вынуждены констатировать, что два часа заседания прошли впустую, а попытки призвать Украину прекратить обстрелы результатов не принесли. Украинская сторона в очередной раз продемонстрировала, что жизнь и безопасность мирного населения Донбасса Киев не интересует, а прекращать стрелять ВФУ не собираются»,

– сообщила пресс-секретарь делегации ЛНР в ТКГ Мария Ковшарь.

В МИД ДНР напомнили, что за последнюю неделю августа представители ДНР в С около двадцати раз «пытались задействовать координационный механизм с целью прекращения огня».  Однако украинская сторона в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) игнорирует все запросы и продолжает вести огонь по мирным жителям Донбасса.

«Усугубляет ситуацию тот факт, что значительная часть наших уведомлений о вопиющих нарушениях режима прекращения огня со стороны ВФУ и их последствиях, которые мы направляем в адрес СММ ОБСЕ, а также координатору Контактной группы для передачи украинской стороне, остаются без реакции Киева, а в отдельных случаях даже не рассылаются»,

– говорится в заявлении МИД ДНР.

Для того, чтобы обратить внимание наблюдателей ОБСЕ на пострадавших детей во время обстрела Горловки, омбудсмен ДНР Дарья Морозова направила обращения в международные организации, напомнив, что подобные действия ВСУ «нарушают нормы Женевской конвенции с.З, п.1 от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны».

И действительно, спустя три дня наблюдатели СММ ОБСЕ внезапно «увидели» пострадавших детей, однако о виновных в отчёте не было сказано ни слова.

«Женщина, представившаяся матерью детей, рассказала, что она со своими детьми была у себя дома в Горловке на ул. Чайковского, 16. Когда дети играли в саду, она услышала звуки обстрела и потом увидела, что её дети попадали на землю»,

– говорится в отчёте ОБСЕ за 31 августа.

И всё – никакого намёка, откуда снаряд прилетел. А в итоге никто не виноват, дети сами упали. Да и одна только формулировка «женщина, представившаяся матерью» чего стоит! Видимо, наблюдатели ОБСЕ настолько уже  привыкли к войне на Донбассе, что неинтересно им выяснять, почему дети «попадали на землю». О нежелании ОБСЕ видеть очевидное в ДНР и ЛНР давно ходят легенды.

Впрочем, стоит ли удивляться очередному сорванному заседанию подгруппы по безопасности на фоне обострения ситуации, если сам вице-премьер Украины по вопросам реинтеграции Алексей Резников назвал переговоры в Минском формате «мёртвой историей»? Он рассказал украинским журналистам, что заседания продолжаются по четыре – пять часов, однако редко когда оканчиваются каким-то результатом. При этом он вполне серьёзно заявил, что «Путин до сих пор не желает выполнять взятые им на себя обязательства на декабрьском саммите в Париже в 2019 году». А журналисты, разумеется, в эту байду поверили. И пошли рассказывать своим читателям/зрителям.

Между тем, за обострением ситуации незаметно прошла годовщина со дня вступления в силу мер по усилению режима прекращения огня на линии соприкосновения.

«Несмотря на некоторое уменьшение обстрелов со стороны ВФУ по сравнению с аналогичным периодом до подписания данного соглашения, Украина всё же продолжает открывать огонь по защитникам и мирному населению Республики»,

– говорит руководитель представительства ДНР в Совместном центре контроля и координации режима прекращения огня (СЦКК) Руслан Якубов.

По его словам, за прошедший год ВСУ более тысячи раз открывали огонь по мирным жителям Республик, причём третья часть всех обстрелов велась из тяжёлой артиллерии. В результате обстрелов за этот год погибли пятеро мирных жителей, 12 человек были ранены (пятеро из низ – за прошлую неделю), повреждены 173 дома.

При этом за весь год украинская сторона не признала ни одного обстрела со своей стороны. По версии Киева, все жертвы мирного населения, все разрушения – это всего лишь «инсценировка и имитация».

«Самое абсурдное, что это звучит при полном молчании главы СММ ОБСЕ на Украине, координатора подгруппы по безопасности Яшара Халита Чевика»,

– добавил Якубов.

Последний день лета чуть было не увеличил количество пострадавших – в Александровке (окраина Донецка) чудом осталась жива пенсионерка – снаряд разорвался во дворе её дома в пяти шагах от неё. Две металлические двери оказались разворочены, а хозяйка спаслась.

И ещё одно знаменательное событие – 1 сентября в этом году в школу пошли дети, родившиеся в военном 2014 году. Всего около 24 тысяч детей войны, не знавших ни одного дня мирной жизни, умеющих на слух определять калибр снарядов, совершенно точно знающих, что ходить по траве и по полям смертельно опасно. Дети, которые играли осколками снарядов.

Сколько классов им нужно пройти, чтобы на Донбасс пришёл мир?

Полина СУДОПЛАТОВА