ФОТО: ANDREAS ARNOLD / GLOBALLOOKPRESS

Сегодня часто можно слышать мнение, что наша Церковь в чём-то не права, делает что-то не то, поступает не так… Когда возникают претензии к Церкви, стоит обратить их к самим себе. И исправлять, очищать и возвышать себя, утверждает новая «Директива Дугина».

Однако следует напомнить, что в православной традиции понятие о Церкви включает в себя всех верующих, а ещё точнее – всех крещённых в Православной Церкви христиан. В этом одно из основных отличий от католицизма.

Западное христианство понимает Церковь только как совокупность жреческого сословия – дьяконов, священников и епископов. А простые христиане помещаются во внешний круг. Они не внутри Церкви, а вокруг неё.

Отсюда и теория о непогрешимости римского папы. Он есть глава Римско-католической церкви в том смысле, что стоит на вершине всей институции, будучи прямым руководителем всех нижестоящих церковных чинов.

До последнего времени в католичестве даже практиковалось разделение при причастии – простым католикам давали только облатки, а Кровь Христову вместе с облатками потребляли лишь члены иерархии, которые и составляли собой Церковь.

В отличие от этого в Православии утвердилось совершенно иное учение. Церковь Христова – не институт, не помещение для богослужений, не совокупность клириков. Это мистическое единство, включающее в себя всех православных христиан – и мирян, и священников.

Поэтому для простого мирянина любая критика Церкви подразумевает критику и самого себя, самокритику. Если в Церкви замечается какое-то нестроение, значит, вину надо искать прежде всего в самих себе.

Отдельные личности – и клирики, и миряне – могли отступать от норм благочестия, вести неподобающий образ жизни, грешить и отклоняться от истинного пути. Но это не могло касаться Церкви в целом. Потому что наряду с падением были и взлёты, наряду с отступничеством – и примеры высшей святости, наряду с заблуждениями – сияние истины.

То, что происходит в Церкви Христовой, и то, что происходит в душе отдельного человека, её члена, не два разных непересекающихся мира, не две автономные реальности.

Церковь – это все мы. И все мы – это Церковь. Считать Церковью только клир и церковные институты – значит вообще ничего не понимать в Православии. Даже фигура Патриарха в восточном христианстве толковалась совершенно иначе – Патриарх первый из епископов, но отнюдь не господин Церкви, не правитель. Он часть Церкви, но далеко не вся она. Он такой же человек, как и все мы. Он может ошибаться и оступаться. И ответственность у него перед Богом сравни нашей ответственности.

Но если мы вернёмся к такому пониманию, то вся критика Церкви, которая в нашем обществе, увы, становится всё более и более резкой, изменит свой смысл.

Если мы считаем, что церковная иерархия слишком сблизилась с католичеством, и мы замечаем попытки превратить её в подобие папизма с неизбежным явлением фигуры Великого инквизитора, то это отступление от норм Церкви, это делает не Церковь, а то, что в ней есть нездорового.

И это нездоровье питается нездоровьем наших собственных душ, умов, нашей духовной немощью.

Точно так же обстоит дело с либерализмом в церковных кругах. Церковь не может нести за него ответственность – либерализм как философия есть прямая антитеза христианству, как грех есть прямая антитеза благочестию, а пьянство – трезвости.

И католическая, и либеральная ересь – это болезнь и отступничество. Но исправлять это надо не возмущением и критикой, а собственным внутренним просветлением, оздоровлением, стремлением восстановить устои нашей подлинной православной традиции.

Истинно православный опыт одного христианина может оказаться той каплей, которая изменит окончательный баланс болезни и здоровья в целом Теле Христовом. Как крохотный вирус способен отравить весь организм, так и победа над ним на уровне одной клетки может остановить болезнь и вернуть полноту жизни.

Понятно, что многие процессы в современном Православии – и в иерархии, и в состоянии умов – вызывают закономерную тревогу. Но когда она выливается в агрессивные нападки, в язвительность, в ядовитые, истеричные, крикливые формулы – ситуация только усугубляется.

Чтобы вернуться на прямой путь, надо иметь живой опыт движения по нему. А какой христианин может похвастаться, что его путь прямой? Такая гордыня мгновенно развенчала бы все его претензии. Только Христос Бог наш есть Истина. И Он же Путь к ней. Став христианами, мы становимся на этот путь. И он очень труден.

А когда возникают претензии к Церкви, то стоит обратить их к самим себе. И исправлять, очищать и возвышать себя. И только тогда всё изменится – пусть каждая клетка борется с болезнью как может внутри себя.

Не стоит впадать в отчаяние – клетка за клеткой, становящаяся на Путь Христов, осилят любое препятствие.

Это была «Директива Дугина» о растущих в нашем обществе претензиях к Церкви.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА