Профессор Людмила Комарова отдала своему университету 28 лет жизни. Из-за невыносимых условий труда, созданных действующим ректором, она уволилась. После многочисленных просьб бывших коллег доктор биологических наук решила навести в вузе порядок. Единственным возможным способом было его возглавить. Но она столкнулась с мошенничеством и нарушениями целого ряда законов со стороны администрации учебного заведения.

Высшее образование в России – это во многом лотерея. У нас в стране есть ряд ведущих вузов в крупных городах, которые год за годом готовят по-настоящему высококлассных специалистов. И далеко не все из них остаются потом работать в России, которая дала им столь важные знания. Проблема утечки мозгов за границу – отдельная тема для статьи или даже нескольких. А есть региональные, менее «раскрученные» вузы, но и там может развиваться наука, могут делаться важные открытия, из их стен могут выходить не единицы, а десятки и сотни специалистов, а не просто выпускники с корочками. Однако находятся «эффективные менеджеры», которые в угоду своей выгоде и амбициям готовы развалить свой университет.

В этой статье мы рассмотрим ситуацию вокруг одного из таких вузов – Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина в городе Бийске. В 2019 году здесь прошли выборы ректора, которые шокировали общественность как своими результатами, так и самой процедурой.

Победу одержала действующий ректор Л. А. Мокрецова, хотя преподавательский состав в основном отдавал победу доктору биологических наук, профессору Людмиле Алексеевне Комаровой. С 1988 по 2016 год она трудилась на благо вуза, студентов, науки в целом. За эти 28 лет она прошла путь от ассистента до завкафедрой биологии и химии и заведующей лабораторией. На её счету несколько стажировок за рубежом, шесть грантов (пять из которых – российские), около 130 научных работ в качестве автора или соавтора (более 20 – на английском языке).

Профессора Комарову периодически приглашают в качестве эксперта коллеги из Германии, Швеции, Китая и других стран. Основная сфера деятельности – зоология беспозвоночных. Людмила Алексеевна открыла и описала более 90 видов сциарид, впоследствии вошедших в каталоги мира. Почётный работник высшего образования Российской Федерации (2002 г.). Почётная грамота Министерства образования и науки РФ (2014 г.). За активную педагогическую и научно-исследовательскую деятельность награждена 30 почётными грамотами, тремя дипломами.

Фото: предоставлено Людмилой Комаровой

Автор неспроста перечисляет все эти регалии. Когда идёт речь о науке, именно они являются одним из главных показателей профессионализма учёного. Людмилу Комарову неоднократно приглашали работать за границу, но она оставалась патриотом России, стремясь приносить пользу родной стране. Взамен она получила совсем не то, чего ожидала.

Впервые она попыталась стать ректором АГГПУ в 2014 году, однако её даже не зарегистрировали в качестве кандидата, причём выяснилось это в самый последний момент. В течение долгого времени в вузе создавались такие условия, чтобы выжить Людмилу Комарову.

15.12.2016 года я уволилась по собственному желанию из-за созданных вновь избранным ректором невыносимых условий для работы,

– рассказала профессор Царьграду.

Но главный беспредел начался накануне выборов ректора в 2019 году. По словам Людмилы Комаровой, нарушения были с самого начала. В момент объявления о начале подачи документов кандидатов на должность ректора были опубликованы намеренно искажённые данные в перечне необходимых документов кандидатов на должность ректора, которые все кандидаты должны в трёхдневный срок подать в избирательную комиссию АГГПУ. Причём это должны быть нотариально заверенные документы, в противном случае они не принимаются. На сайте Минобрнауки от 29.12.2018 «Объявление о начале приёма документов на должность руководителей образовательных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации», был размещён другой перечень обязательных документов, подписанный министром М. М. Котюковым. Но комиссия АГГПУ принимала пакет документов строго в соответствии со своим перечнем материалов. При этом число необходимых документов при подаче совпадало с предложенным перечнем Минобрнауки. Всё это похоже на подлог официальных документов по ст. 327 УК РФ. Снова слово Людмиле Комаровой:

Если бы я не обратилась с просьбой к советнику Минобрнауки Д. В. Тюргановой и не выслала Котюкову М. М. нотариально заверенные копии отсутствующего в перечне АГГПУ документа, меня не допустили бы к участию в Аттестационной комиссии Минобрнауки. Непонятно на каком основании Министерство науки и высшего образования РФ согласовало локальные акты – «Положение о порядке организации и проведении конференции работников и обучающихся АГГПУ им. В. М. Шукшина», в которых были нарушены конституционные права не только мои, как кандидата на должность ректора, но и других кандидатов, не вошедших в список делегатов конференции по выборам ректора. Даже не предполагалось участие кандидатов на должность ректора в работе конференции по выборам ректора АГГПУ им. В. М. Шукшина! Два других кандидата – действующий ректор Мокрецова Л. А. и её помощник Давыдова М. В. – прошли и зарегистрировались как обычные сотрудники вуза – делегаты конференции. Когда я пришла на заседание конференции, то меня не хотели впускать (вахтёр сказала, что ректор запретила Комарову пропускать), но Власов М. С. (председатель комиссии по выборам ректора АГГПУ. – Прим. Царьграда) провёл меня в актовый зал, где собрались все делегаты – 65 человек от всего университета, и гости: глава города, бывший ректор Никишаева В. П., замминистра Минобрнауки Алтайского края. Странно, что конференция по выборам ректора университета федеральной подведомственности не включила в состав делегатов главных виновников собрания – кандидатов на должность ректора, прошедших процедуру аттестации!

В случае с Комаровой аргументация была весьма бредовой: её отказывались впускать в зал на основании того, что она не является сотрудником вуза (запомните этот момент, во второй части истории он будет очень важен). Очевидно – действующий ректор и её «команда» не рассчитывали, что профессора Комарову вообще допустят до выборов, рассчитывая на сценарий 2014 года.

Во-первых, от 2203 человек, обучающихся в вузе, делегировали только пять человек (трёх студентов – по одному от каждого из трёх институтов, и двух аспирантов). Любовь Комарова задаётся вопросом: а имеются ли «в наличии» эти 2203 студента и аспиранта? Доктор наук полагает, что люди, имеющие право участвовать в выборах президента России, вполне способны сделать выбор руководителя образовательной организации, куда они осознанно поступили учиться.

Мне, как кандидату, дали возможность выступить со своей программой перед делегатами без возможности голосовать, без наблюдателей. На основании чего я должна верить людям моего конкурента? Я не видела, как вёлся подсчёт голосов, не видела записи видеофиксации, от меня не было ни одного наблюдателя. Уже в ходе самой конференции неожиданно для меня предложили назвать одного представителя в счётную комиссию из числа присутствующих делегатов, подконтрольных ректору Мокрецовой. Я, окинув глазами актовый зал, увидела и назвала Докучаеву Т. М., лаборанта с нашего факультета, но не моего сторонника. По закону о выборах наблюдатели должны быть со стороны каждого кандидата на должность ректора с тем, чтобы не было провокаций, чтобы не было подделок документов, 

– отметила Комарова.

Также Людмилу Алексеевну удивило, как пять человек счётной комиссии более 40 минут подсчитывали голоса на 65 бюллетенях, если, например, в УИК 1 июля по голосованию о внесении поправок в Конституцию 1870 бюллетеней пять человек в присутствии наблюдателей обработали за 35 минут! А на выборах ректора АГГПУ столько же человек обрабатывали 65 листочков более 40 минут, с учётом того, что все формы протоколов были заранее напечатаны из приложений положения.

Что происходило там на самом деле? Если была видеофиксация, то почему её не показали мне на выборах? Мультимедиа были подключены, IT-оператор сидел в зале, презентации, в том числе и моя, показаны были. Или всё-таки допечатывали новые бюллетени, выставляли галочки, чтобы количество голосов у меня было наименьшее из трёх?

– недоумевает Комарова.

Её обращения в соответствующие инстанции остались без ответа. Никто из надзорных и проверяющих органов не дал ответ с объяснением, на каком основании было позволено ректору АГГПУ им. В. М. Шукшина Мокрецовой Л. А. составлять локальные акты, в том числе оба «Положения о выборах», с нарушениями законов России, Конституции страны, закона о выборах. По мнению Людмилы Комаровой, администрация АГГПУ им. В. М. Шукшина во главе с действующим ректором Мокрецовой Л. А. пошла на перечисленные выше нарушения законодательства России, устава организации и своего собственного «Положения о выборах ректора», где прослеживаются явные признаки мошенничества, подлога и коррупционной составляющей. Людмила Алексеевна уверена, что для руководства, тем более гуманитарно-педагогического университета, призванного готовить учителей сельских школ, так сказать, «сеять разумное, доброе, вечное», это по крайней мере неэтично.

К тому же публичное оскорбительно-унизительное отношение ко мне, как к кандидату на должность ректора, при равных правах с двумя другими кандидатами ещё и наносит моральный вред. Но самое страшное – это ошеломительная демонстрация всему городу в лице главы администрации Бийска А. П. Студеникина неуважения и пренебрежения к Министерству науки и высшего образования РФ, полное игнорирование решения Аттестационной комиссии Минобрнауки России от 29.03.2019. Всем очевидно, что руководитель университета Мокрецова Л. А. в своих правах и создаваемых её администрацией локальных актах ставит себя выше по статусу самого Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 

– уверена Людмила Алексеевна.

По её мнению, госпожа Мокрецова создала своё маленькое государство, попирающее права и свободы человека. Ректор не подчиняется решениям Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Как АГГПУ незаконно использовал достижения Комаровой

Теперь переходим ко второй части этой захватывающей истории.

При подготовке документов для подачи в комиссию по выборам ректора АГГПУ Людмиле Комаровой нужно было ознакомиться с размещённым на официальном сайте вуза перечнем требований, предъявляемых к документам каждого кандидата на должность ректора.

Посетив сайт вечером 29.01.2019 года, я с удивлением обнаружила информацию (персональные данные) обо мне как об и. о. заведующего кафедрой биологии, докторе биологических наук, профессоре, о сфере моих научных интересов (изучение фауны сциарид Sciaridae) – сциаридологе, единственном в Российской Федерации. И это в то время, когда я уже не работала в этом университете более двух лет, а именно с 16 декабря 2016 года, 

– рассказала Людмила Комарова.

По её мнению, на мошенничество со стороны АГГПУ указывает тот факт, что помимо размещения информации о ней как о штатном сотруднике, исполняющем обязанности заведующего кафедрой биологии, со всеми регалиями, была ещё и ссылка о принадлежности к Институту естественных наук и профессионального образования (скриншот). А поскольку до 2017 года не было институтов, а только факультеты, можно сделать выводы, что это не забывчивость программистов сайта АГГПУ, а намеренные мошеннические действия с использованием персональных данных. Л. А. Комарову представили как действующего до 29 января 2019 года штатного сотрудника профессорско-преподавательского состава АГГПУ, и приписка Л. А. Комаровой к Институту естественных наук, в котором она никогда не работала в силу того, что до её увольнения из АГГПУ не было институтов как структурных подразделений, а были только факультеты и кафедры. Такой подлог официальных документов в виде контента на сайте вуза позволял обратиться к УК РФ, а не только к Кодексу об административных правонарушениях.

Фото: скриншот страницы сайта АГГПУ, предоставлен Людмилой Комаровой, дата 29.01.2019

Жалоба в прокуратуру Бийска была переадресована в Роскомнадзор, после чего было отказано в возбуждении дела. Обжалование в городском суде также результата не дало. В определении судебных органов не были приведены методы исследований, по большому счёту это была отписка, что «информация находится в общем доступе», хотя речь идёт об официальном сайте вуза.

Разумеется, администрация АГППУ пошла на такой шаг не из симпатии к Людмиле Комаровой.

Во-первых, для успешного прохождения аккредитации вузом важнейшим показателем выступает публикационная активность профессорско-преподавательского состава данного образовательного учреждения высшего образования (наукометрические показатели). C этой целью систематически проводятся мониторинги выявления рейтингов успешности российских вузов.

Во-вторых, упоминанием профессора Комаровой, учёного с мировым именем, привлекали абитуриентов.

В-третьих, вуз получал дополнительные стимулирующие средства из Минобрнауки России, которые можно перераспределить, так как Л. А. Комарова уже не работает в АГГПУ.

На сегодняшний день Людмила Комарова требует:

  • провести новые выборы ректора с отменой старого положения и принятием нового;
  • привлечь к административной и уголовной ответственности Мокрецову Людмилу Алексеевну за незаконное использование персональных данных Комаровой Людмилы Алексеевны и манипуляции с её научными достижениями;
  • выплатить за 2 года и 7 месяцев зарплату в размере 203,2% от средней по Алтайскому краю согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года за № 597, а также стимулирующие выплаты за высокий индекс цитирования (h-index) научных работ в МБД Scopus, Web o fScience, ORCID, Mendeley, РИНЦ, ВАК. Всего речь идёт о сумме почти в 2,2 млн рублей.

Здесь можно задаться вопросом, как же госпоже Мокрецовой удаётся выходить сухой из воды? По словам Комаровой (об этом пишут и некоторые СМИ), ректор АГГПУ пользуется поддержкой экс-мэра Бийска Лидии Громогласовой, которая по-прежнему имеет большое влияние в этом алтайском городе. Какая между ними связь? Можно сказать, родственная. Татьяна Громогласова – жена сына Лидии Громогласовой, есть общие внуки.

Поэтому все жалобы на Мокрецову купируются, а все нарушения федеральных законов ректору прощаются, 

– уверена Комарова.

В прессе высказывается мнение, что борьба за кресло ректора АГГПУ – это ещё и про политику. Дело в том, что сын Людмилы Комаровой – депутат гордумы от ЛДПР Константин Комаров. Отмечается, что он якобы под видом запросов от избирателей включился в поиск нарушений в вузе со стороны нынешнего руководства в лице Мокрецовой.

Комарова утверждает, что изначально претендовать на эту должность не планировала, но не могла смотреть на то, как разваливают классический университет. К тому же её хотели видеть ректором и многие сотрудники вуза.

«Я хочу, чтобы было по закону, чтобы наш университет, будучи составляющей структуры наукограда, был успешным. Поэтому я и предложила свою кандидатуру в надежде на то, что я смогу», – заявила профессор «Бийскому телевидению».

Часть бывших сотрудников АГГПУ на условиях анонимности подтвердили, что им отменяли доплаты и премии, урезали зарплату, что в требующих ремонта помещениях он не проводился, а учить студентов приходилось без самого необходимого.

Уволили всех лаборантов, закрыли всё оборудование. Как на пальцах можно преподавать молекулярную генетику, биологическую химию, да и вообще генетику, систематику, без микроскопов, без химреактивов? 

– возмущалась тогда Комарова.

Напомним, Людмила Комарова проработала в АГГПУ почти 30 лет. Даже после того как её практически вынудили уйти из вуза, она предприняла попытку вернуться и навести порядок, однако натолкнулась на противодействие по большому счёту мафии, которая считает, что может самовольно решать судьбу одного из ведущих вузов Алтайского края. С такими врагами внутри страны не нужны и внешние, чтобы планомерно разваливать и без того далёкое от идеального высшее образование.

Автор:
Дмитрий Курганов