ФОТО: KRYSJA / SHUTTERSTOCK.COM

Государства, как и живые организмы, достигают своего расцвета, стареют и умирают. Так считали первые авторы и исследователи взаимоотношений между народонаселением, страной и политической системой. Учение об этом стало известно под названием органицистской школы геополитики. Если придерживаться этой теории, то Украина родилась 30 лет назад довольно бодрым крепышом, с хорошими умственными и физическими задатками, но в результате своей распутной жизни, которая началась сразу же после рождения, потеряла почти всё и на всю оставшуюся жизнь (вопрос – сколько же осталось?) стала увечным инвалидом.

За 30 лет независимости показатель ВВП Украины скатился с 52-го на 91-е место. Сейчас 80% экспорта товаров с Украины – это сырьё. Куда исчезла научно-промышленная база, которая до 1991 г. считалась одной из лучших в мире? На Украине, конечно же, за словом в карман не полезут, потому что «во всём москали виноваты». Но хищения, коррупция и «распилы» в новейшей истории этой страны весьма показательны и известны на весь мир. Достаточно вспомнить деятельность учёного-агронома и премьер-министра Украины (1996–1997 гг.) Павла Лазаренко, который выводил в США и отмывал сотни миллионов долларов. Кстати, в 1990-х Лазаренко покровительствовал другой мошеннице, позже занявшей пост премьер-министра страны, – Юлии Тимошенко, под руководством которой корпорация «Единые энергетические системы» монополизировала поставки газа на основные предприятия страны.

В то же время США активно вмешивались во внутренние дела Украины. Помимо уничтожения стратегической авиации и других видов оружия, Госдепартамент был явно заинтересован, чтобы промышленность страны не приносила блага ни государству, ни внешним заказчикам. Мадлен Олбрайт лично играла решающую роль в отказе от субконтракта по производству турбин для иранской атомной станции, обещав компенсировать все расходы. Неустойку Украина выплатила российской стороне, но от США обещанных средств так и не получила. Подобных примеров можно найти довольно много.

Лидеры страны также были своего рода показателем упадка и деградации. Первый президент Леонид Кравчук взял Украину через административный ресурс после многолетней работы в Коммунистической партии. Его крылатое выражение – «будем теперь торговать подсолнечником по всему миру» – показывало его незнание как экономических реалий новой страны, так и законов мировой экономики. Подобные наивные заявления могли восприниматься серьёзно только в какой-то западноукраинской глуши. Впрочем, Кравчук и делал ставку на национализм, привлекая в качестве ценных интеллектуальных кадров канадскую диаспору. Ворота были открыты не только для них, но и для структур Джорджа Сороса и американских фондов – от USAID* до Корпуса мира. Его преемник Леонид Кучма был из промышленного региона и делал в своей предвыборной кампании ставку на юго-восток Украины. Он торжественно обещал дать статус второго государственного русскому языку и, конечно же, не сдержал слово. Зато активно развивал сотрудничество с Западом, пытаясь усидеть на двух стульях. Он же стал автором книги «Украина – не Россия», уже из названия которой заметно зарождение концепции Украины как анти-России.

Хотя при Кучме ещё говорили о соборности и дружбе народов, но тенденция была очевидна. Третий президент, пришедший к власти в результате оранжевой революции – Виктор Ющенко, коллекционер разного археологического мусора, как его метко назвал покойный Олесь Бузина, по совместительству муж бывшей сотрудницы ЦРУ, заложил основы для вступления страны в НАТО и дальнейшей социальной дезорганизации. Виктор Янукович пришёл уже к агонизирующему телу государства и своими неадекватными действиями (могла же имеющая большинство в украинском парламенте «Партия регионов» провести закон о статусе русского языка, но этого не сделала, не говоря уже о других сомнительных законопроектах и пунктах политической программы, например, по сотрудничеству с НАТО) принялся его добивать.

Конечно, тандем националистов и либералов, которые получали средства из одного источника, имел серьёзное влияние на политические процессы. Однако белорусский кейс показал, что при сильной власти проблемы беспорядков можно было решить. И в начале 2014 г. они были почти решены, но помешала трусость Януковича перед угрозами западных политиков. В итоге большинство своих активов ему пришлось потерять и просить убежища в России. Другой итог – кровавый конфликт в Донбассе и быстрый переход Крыма под юрисдикцию Москвы. Пётр Порошенко уверенно принял бразды правления, став псевдокризисным менеджером. А на смену ему пришёл комик Владимир Зеленский, чей рейтинг упал довольно быстро и вряд ли сможет подняться – украинские олигархи уже выбрали новых кандидатов для будущего поста президента. Осталось лишь получить отмашку от посольства США. Но это обычно делается относительно незадолго до выборов, когда тщательно изучат досье всех возможных претендентов.

Но законы геополитики не прощают оплошностей в государственном управлении. Если умники, будь то движение «Пора», которое троллило Януковича в 2004 г. и продвигало Ющенко, архитекторы кровавого майдана 2014 г. (Арсений Яценюк немного попремьерствовал при Порошенко и очень быстро стал долларовым миллионером) или ультранационалисты последней волны с криминальным стажем, работали с определённым интересом, то международные процессы не ждали, когда все эти люди переведут средства в офшоры или придумают очередную авантюру типа строительства стены на границе с Россией. Рейтинг Украины продолжал падать, а она стремительно теряла остатки своей субъектности.

К 30-летнему юбилею на Украине вышли с очередной авантюрой – так называемой «Крымской платформой», которую учредили 23 августа в качестве некоего консультативного органа. Да и то, как обычно бывает у украинцев, без конфузов не обошлось. Президент Словении Борут Пахор предпочел говорить не о «российской агрессии», а о добрососедстве, сказав, что искренне желает

России и Украине однажды урегулировать их двусторонние разногласия… даже в самых сложных условиях необходимо поддерживать отношения и каналы для коммуникации открытыми.

А президент Венгрии Янош Адер использовал площадку «Крымской платформы» скорее для критики власти Украины за ограничения прав венгров в стране, в частности в изучении венгерского языка.

Мы надеемся, что Украина сможет обеспечить безопасное будущее для всех своих граждан и что венгры смогут чувствовать себя на Украине как дома,

— сказал он.

Несмотря на большой пафос и пиар, относительно данного проекта на Западе не питают иллюзий. Да, Украина является большой (в географическом смысле) страной в Европе. Да, через неё ещё происходит транзит газа из России (всё меньше и меньше). Да, это потенциально может быть крупный рынок. Но такие же критерии можно приписать и к ряду африканских стран, и к азиатским державам. В общем, для Европы Украина – это один из клиентов, который нуждается в покровительстве и внешних донорах. Вероятно, ЕС и США ещё будут оказывать ей какую-то помощь (особенно с учётом возможного ослабления России). Но опыт санкций с 2014 г. показал удивительную резистентность Москвы, которая не пожелала остаться без ответа. В новых геополитических реалиях (здесь нужно учесть интересы Китая в отношении Украины и то, какая нехорошая история вышла из отказа передать КНР активы завода «Мотор Сич» согласно договору, а за этим стояли США) Украине будет всё сложней и сложней бегать с протянутой рукой по Европе. Будет ли 40-летие у инвалида «бальзаковского возраста» – вопрос вполне закономерный.

Материал об истинном смысле происходящего за пределами нашей страны предоставлен Аналитической группой Катехон.

*Деятельность Агентства США по международному развитию (USAID) запрещена в России.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА КАТЕХОН