На днях получили развитие две истории, весьма характерные для нынешней украинской махновщины. Речь идет о «воинах света», стяжавших себе гнусную известность после государственного переворота.

Первый – это Сэмэн Сэмэнчэнко (Константин Гришин). «Типичный жулик и аферист», как о нем высказался Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии. Есть сведения, что и соучастник двойного убийства в Севастополе в 90-х. Персонаж этот всплыл на поверхность украинской политической клоаки сразу после евромайдана. В апреле 2014 года сколотил «собственный» батальон «Донбасс», видимо, почуяв, что война – дело прибыльное. В прессе были публикации о том, что он занимался отправкой в тыл автомобилей, намародёренных у жителей Донбасса, а также продажей оружия и боеприпасов. Говорят, и деньги прикарманивал, которые шли на батальон от заграничных «благотворителей». Из котлов – иловайского и дебальцевского – он чудесным образом эвакуировался в госпиталь под предлогами ранений, а его люди тем временем несли потери настоящие, а не вымышленные. Кстати, Сэмэн Сэмэнченко, по утверждению тогдашнего главы Генштаба Виктора Муженко, слил в социальные сети план отхода окружённой группировки войск ВСУ из Дебальцево, что послужило её окончательному разгрому.

На волне известности Сэмэнченко как командир «Донбасса» попал в Верховную Раду, в 2016-м был одним из организаторов блокады Донбасса, в 2017-м прибился к Саакашвили и даже ездил в Грузию поддержать его креатуру на президентских выборах – там его подельники были задержаны. Замечу, и блокада, и Саакашвили были интересны Игорю Коломойскому, на прикорме у которого состоял «Донбасс» на заре своей деятельности в качестве карателей и мародёров.

С Коломойским же связывают и частную военную компанию (ЧВК), которую создавал Сэмэнчэнко. После чего и получил отрезвляющий пинок.

В марте 2021 года Служба безопасности Украины (СБУ) объявила о разоблачении ЧВК Сэмэнчэнко и его коллеги по Верховной Раде Шевченко. Было заявлено, что имеются сведения о заключении фигурантами контрактов с организациями стран Ближнего Востока и коммерческих предложениях о поставках туда оружия. То бишь Сэмэнчэнко замахнулся на прерогативу государства и решил урвать для себя кусок из многомиллионных барышей, получаемых на таких сделках. Подобной наглости власть стерпеть не смогла. И Сэмэнчэнко угодил за решетку на два месяца без альтернативы залога. 14 июля арестанту изменили меру пресечения на домашний арест, однако быстро вновь вернули его в камеру. «Думаю, если Сэмэнчэнко впаяют 10 лет тюрьмы, к нему на суд даже никто не придёт», – говорит бывший «поплечник» Коломойского, а ныне градоначальник Днепра Филатов. По его словам, Сэмэнчэнко вообще «нашли на улице», подобрали и  снабдили средствами и экипировкой для охраны границы Днепропетровской области от «сепаратистов».

Теперь этот деятель за решёткой, но вовсе не за преступления против жителей Донбасса, а за то, что вовремя не сменил хозяина. А ведь мог бы и дальше жить – не тужить. Зато теперь служит отличным пугалом для других командиров карателей, пока ещё не сделавших выбор в пользу Зеленского.

А вот в «Торнадо», похоже, всё поняли верно. Потому-то без шума и пыли и выпускают на свободу отморозков из этого формирования, которое пригрел под крылом МВД бывший уже министр Аваков. А ведь поначалу, ещё под вывеской батальона «Шахтёрск», сборище отморозков тоже кормилось с руки Коломойского, запятнав себя убийствами мирных жителей, пытками и грабежами. Правда, и Аваков тоже стоял у истоков. Присягу у первой роты «Шахтёрска» принимали всё тот же Филатов и заместитель министра внутренних дел Геращенко. В состав «спецподразделения по охране общественного порядка» МВД (статус «Шахтёрска») входили преимущественно уголовники с вкраплениями боевиков евромайдана.

Уже в середине октября приказом Авакова «Шахтёрск» был расформирован за мародёрство. Истинные причины не озвучивали публично, но скрыть их было невозможно: похищения людей, пытки, изнасилования, убийства. На месте расформированного батальона возникли (опять же под крышей МВД) подразделения «Святая Мария» и «Торнадо». Но былые «привычки» никуда не делись – «торнадовцы» устроили в Лисичанске пыточную и вовсю издевались над гражданским населением, среди их жертв были и несовершеннолетние, и старики. Авакову пришлось расформировать и «Торнадо», часть бандитов, числившихся сотрудниками полиции (!) была арестована.

В 2017 году состоялся суд над 12 «торнадовцами». Командир Руслан Онищенко получил 11 лет, его заместитель Николай Цукур – 9 лет, ещё шестеро – 8-10 лет тюрьмы.  Уже после вынесения приговора «торнадовцы» устроили бунт в СИЗО, после чего их поскорее этапировали в места заключения.

Но в нынешнем году к убийцам и насильникам власть вдруг начала проявлять неожиданный гуманизм. Четверых из них выпустили под домашний арест в феврале и марте. А 27 июля вышел на свободу заместитель «торнадовского» главаря Николай Цукур. С одной стороны, им помог «закон Савченко» (срок пребывания в СИЗО зачисляется как срок тюремного заключения по принципу день за два). Но с другой стороны, «торнадовцы» находились под арестом по делу о бунте в Лукьяновском СИЗО. И прокуроры настаивали на том, чтобы бандитов до суда содержали под стражей… Но…

Чем руководствуется власть, принимая такие решения? Вероятнее всего, намерением использовать отморозков в качестве «личной гвардии» Зеленского, создавая из них структуры для запугивания населения: на осень многие эксперты прогнозируют социальный взрыв. А тут и закон подоспел о «национальном сопротивлении», то есть теперь власти понадобятся «сопротивленцы» – «айнзацгруппы» местного разлива для подавления протестов. Вероятно, нелюди из «Торнадо», в отличие от Сэмэнчэнко, увидели для себя перспективное направление в «работе с населением», такой знакомой им по Донбассу.

Гарик ПЕЧАТНЫЙ