Президент Владимир Зеленский дал интервью американскому ТВ-каналу HBO (Home Box Office), входящему в один из крупнейших в мире медийных конгломератов WarnerMedia, который приложил немалые усилия, чтобы Джо Байден, хоть и при сомнительных обстоятельствах, стал президентом США.

Обратим внимание на некоторые аспекты этого интервью.

Президент Владимир Зеленский дал интервью американскому ТВ-каналу HBO (Home Box Office)

Первое. Вскоре после интервью Зеленский своим указом фактически объявил холодную войну Китаю. Связь прямая. Беседа Зеленского с американским журналистом состоялась 23 января 2021 года, но опубликован текст лишь 1 февраля. Случилась удивительная задержка. Почему? Дело в том, что Зеленский неправильно ответил на вопрос с подсказкой о Китае: «В США обе партии очень обеспокоены, что Китай является геополитической угрозой номер один. Вы согласны с этой оценкой?» На что Зеленский взял да и брякнул американцам: «Не могу с этим согласиться, потому что на Украине мы этого не ощущаем». И только после повторного вопроса: «Вы не ощущаете, что Китай – это угроза?» Зеленский начал о чём-то догадываться. И принялся лепетать: «Сложно сказать…» После чего был задан вопрос в лоб: «Китай стал одним из крупнейших торговых партнеров Украины. Также Китай настроен на покупку «Мотор Сич». Позволите ли вы это?» Зеленский ёрзает на стуле, стучит на Порошенко, мол, это «попередник» продал Китаю акции «Мотор Сич». Но «продавать контрольный пакет управления стратегическими оборонными предприятиями Украины» он сам не позволит. Пока он у руля Украины, «этого не будет».

Заинтересованным лицам в США эти туманные отговорки по «Мотор Сич», видимо, не понравились. Зная, что интервью для Зеленского является сверхважным, ему, скорее всего, было поставлено условие. Президент Украины думал недолго и 28 января ввёл санкции против китайского инвестора – отчаянно решил подёргать китайского тигра за усы.

Американцы поступок Зеленского оценили, и 1 февраля интервью увидело свет.

Второе. Закрытие 2 февраля трёх лучших оппозиционных телеканалов NewsOne, «112», Zik через введение персональных санкций против их владельца также, на мой взгляд, является следствием общения Зеленского с американскими акулами пера. Если в США с лёгкостью можно было заткнуть рот Трампу – неугодному кандидату в президенты и при том действующему президенту, отрезая его от СМИ, то и на Украине можно поступить точно так же, затыкая рот потенциальному кандидату Юрию Бойко и другим оппозиционерам. Это «новые стандарты демократии».

Американцы припомнили Зеленскому его контакты с бывшим президентом Трампом: «К сожалению, ваше имя у многих американцев до сих пор ассоциируется с телефонным разговором с Дональдом Трампом…» Зеленский сообщает: «Когда на страницах многих медиа появлялась моя фамилия, я читал, что Трамп давил на меня. Во-первых, это было очень обидно. Потому что я – Президент Украины. Мы меньше, чем США, но мы – независимая страна!» А ещё он считает «очень неправильным» обнародование его разговора с Трампом. Он даже «немного» злится на Дональда!

Американский корреспондент наступает на главу украинского государства по всем фронтам: «Личный адвокат Президента Трампа Рудольф Джулиани встречался с Андреем Деркачом, которого правительство США называет российским агентом. Будете ли вы сотрудничать с федеральным следствием?..» Зеленскому не стыдно лебезить: «Мы готовы помогать. У нас настроение очень правильное и продуктивное. Мы готовы помогать Соединенным Штатам получить правду и результат в этом деле».

Он ещё и поражён штурмом Капитолия 6 января: «Считаю, что это был мощный удар по демократии США. Мы привыкли через книги, фильмы и телевидение к тому, что в США – идеальный институт демократии, по которому власть без войны, спокойно, без революций, передается от одного президента другому». А тут – «штурм». Возмутило не то, что демократы химичили и мутили с голосами в пользу Байдена, а то, что нашлись те, кто этим возмутился. При этом в сознании Зеленского случилось раздвоение – он с вспомнил два украинских переворота в пользу американских «печенек»: «У нас было две революции. Мы видели такое. Мы видели и понимали, что такое может произойти в мире, но что это будет в США, никто не ожидал. Это говорит о том, что не все идеально. Думаю, что была серьёзная атака не только внутри США, но и атака извне (ой, кто же это «извне» толкнул сторонников Трампа на штурм? – А.П.)». Зеленский «очень рад, что независимость США выдержала этот вызов». Зеленский думает, «что будут серьёзные выводы…». Это какие? Как в Одессе 2 мая 2014-го?

Всё это и подталкивает к мысли, что хозяева Украины, закрывая оппозиционные каналы руками Зеленского, делают упреждающий удар по оппозиции. Ну или президент Украины осмелел (точнее, обнаглел) по той причине, что США его обнадёжили обещаниями поддержки.

Третье. Общий дух всего интервью – униженный и неумный. Зеленский почему-то любит употреблять слово «кейс» в значениях «тема», «пакет», «комплекс тем». Слово, наверное, ему кажется очень красивым и модным. «Кейс» да «кейс», что говорит как о несамостоятельности самого персонажа, скудости его языка, так и о скудости его мышления. В интервью множество тому подтверждений. Например, нелепо звучат слова Зеленского о том, что если бы он во время Крымской весны «был Президентом, мы бы там все умерли в Крыму, но мы бы туда «зелёных человечков» не пустили».

Его расшаркивание перед Западом ничего, кроме горькой улыбки, не вызывает. Он жалуется американцам – мол, США ставит Украину на получение вакцины против COVID-19 «в конец очереди»: «Это очень неприятно – чувствовать, что ты стоишь с протянутой рукой»«Мы готовы делать всё, чтобы был нормальный инвестиционный климат, американские компании со своим капиталом могли бы скорее заходить на украинский рынок. Это для нас – рабочие места…» – упрашивает он Штаты. Но зачем Штатам решать украинские проблемы?

Местами он повторяет «попередника» Порошенко: «Мы сейчас защищаем Европу, как бы то ни было». От кого – от луганских и донецких ополченцев, которые не нападали не то что на Европу, но и на соседние с Донбассом украинские области?

Приглашения ковёрного «на ковёр» в Белый дом ещё нет, но Зеленский уверен: «Я думаю, что обязательно буду приглашен Президентом Байденом в Белый дом, и с удовольствием приму это приглашение. Я считаю, что мы можем не только многое обговорить, но и многое сделать». У него уже заготовлен и первый вопрос Байдену: «Мистер Президент, почему мы до сих пор не в НАТО?» Кстати, у него и ответ Байдена заготовлен!

Интервью американской программе со всей ясностью показало, что Зеленский и его окружение витают в облаках, не исключено, что облака эти с примесями чего-то волшебного.

Иначе с чего бы делать странное заявление о «музее современного искусства»? Зеленский рассказывает американцам о ремонте на шестом этаже своего офиса на Банковой: «Мы хотим восстановить весь этаж, сделать его современным. Здесь мы смотрели инаугурацию Байдена. Мы хотим отойти от монументализма, позолоты помещений, но сохранить архитектурное наследие. Не знаю, успею ли я до конца своей каденции, но хочу сделать музей современного искусства». Из шестого этажа офиса президента? Или речь о каком-то ином музее?

Интервью выложено на официальном сайте президента, чей рейтинг по последним данным докатился уже до 20%. Это на 53% меньше, чем было на старте политической карьеры Зеленского. Верной дорогой катится он в небытие.

Анна ЗОРЯНКО