В нынешнем общественно-политическом кризисе в Белоруссии наметился серьезный поворот. Помимо резкого уменьшения количества протестующих на улице и усиления противодействия им со стороны властей, в начале декабря стали очевидны изменения и в отношении Александра Лукашенко к объявленной им ранее конституционной реформе. В частности, он предложил новый вариант изменения политического устройства республики, который только подтвердил существующее мнение о том, что белорусский лидер не собирается уходить из власти ни в следующем году, ни в обозримом будущем.

Президент Белоруссии 8 декабря сделал заявление, которое может изменить будущее устройство государственного управления страны. Встречаясь с медиками в одном из белорусских городов, он предложил сделать существующее в стране Всебелорусское народное собрание (ВНС) конституционном органом, «который бы контролировал главные направления нашего развития». Кроме того, Лукашенко заявил, что видит необходимость в избрании на пять лет делегатов данного форума, которые будут работать на общественных началах, но с весьма широкими полномочиями. В частности, белорусский лидер считает, что им должны быть подотчётны руководители законодательной и исполнительной ветвей власти, так как «если растворить полномочия президента, которые передаются парламенту, правительству, министрам, губернаторам, будет полный бардак, который мы в середине 90-х пережили»«Поэтому нужен орган, который бы всех мгновенно стабилизировал. Он будет выступать от имени народа, трудовых коллективов», – подчеркнул президент Белоруссии.

Данное заявление можно рассматривать как новый вариант изменения политической структуры республики. При этом большинство аналитиков отмечают, что его сутью является попытка сохранения власти действующего президента, пускай и в иной, чем сегодня, форме. По всей видимости, все иные предложения, которые звучали в Белоруссии в последние месяцы, перестали устраивать Александра Лукашенко,   окончательно убедившегося в победе над своими оппонентами.

Можно напомнить, что ранее в Белоруссии велись разговоры о том, что необходимо снизить полномочия президента, расширить функции региональных органов власти и провести серьезную реорганизацию избирательной и партийной систем. В частности, обсуждалась возможность введения пропорциональной или смешанной избирательной системы, при которой политические партии в Белоруссии смогли бы повысить свое влияние на принятие решений в стране. Параллельно предлагалось упростить законодательство в сфере партийного строительства, которое негласно запрещено в республике уже на протяжении последних двух десятилетий. Всё это должно было стать основой для стабилизации обстановки в обществе. На подобную конституционную реформу оказались согласны даже многие представители белорусской оппозиции, которые не сбежали из страны. Такой же вариант, как показывали события последних месяцев, вполне устраивал и Россию, где не желают повторения в Белоруссии украинского сценария, по которому, победив один раз, цветная революция не заканчивается никогда. Неслучайно приезжавший в ноябре в Минск глава российского МИД Сергей Лавров во время встречи со своим белорусским коллегой Владимиром Макеем и президентом Александром Лукашенко неоднократно напоминал о том, что проведение конституционной реформы видится в Кремле оптимальным решением нынешней проблемы. Однако последние заявления белорусского президента показали, что он видит процесс преобразования политической системы республики несколько иначе, чем его партнёры и противники.

Предложенный механизм трансформации структуры управления Белоруссии основывается на придании Всебелорусскому народному собранию таких функций, которые бы позволили его представителям контролировать все внутри- и внешнеполитические действия руководства страны. При этом само по себе ВНС не имеет никакого официального статуса по нынешней Конституции Белоруссии. Впервые оно было созвано в октябре 1996 года по инициативе Лукашенко и с тех пор проводится каждые пять лет. При этом появление ВНС белорусские власти обосновывают 37-й статьей Конституции, где говорится о том, что граждане страны имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Организационно ВНС напоминает, с одной стороны, съезды КПСС, а с другой – Съезды народных депутатов СССР. На нем подводят итоги пятилетки и определяют основные направления социально-экономического развития страны на следующие пять лет. Делегаты проходят не одно сито различных комиссий и утверждаются специально созданным для проведения ВНС Республиканским организационным комитетом. Поэтому на мероприятия, как правило, приезжают представители государственных предприятий и организаций, а также чиновники и члены президентской вертикали власти. Сам Александр Лукашенко считает ВНС «одной из важнейших форм прямой демократии», лично подписывает распоряжение о его подготовке, издаёт указ о проведении, а также утверждает дату и количество участников. Контролируется весь процесс администрацией президента.

По всей видимости, не изменится ситуация и при проведении следующего, шестого по счету, ВНС, которое запланировано на январь-февраль следующего года. На нём, помимо всего прочего, предполагается обсудить и утвердить положения конституционной реформы, предложения по которой власти собирали с октября. Теперь же вполне вероятно, что главным вопросом станет не сама Конституция Белоруссии, а статус ВНС.

Как считают аналитики, изменение статуса Всебелорусского народного собрания имеет для Александр Лукашенко крайне важное значение. С одной стороны, это позволит создать из ВНС своеобразный политический орган, который действующий президент сможет возглавить в будущем. При этом в случае получения широких, как было заявлено 8 декабря, полномочий Лукашенко на вполне законных основаниях получит возможность продолжить контролировать ситуацию в стране, даже не будучи её президентом. С другой стороны, подобные изменения позволят белорусскому лидеру заявить о том, что он выполнил свое обещание больше не баллотироваться на пост главы государства, тем самым формально удовлетворив главное требование белорусской оппозиции.

Складывающаяся в Белоруссии ситуация, как считают аналитики, свидетельствует о двух важных аспектах. Во-первых, нынешняя белорусская власть опасается проведения как референдума, так и новых президентских выборов. Их результаты и последствия для официального Минска могут быть весьма непредсказуемыми. Во-вторых, Александр Лукашенко не собирается отдавать власть. Подавив зачатки революции, белорусский лидер вновь пришел к выводу, что только он может контролировать ситуацию в стране и будет это делать столько, сколько понадобится.

Примечательно, что нынешнее настроение Александра Лукашенко одними из первых уловили на Украине. Об этом, например, свидетельствует изменение риторики официального Киева относительно экономического сотрудничества с Белоруссией. Так, ещё в августе глава украинского МИД Дмитрий Кулеба на волне антибелорусской истерии в ЕС заявил о том, что Киев поддерживает подход Евросоюза по вопросу возможности ввода экономических санкций в отношении Белоруссии и «будет принимать свои соответствующие решения». Однако после того, как стало очевидно, что революция в Минске провалилась, в столице Украины стали   менять свою позицию. В конце октября тот же Кулеба заявил, что никогда не предлагал «душить бизнес» в Белоруссии, а его страна выступает за сохранение торгового и экономического сотрудничества с северным соседом. 7 декабря глава украинского МИД и вовсе поразил своим заявлением. Говоря о возможности введения ЕС третьего пакета санкций, в который будут включены экономические ограничения, Кулеба отметил, что торговля между Белоруссией и Украиной очень важна и он «пока против любых экономических санкций против белорусских компаний или секторов экономики». Таким образом, формально не признавая Лукашенко легитимным главой государства, официальный Киев пришел к пониманию того, что в обозримом будущем белорусский лидер останется у власти. С учетом крайней важности экономического сотрудничества с Белоруссией, украинские власти попросту не могут игнорировать этого, а потому и пытаются корректировать свою риторику.

Таким образом, последние заявления президента Белоруссии относительно его видения конституционной реформы в стране можно рассматривать как один из возможных вариантов дальнейшей трансформации политической системы республики. При этом они не означают, что события в дальнейшем будут развиваться именно по такому пути. Однако в настоящее время ясно одно – белорусский лидер, сумев, как ему кажется, подавить в стране внутреннюю оппозицию, не собирается отдавать свои властные полномочия никому.

На заглавном фото: президент Белоруссии Александр Лукашенко на V Всебелорусском народном собрании

Антон ПОЛЯНИЧ