Образ певицы Людмилы Зыкиной у многих ассоциируется с величественной песней Марка Фрадкина «Издалека долго течёт река Волга…» на стихи Льва Ошанина, которая приобрела популярность после выхода фильма «Течёт Волга» (1962). Песня не понравилась Марку Бернесу, потому в фильме её исполнил артист Владимир Трошин, однако для слушателей всего Советского Союза эта красивая, глубокая и торжественная песня связана с грандиозным голосом Зыкиной, со статным обликом певицы, создавшей своим исполнительским дарованием гимн Волге — духоносной артерии России. Даже в 2009 году, в год кончины артистки, эта песня в её исполнении прозвучала в кинофильме «Течёт река Волга».

И сейчас, спустя шесть десятилетий нет-нет да и услышишь в телепередачах эту песню из уст молодых артистов. Невзирая на свои собственные вкусы, на эстрадные «тренды», они чтят великую певицу и замечательную песню.

Великая русская певица. В этих словах нет преувеличения. Её голос и облик так же символизируют Россию и эпоху, как, скажем, голос и облик Эдит Пиаф – Францию и её время.

Зыкина исполняла и невероятной популярности песню Евгения Жарковского «Прощайте, скалистые горы» (1942). На сайте «Советская музыка» (sovmusic.ru) шедевр представлен в двенадцати (!) вариантах, что вполне справедливо: ведь её пели и П. Киричек (1945), и В. Бунчиков (1951), и знаменитый ансамбль им. А.В. Александрова, и Е. Нестеренко, и в 1975 г. Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Виктора Попова, с трогательным, незабываемым солированием Серёжи Парамонова, и, конечно, ансамбли и оркестры советских военных флотов. В «кавере» с Зыкиной слова Николая Букина звучат особым образом.

Памятный нам первый куплет:

Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.

И финал:

Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля.

В четырёх вариантах мы найдём на сайте «Советская музыка» и знаменитую проникновенную «Женьку», песню Е. Жарковского 1963 года на стихи фронтовика Константина Ваншенкина. «Стоит средь лесов деревенька. Жила там когда-то давненько, Жила там когда-то давненько Девчонка по имени Женька…» Песня памятна нам в исполнениях хора Пятницкого, детских хоров, но прежде всего – Л. Зыкиной.

Конечно, непревзойдённым остаётся исполнение Зыкиной песни «Оренбургский пуховый платок» (1959) замечательного русского композитора Григория Пономаренко, уроженца Черниговской губернии, чьё 100-летие со дня рождения отмечалось в феврале текущего года.

Людмила Георгиевна рассказывала, что однажды в Канаде радушные хозяева показали ей сборник псалмов, в котором был опубликован текст песни «Оренбургский пуховый платок». Каково же было их удивление, когда они узнали, что у этих стихов есть автор – поэт Виктор Боков!

Многие помнят у Зыкиной и знаменитую пономаренковскую «Ивушку» на стихи Василия Алфёрова («Ивушка зелёная, над рекой склонённая…»).

Очень трогательна и спетая Л. Зыкиной песня Яна Френкеля на стихи Инны Гофф «В парке у Мамаева кургана посадила яблоню вдова…»

И меж тем за великую пахмутовско-добронравовскую песню «Малая Земля» (помним, как грандиозно исполняла её Людмила Георгиевна с хором!) авторов и исполнительницу упрекнули в том, что они «прославляли Брежнева». Но, как верно замечено, а кто эти упрекавшие и в сравнении с автором, и в сравнении с Брежневым? И что, кстати, страшного и в том, чтобы отдать дань уважения Л. И. Брежневу (в песне – ни слова о нём), не самый плохой руководитель страны был, да и воевал на Малой Земле, где, к слову, и получил тяжёлое челюстное ранение, впоследствии затруднявшее ему речь. Песня появилась в 1974 г., когда о страшных боях на легендарном новороссийском плацдарме стало известно во всех уголках Советского Союза.

К, сожалению, почти не услышанной – по непонятным причинам, но, увы, бывает и так – осталась зыкинская песня «Там, где клён шумит», написанная в 1964 г. поэтом и музыкантом Москонцерта Леонтием Шишко. Песня получила огромную популярность в 1976 г., уже в версии музыки композитора Юрия Акулова, исполненная вокально-инструментальным ансамблем «Синяя птица». На мой взгляд, первый вариант песни тоже вполне заслуживал, да и сегодня заслуживает широкого звучания.

Регалии москвички Людмилы Зыкиной, родившейся 10 июня 1929 г., весьма впечатляют: исполнительница русских народных песен, романсов, эстрадных песен, художественный руководитель и солистка Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» (1977–2009) была удостоена званий Героя Социалистического Труда (1987), Народной артистки СССР (1973), лауреата Ленинской премии (1970) и Государственной премии РСФСР им. Глинки (1983).

Тираж пластинок Зыкиной превысил шесть млн экземпляров!

Её непостижимый и неповторимый голос – полнозвучное, мягкое и тембристое меццо-сопрано – на протяжении 60 (!) лет звучал на радио и с экранов телевизоров, на  концертных площадках и в кинофильмах. В её репертуаре было более двух тысяч песен и романсов. С выступлениями Л. Зыкина побывала в 92 странах.

Её называли царицей русской песни. Примечателен путь этой царицы, вышедшей из рабочей семьи. В годы Великой Отечественной войны Людмила работала токарем на Московском станкостроительном заводе им. Орджоникидзе и даже была удостоена почётного звания «Заслуженный орджоникидзовец». Мечтая стать лётчицей, она тем не менее после войны трудилась санитаркой в подмосковном госпитале, а затем швеёй в больнице им. Кащенко.

Жизнь внесла коррективы в трудовую биографию. В 1947 г. Зыкина прошла жесточайший отбор в Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, преодолев конкурс из полутора тысяч человек. Комиссия отобрала четверых: трёх юношей и одну девушку. Именно с этого момента сама Зыкина стала отсчитывать свою музыкальную карьеру.

Рассказывают, что однажды после концерта в Кремле И.С. Сталин решил сфотографироваться с любимым ансамблем и случайно встал рядом с молодой солисткой Зыкиной.

В 1950 г. певица на год потеряла голос, когда у неё погибла мать.

В 1960 г. она стала солисткой Москонцерта, а 17 лет спустя создала русский народный ансамбль «Россия», в котором солировала до конца жизни.

Гражданскую позицию Людмила Георгиевна выражала внятно и в роковые для Отечества годы: так, в 1991 г. вместе с рядом политиков и деятелей культуры она подписала «Слово к народу» – обращение, опубликованное в газете «Советская Россия», с критикой горбачёвско-ельцинского курса.

Певица скончалась после длительной болезни и инфаркта 1 июля 2009 г. в возрасте 80 лет. Прощание с великой русской певицей проходило в Концертном зале им. Чайковского, отпевание состоялось 4 июля в храме Христа Спасителя. Похоронена она на Новодевичьем кладбище рядом с могилой балерины Галины Улановой.

Накануне 80-летия начала Великой Отечественной войны послушаем величественное исполнение Людмилой Зыкиной песни Александры Пахмутовой на слова Михаила Львова «Поклонимся великим тем годам»:

 

Станислав МИНАКОВ