Может ли гибель мирного жителя спровоцировать одну из сторон на «ответку»? Разумеется, да

В особенности, если речь идёт о резонансом убийстве малолетнего ребёнка. По логике, сторона, на чьей территории произошло убийство, может начать мстить. К тому же, есть прецедент, когда ополченцы ударили из БМ-21 «Град» по украинским военным за обстрел остановки общественного транспорта в микрорайоне Боссе в Донецке. Но нужно учитывать контекст, который сопровождал те события. Напомню, что на момент конца января 2015 года уже несколько недель, как утратили свою актуальность первые Минские соглашения, шла вторая активная фаза вооружённого конфликта, и такие действия со стороны ДНР вписывались в логику происходящего. Но в 2021 году «ответка» может повлечь за собой ряд последствий, которых в Донбассе избегают.

Если говорить о прецедентах, то более уместным будет сравнивать нынешнюю ситуацию с гибелью молодой 25-летней девушки. Напомню, что ровно год назад в Широкой Балке, которая находится рядом с Горловкой вблизи линии соприкосновения, 9 апреля 2020 года Мирослава Воронцова стала жертвой атаки беспилотника. Она умерла по дороге в больницу. У девушки не было республиканского паспорта, был только украинский. Тогда власти ДНР обвинили Украину в том, что она убивает собственных граждан. Год назад также боялись того, что Республика решит ответить противнику, открыв огонь из тяжёлого вооружения, что повлекло бы за собой новый виток конфликта.

Приведу пример из публикации издания «Страна», которое не отличается радикальной «проукраинской» позицией. «Нет точных сведений, что это был за беспилотник – турецкий ли аппарат, который показал себя этой зимой в боях за Идлиб (их прошлой весной закупила Украина), либо иная модель. Но, в любом случае, использование беспилотников для нанесения ударов в тылу противника – это новый виток эскалации. В ответ ДНР включит систему ПВО, а возможно, и нанесет ответные удары», — предполагали журналисты ресурса.

Напомню, что инцидент произошёл до того, как турецкие беспилотники показали себя в конфликте в Нагорном Карабахе, где сыграли ключевую роль. Но уже тогда украинские медиа предполагали, что ВСУ могут применять военную технику из Турции, что могло повлечь за собой полномасштабную войну. И да, даже год назад была вероятность эскалации конфликта в Донбассе. Я это к тому, что нынешнее обострение – не первое при Зеленском. Оно просто обширнее освещается в медиа, из-за чего могло сложиться ложное впечатление, что только сейчас Донбасс оказался на пороге нового витка конфликта.

Но ДНР что год назад, что сейчас не даёт военную «ответку» киевским силовикам, хотя и в случае с Мирославой из Широкой Балки, и с Владиком из Александровского республиканские власти утверждают, что виновна в этих смертях украинская армия. И тут есть логика. Ударить по украинским позициям возможно. Месть за гибель ребёнка будет осуществлена, но нельзя забывать о последствиях. В подобных условиях Украина получит повод кричать на весь мир об «агрессии со стороны России и республик Донбасса». А, соответственно, наступление ВСУ будет вполне оправданным, по крайней мере, публике бы подали это подобным образом. Такой исход в ДНР не могли допустить.

Тут нужно понимать, что для того, чтобы начать активную фазу конфликта, необходимо стечение огромного количества факторов. И ключевой из них — экономика. Без мощного обеспечения подобные действия несут самоубийственный характер. Поэтому Пушилин на пресс-конференции и заявил, что начинать войну ДНР не будет. В данном случае ужесточённая риторика со стороны руководства Республики является неким предупреждением. Также нужно учитывать заявления российских политиков, которые не отрицают, что Россия будет защищать Донбасс, но будет это делать при определённых условиях и сделает это вынужденно. То есть, принуждение к миру по осетинскому сценарию возможно, но это совсем не значит, что российские войска пойдут на Киев. Они будут заниматься защитой российских граждан, которых в Донбассе уже полмиллиона, судя по заявлениям официальных властей республик. Вывод — ДНР не будет провоцировать конфликт даже под предлогом убийства мирного жителя, так как жертв может быть значительно больше, в том числе и среди гражданских.

Что же сделала Республика? Предала истории с гибелью 5-летнего ребёнка максимальную огласку, а также призвала международных наблюдателей зафиксировать последствия взрыва в посёлке Александровское. К слову, в ОБСЕ уже отметили, что взрывное устройство упала сверху, что частично подтверждает версию Республики насчёт применения беспилотника. Стали бы местные власти взывать к европейским специалистам, если бы сами совершили эту «провокацию», как утверждает украинская сторона? Сомневаюсь. Но я не об этом.

Из имеющейся информации можно сделать вывод, что целью ДНР было привлечение внимания со стороны Европы. Этот инцидент ещё раз ударит по отношениям лидирующих стран ЕС с Киевом. Зеленский и так не пользуется популярностью среди европейских политиков, о чем свидетельствуют переговоры по Донбассу без присутствия украинского президента. К тому же, уже давно политические эксперты и инсайдеры говорят об активной деятельность спикера ВРУ Дмитрия Разумкова, на которого якобы в будущем Запад планирует поменять Зеленского.

А что же в данном случае сделала центральная власть на Украине, кроме того, что попыталась информационно «подавить» данные о смерти мальчика? Президент вновь под присмотром камер отправился в Донбасс, где снова поел солдатской еды, вручил наградные часы и прогулялся по окопам неприглядного вида, хотя сомневаюсь, что это была первая линия обороны, как об этом говорят украинские военные в отчётном ролике. Зеленскому было важно побывать на месте, где недавно погибли солдаты, о чём шла речь и в пресс-релизе, и в самом спиче президента. Опять пиар-ход с оглядкой на радикально настроенную часть населения страны. Мирному населению на подконтрольной Киеву территории Донбасса давно понятно, что их жизни не будут иметь значения для властей. Иначе почему Украина не возбудила уголовные дела по факту гибели ребёнка в Александровском? Ведь украинская сторона утверждает, что она не причастна к этому и в то же время регулярно заявляет, что вся территория Донбасса остаётся украинской, пусть и частично под контролем республиканских властей, но ничего не делает для того, чтобы наказать виновных в военном преступлении.

На фоне частичной утраты поддержки со стороны европейских партнёров Киев решил окончательно переориентироваться на так называемых ястребов войны. Не раз уже было отмечено, что Украина пытается включиться в обсуждение темы Донбасса США, но, судя по имеющейся ситуации, Вашингтон не очень-то и стремится это делать, по крайней мере, на данный момент, так как выгоды для Америки в обострении конфликта нет. Как мне видится, это одна из ключевых причин, почему до сих пор не случилось полномасштабной войны. Украина может пойти в наступление, но для этого необходим мощный политический союзник, какой был, к примеру, у Азербайджана в лице Турции, которая не только военной техникой поддерживала, но и политически оказывала помощь своему партнёру. США этого делать не будут, и это следует из того, что только через три месяца Джо Байдена упросили поговорить с Зеленским. И если бы тот телефонный звонок имел какой-то вес, то с его последствиями мы бы уже столкнулись. А пока украинский президент раздаёт часы и ест солдатский сухпаёк на передовой в Донбассе. Но из этой поездки единственное положительное, что можно выделить, так это принцип — пока на фронте важные «шишки», орудия не гремят.+

Денис Горигорюк, Аналитическая служба Донбасса