Бывший пресс-атташе представительства ЕС на Украине, а ныне старший аналитик экспертного центра «Европейские ценности» Давид Стулик в статье для украинских СМИ заявил, что в рамках Чешско-Украинского форума, учреждённого в феврале 2020 года, Прага и Киев обмениваются опытом противостояния российской гибридной агрессии.

Стулик перечислил прочие направления чешско-украинского сотрудничества – взаимная поддержка белорусской оппозиции, рассекречивание архивов КГБ, оказание гуманитарной помощи «людям и регионам, пострадавшим от российской агрессии», организация публичных дискуссий о политзаключённых в Крыму и т. п.

Со стороны может показаться, что Прага полностью и во всём поддерживает режим президента Зеленского. На самом деле, не всё так просто. Украинская пресса опубликовала слова Стулика как прозападного чешского политика, но политическая сцена Чехии не является идеологически монолитной, и далеко не все чешские парламентарии в восторге от заигрываний чешских властей с Киевом.

В Чехии наблюдается противостояние президента Милоша Земана и уже бывшего министра иностранных дел Томаша Петршичека. Пожилой Земан владеет русским языком, выступает за добрососедские отношения и с Украиной, и с Россией и считает ОУН-УПА* пронацистской организацией. Земан также извинился перед Сербией за то, что Прага дала согласие на бомбардировки НАТО территории Югославии в 1999 году, унёсшие сотни сербских жизней.

Молодой Петршичек владеет английским, убийство натовскими стервятниками сербских женщин и детей преступлением не считает. Он из проамериканского поколения чехов. Будучи ставленником Запада, Петршичек мешал укреплению российско-чешского сотрудничества, выступал против использования российской и китайской вакцины от коронавируса, поддерживал евромайданное правительство Украины.

О взрывах на военных складах в Врбетице Земан и Петршичек тоже имели разное мнение. В то время как министр юстиции Мария Бенешева, а вслед за нею и президент, заявила, что существует несколько версий произошедшего и нет никаких чётких данных, будто склады взрывали российские агенты, Петршичек сразу же поддержал версию о вине российских спецслужб, хотя никаких конкретных выводов расследование ещё не принесло.

В апреле сего года Земан уволил Петршичека с поста министра. «Я предполагаю, что в скором времени мы бы столкнулись в вопросе безопасности Украины и иных внешнеполитических темах», – пояснил Земан своё решение.

Вашингтону и Брюсселю важно держать Чехию при себе. Эта страна занимает важное стратегическое положение в Центрально-Восточной Европе. Внешняя политика Праги определяется сотрудничеством с двумя наиболее сильными соседями – Берлином и Варшавой, географически «нависающими» над территорией Чехии. Соседям, располагающимся «ниже» (Венгрия, Австрия), отводится роль региональных экономических партнёров (наряду со Словакией и Словенией). Гарантами национальной безопасности Чехии признаются НАТО и Соединённые Штаты, а ЕС отводится ключевая экономическая и политическая роль.

Вашингтон мечтает об антироссийской геополитической оси Париж – Берлин – Прага – Варшава, но это слишком сложная конструкция, чтобы её можно было легко сконструировать. Париж и Берлин демонстрируют склонность к большей независимости от США. Варшава во всём покоряется США, а Прага ищет в этом ансамбле свою нишу.

Чехия занимает так называемую Чешскую возвышенность, граничащую с Дунайским бассейном (Венгрия, Румыния, Словения, Словакия) и Восточно-Европейской равниной, простирающейся от Польши и Прибалтики через Украину и европейскую часть России до Уральских гор. Чехия географически разделяет Восточную Европу от Западной, и перекрывает путь «из России» к Дунаю и на Балканы.

Именно в такой функции западные государства пытались использовать Чехию в 1920-х и 1940-х. В 1968 г. Запад организовал попытку госпереворота, закончившуюся введением на территорию Чехословакии войск стран Организации Варшавского договора и разгромом мятежников. Сегодня эту гнусную попытку спровоцировать военный конфликт в центре Европы западная пропаганда называет «пражской весной».

Вашингтону выгодна роль Чехии как ещё одного регионального лидера (наряду с Польшей), который бы идеологически «пристёгивал» к себе бывшие республики СССР. В силу географического фактора речь об Украине. Путь к Дунаю и на Балканы для России лежит через Украину, и русофобская Украина, «пристёгнутая» к русофобской Чехии, позволяет Вашингтону взять под геополитический контроль ключевой коридор на европейском театре потенциальных боевых действий – от Германии до западных рубежей Российской Федерации.

Украина территориально полностью входит в географические границы этого пространства и её геополитическая функция – служить буфером и барьером, то есть принимать на себя все последствия такой конфигурации (политические, экономические, дипломатические). Это предполагает постоянное нахождение Украины в состоянии политической встряски и милитаристского угара. В такой атмосфере жизнь граждан нормальной быть не может.

Американцы превращают Европу от Германии до Украины в жёсткую конструкцию, лишённую дипломатической гибкости и нацеленную на окостенение, чтобы в ней долго нельзя было ничего изменить. Такое положение дел оказывает опосредованное влияние на положение Сербии, которая видит в России традиционного союзника. Это означает, что политика Киева косвенно является также антисербской политикой.

Впрочем, антисербские настроения киевского режима – не секрет. Киев хвалит НАТО, а сербы плачут на могилах детей, разорванных натовскими бомбами. На Украине вышли из печати рисунки украинского эсэсовца Леонида Перфецкого, на одном из которых изображён пулемётчик-эсэсовец в Югославии, а в Сербии чтут память героев войны с фашизмом. Запад придавил Сербию и не даёт ей расправить спину, и Украина поддерживает в этом Запад.

Американцам выгодно держать чешский политикум в расколотом состоянии и не позволить возобладать здравомыслящей политике Земана. С киевским режимом взаимодействует как раз проамериканское крыло чешской власти, и проамериканские чешские политики стоят за учреждением Чешско-Украинского форума. Стулик – один из них, но Стулик – это не вся Чехия.

Стулик и Ко отвечают в чешской политике за то, чтобы формировать, поддерживать и развивать тезис об общности судеб европейской Чехии и европейской Украины, и удерживать последнюю от интеграционных процессов на евразийском направлении, подменяя их всякого рода региональными инициативами. Такие инициативы наполнены идеологическим, а не экономическим смыслом и никак не способствуют оздоровлению украинской экономики.

Поэтому все перечисленные Стуликом направления такого чешско-украинского сотрудничества полностью лежат в сфере политики и пропаганды.

Такое «сотрудничество» счастья Украине не принесёт.

Валентин ЛЕСНИК