Поляки всегда «разводили» своих украинских соседей, несколько столетий находившихся в их подчинении на положении  bydło. Это отношение пытались лечить Хмельниччиной, Колиивщиной, используя мощь Российской империи и СССР. Теперь же в Киеве считают, что они самостоятельно смогут решить с поляками все острые вопросы современности. Это касается бандеровских могилок, взаимного истребления, сопротивления «Северному потоку-2», русофобии и прочего… Далеко не всё выходит гладко. К тому же главный вопрос Киеву решить не получится – поляки свой менталитет не изменят, и bydło останется bydło.

Украинцы доверчиво позволяют заполнять свои мозги любыми «заманухами», за которыми стоят продуманные политические и экономические решения. Достаточно ответить на вопрос: кто в Европе стал главным бенефициаром «достижений евромайдана»? Поляки, кто же ещё. Украинцам разрешили работать в Европе, при этом усложнив их проникновение в ЕС западнее польского Вроцлава и чешского Хеба, хотя самим полякам позволено трудиться даже в Ирландии. Польша компенсировала утечку рабочих рук руками украинских граждан, чьё присутствие в этой стране достигло уже почти двух миллионов. Процесс украинской «гастарбайтеризации» Польши пока частично притормозила пандемия. Но с учётом экономического падения Украины люди продолжат выезжать на заработки. Повторяется слегка модернизированная в соответствии со временем картина XV- XVII веков – польские паны и украинские холопы. И в польских СМИ об этом говорят не стесняясь. Украинские гастарбайтеры – это для поляков дешёвая рабочая сила, не требовательная к условиям труда и готовая ради возможности заработать больше, чем дома, к статусу bydło.

Конечно, в Киеве об этом знают, но западный вектор менять не собираются, а потому оставляют за собой лишь воспитание украинской молодёжи на героических примерах победителей поляков – казаков, петлюровцев и УПА*. Молодёжь учит, сдаёт ЕГЭ и… отправляется на работу в Польшу.

Правда перевыполнение плана поставок украинцев таит для Варшавы определённую опасность – часть их получает гражданство, превращаясь в электорат с политическими претензиями. И вот «Союз украинцев в Польше» уже требует компенсаций за операцию «Висла» и её политического осуждения на официальном уровне.

Польские же национал-патриоты рассматривают операцию как «контртеррористическую» и ссылаются на то, что уже признали её «не имеющим оправдания преступлением коммунизма».

Однако «Союз украинцев в Польше» добавил сюда свой исторический мусор и потребовал «достойного отношения и уважения памяти солдат украинского вооружённого подполья», то есть к УПА, залившей польской кровью Волынь.

До этого польский гонор не опустится никогда, тем более что рано или поздно, но вопрос возвращения Восточных Кресов и Галиции вновь станет актуальным для Варшавы.

Но сегодня надо лавировать и вешать польскую лапшу на приспособленные для этого украинские уши. Потому Дуда таки приехал в Киев, что закончилось поцелуями с Зеленским, клятвами в дружбе, разрешением эксгумаций погибших и обещаниями развивать проекты вроде Троеморья.

Дуда и Зеленский: имитация дружбы

Дуда и Зеленский: имитация дружбы

Болезненные исторические вопросы поляки решили прикрыть массированной поддержкой петлюровщины и Петлюры, человека,  которому они даже благодарны за Варшавский договор 1920 года. Согласно этому договору, глава Директории отдал Польше (предав своих бывших союзников по «соборной» Украине – ЗУНР) Галицию, Лемковщину, Холмщину и западную Волынь.

Потому в начале ноября рядом с Варшавой, в Скерневице, как вдохновлёно писали украинские СМИ, «открыли памятник Петлюре». На самом деле памятник называется «Перед Варшавской битвой» и включает фигуры Юзефа Пилсудского, Шарля де Голля, экс-премьера Венгрии Пала Телеки и Симона Петлюры.

Памятник «Перед Варшавской битвой»

Памятник «Перед Варшавской битвой»

Играя на убогих чувствах украинских нацпатриотов, записав их в европейцы, хитрые поляки посвятили памятник «коллективному европейскому отпору большевизму».

Не давая украинским патриотам перевести дух, поляки назвали в Гданьске сквер в честь генерала армии УНР Марка Безручко. Бывший офицер русской императорской армии известен тем, что в мае 1920 года вошёл в Киев вместе с поляками, с ними же и бежал, а после, как считают украинские историки, «разгромил под Замостьем конницу Будённого и остановил распространение мировой революции».

В польской историографии «красных» остановили войска исключительно поляков – Мачека, Галлера, Сикорского. Но в качестве проявления благодарности выбор пал на Безручко, которому повезло быть увековеченным в названии трёх скверов (в Варшаве, Гданьске, Кошалине) и одного перекрёстка во Вроцлаве. Тактика оказалась выигрышной – брошенную кость украинские хранители национальной памяти проглотили, и скверы в их представлениях выросли до размеров гигантских мемориалов.

Кстати, на Украине память о Петлюре продвигается со скрипом. Бюст в Ровно, памятник в Виннице, мемориальные доски в Киеве и Полтаве, причём вторую уничтожили неизвестные, двухгривенная юбилейная монета да десяток переименованных улиц – вот всё, чего заслужил атаман-неудачник.

Таким образом, поляки двумя-тремя манипуляциями элементарно замылили украинцам глаза, но, как уже говорилось, суть польского отношения к своим соседям не изменилась.

В Польше системно нападают на украинцев именно на почве этно-политической неприязни. На слуху массовые драки в Перемышле, Кутно, Варшаве, Ченстохове, Кракове. В феврале 2020 года были избиты пять человек в Торуне. Во всех этих случаях нападавшие призывали украинцев убираться.

Нападение польских нацистов на украинцев в Перемышле

Нападение польских нацистов на украинцев в Перемышле

Весьма частыми стали унизительные инциденты, когда украинцам делают замечание за мову или призывают проверять их карманы на выходе из магазина.

Точное количество конфликтов указать тяжело, да и поляки их не афишируют. Но из того, что попадает в польскую прессу, можно предположить, что инциденты на национальной почве происходят до десятка раз в месяц. Ещё год назад уполномоченный Верховной рады Украины по правам человека Людмила Денисова сообщала, что количество фактов дискриминации украинцев в Польше на почве ксенофобии выросло в три раза, причём, как отметила чиновник: «Не все граждане Украины обращаются в соответствующие учреждения, когда нарушаются их права, поэтому эта цифра может быть больше».

За последнее время ничего не изменилось.  В социальной сети Facebook обсуждалось нападение 29 октября в Кельце, поводом стала  украинская мова. 16 ноября в селе Туравянки возле Бжезина строитель-украинец нарушил режим изоляции и вступил в перепалку с полицейскими. Те не стали долго думать и ткнули его электрошокером. Заробитчанин умер. 3 ноября, убегая от полиции, в Пруднике погиб ещё один украинец. 12 ноября в Буско-Здруе украинкам, работающим на ферме, в грубой форме предложили «уехать из Польши». 25 ноября в Кракове в супермаркете крупнейшей сети Biedronka, охранник жестоко избил украинца, которого заподозрил в краже товаров. При этом пострадавший расплатился за все покупки и направлялся к выходу.

Крови и оскорблений всё больше. Зато под Варшавой стоит бронзовый Петлюра.

Дмитрий САМОЙЛЕНКО