А упало, У пропало – от ГУУАМ остался ГУМ

17 мая в Киеве министры иностранных дел Грузии, Украины и Молдавии подписали в Киеве меморандум о взаимопонимании в вопросах сотрудничества на пути европейской интеграции и региональной безопасности. В прессе тут же окрестили новый блок ГУМ (по первым буквам названий стран-участниц) и указали на его подобие к ГУУАМ и ГУАМ.

ГУУАМ — это Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия. Антироссийский блок, сформированный с подачи американцев в 1990-х с целью создать на постсоветском пространстве интеграционное ядро, которое конкурировало с Россией. Потом Узбекистан,  осознав бесперспективность такого объединения, покинул его ряды. ГУУАМ превратился в ГУАМ.

Азербайджан официально ГУАМ не покидал, но прохладное отношение к этой инициативе азербайджанской дипломатии даёт основания полагать, что Баку не видел в ней особого толка. Так ГУАМ превратился в ГУМ. Киев наверняка надеется затащить Баку в это объединение на волне победы азербайджанцев в Нагорном Карабахе. Украина изначально выказала поддержку Азербайджану в этой войне, пытаясь внести раскол в евразийскую политику, как таковую. Москва, напротив, высказалась за скорейшее прекращение огня на взаимовыгодных условиях и призвала обе стороны к миру. Геополитическая функция России в Евразии – сплотить народы в прочный политический организм. Геополитическая функция самостийной Украины – вносить раскол и мешать ей в этом.

Украина не в состоянии предложить ничего консолидирующего и объединительного. Все предлагаемые Киевом блоки и союзы носят ситуативный характер, недолговечны и ориентированы на постсоветские республики с переменчивой внешней политикой (Молдавия, Азербайджан, Узбекистан). Доказательство тому – неспособность ГУАМ стать полноценным региональным объединительным центром. ГУУАМ и ГУАМ созданы почти тридцать лет назад. Где их объединительные успехи? Что они предложили конструктивного постсоветскому пространству, кроме идеи мешать России собирать разрозненные республики в единый геополитический механизм?

ГУМ — это обрубок ГУУАМ. В 2011 г. тогдашний президент Молдавии Владимир Воронин назвал ГУАМ (уже без Узбекистана) нежизнеспособным. Сегодня в Молдавии президент – гражданка Румынии Майя Санду, чем и объясняется членство Кишинёва в тройке с Тбилиси и Киевом. Молдавия пребывает в состоянии политического раскола, оппозиция в лице социалистов и коммунистов выступает против принесения республики в жертву американскому империализму.

«Украина и Грузия приняли для себя стратегическую цель вступления в НАТО. А Молдавия куда лезет? У нас своих проблем хватает. Я понимаю сотрудничество, реформы, но зачем включать туда вопросы безопасности? Это опасный документ. Мы это не поддерживаем, отменим все это. Филькина грамота», — так прокомментировал создание ГУМ бывший президент Молдавии Игорь Додон.

ГУМ – это очередная копия очередного санитарного кордона, сооружаемого Западом вокруг России. По геополитической логике, страны на первой линии такого кордона обречены на экономическое прозябание, потому что лишены возможности развивать нормальные торговые отношения с Россией. Западу важно не допустить экономического развития Грузии, Украины и Молдавии. Если эти республики будут сыты и богаты, какой же это санитарный кордон? Наоборот, это будет не ущербом для России, а полезной услугой, ведь тогда экономически эффективные Грузия, Украина и Молдавия оказывали бы положительное воздействие на всю трансграничную торговлю, и изоляционный санитарный кордон превратился бы в регион сотрудничества и коридор возможностей.

Наверняка ГУМ, как и ГУАМ, будет иметь энергетическую составляющую. Прозападные власти Грузии, Украины и Молдавии вынашивали и вынашивают план организации поставок газа в обход России по маршруту Каспий – Кавказ – Европа. Этот проект – такая себе узко региональная калька в географических границах ГУМ другого, более масштабного проекта TRACEКА (Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia). К TRACEКА в разное время проявляли интерес, кроме Грузии, Украины и Молдавии, Иран, Болгария, Румыния, Турция, Туркмения, Киргизия, Армения и Азербайджан. Цель проекта – создать транспортный коридор от Средней Азии через Кавказ и Чёрное море в ЕС в обход России.

Проект имеет не только экономический, но и скрытый политический смысл – способствовать экономической дезинтеграции СНГ и переманить грузовые потоки из двух ключевых для Евразии регионов (Средняя Азия и Кавказ) в Европу. Проекту TRACEКА тоже больше двадцати лет, но стадия его реализации равна нулю. ЕС занят внутренними проблемами, ему не до транспортных потоков из Кавказа и Средней Азии, и очевидно, что ГУМ повторит судьбу всех подобных начинаний – канет в Лету.

Меморандум Грузии, Украины и Молдавии – это, скорее, рекламная кампания, чем серьёзный проект. Он экономически непривлекателен и несёт исключительно политическую нагрузку. Какое может получиться экономическое объединение из трёх самых бедных стран? Украина и Молдавия – среди беднейших стран Европы, и вместе с Грузией – среди беднейших стран – осколков бывшего СССР. Долг Киева другим государствам превысил в этом году $91 млрд, и нет денег его вернуть. Государство, погрязшее в долгах как в шелках, ни к какому экономическому рывку не способно. Трое бедняков – не конкуренты одному богатому.

Впрочем, европейская интеграция ГУМ – это сапоги всмятку. Несмотря на лозунги «прочь от России» и «вперёд в Европу», Грузия, Украина и Молдавия выживают за счёт торговли с Россией. Сотни тысяч грузин, украинцев и молдаван трудоустроены в России, нефтепродукты и продукты их переработки, а также газ эти страны тоже получают из России. Говорить о каком-то тотальном разрыве отношений этих стран с Москвой не приходится совершенно.

В своё время европейские эксперты из проамериканского лагеря предлагали странам ГУАМ подписать с Соединёнными Штатами аналог так называемой «Балтийской хартии»  или «Адриатической хартии». Первую США подписали с Литвой, Латвией и Эстонией в конце 1990-х, превратив их в передовую линию наступления на Россию; вторую подписали в начале 2000-х с Хорватией, Македонией и Албанией. Но ради этого Литве, Латвии и Эстонии пришлось отправить своих солдат в Ирак и Афганистан, понеся там потери, а хорваты и албанцы в конце 1990-х и начале 2000-х долго воевали с сербами, а македонцы – с албанцами.

Любая интеграция, предлагаемая Вашингтоном, замешана на крови. Не случайно ГУМ – это объединение стран-неудачниц, которых их собственный национализм и подчинение США завёл в тупик государственного развития и привёл к потере регионов. Грузинский национализм лишил Грузию Абхазии и Южной Осетии, молдавский национализм лишил Молдавию Приднестровья и породил конфликт интересов с Гагаузией, украинский национализм лишил Украину Крыма и Донбасса.

Оздоровить ситуацию легко – стоит всего лишь Тбилиси, Киеву и Кишинёву отказаться от агрессивного национализма. Но Вашингтон зорко следит, чтобы этого не произошло.

Владимир ДРУЖИНИН