Начало здесь

После освобождения Харькова от гитлеровских войск в августе 1943-го выяснилось, что от одного из старейших городских предприятий, моторостроительного завода «Серп и молот», в результате двухлетней нацистской оккупации и боёв за город остались одни лишь развалины. До 1922 года «Серп и молот» назывался заводом Гельферих-Саде – по имени и фамилии его создателя, немецкого предпринимателя Максимилиана Гельфериха. Основанный в начале 1880-х, завод в дореволюционный период производил различный сельскохозяйственный инвентарь (бороны, плуги и т. п.) и считался весьма крупным предприятием – в 1916 году, накануне революции, здесь работали 3000 человек.

Крупнейший производитель сельхозтехники

После Октябрьской революции завод в течение некоторого времени выполнял военные заказы для РККА – в его цехах ремонтировались пулемёты и артиллерийские орудия. Позднее он был реконструирован, вновь переориентировавшись на сельскохозяйственное машиностроение. С 1930-х годов около 90% всей продукции завода «Серп и молот» снова составлял разнообразный сельхозинвентарь – тракторные молотилки, свеклокопатели, зерноочистительные машины и т. д.

Осенью 1941 года завод, как и большинство других крупных харьковских заводов, эвакуировали в Саратов, где было создано одноимённое предприятие «Серп и молот», вскоре начавшее выпуск продукции военного назначения. В Харькове заводские помещения были разрушены, поэтому после освобождения «первой столицы» корпуса предприятия стали отстраивать заново. И уже в 1944-м «Серп и молот» начал давать продукцию, крайне востребованную советским сельским хозяйством.

В послевоенный период завод специализировался на выпуске бензиновых и дизельных двигателей для тракторов и комбайнов. К началу 1970-х предприятие ежегодно производило 190 тысяч двигателей свыше 100 модификаций разного назначения – для зерноуборочных, кормоуборочных и кукурузоуборочных комбайнов, лесопромышленной техники, тракторов различного тягового класса и т.п.

Распад СССР сыграл в судьбе завода фатальную роль. Если в советские годы на предприятии работали 17 тысяч человек, то к началу 2005-го – менее полутысячи. В октябре 2005 года «Серп и молот» признали банкротом; позднее здания завода были взорваны. Гибель этого старейшего, знакового для города предприятия – наглядный, буквально вызывающий оторопь пример разворачивающейся на Украине деиндустриализации, которая приобрела после переворота 2014 года максимально ускоренные темпы и целенаправленный разрушительный характер.

Разрушенные здания завода «Серп и молот» в 2008 году

Разрушенные здания завода «Серп и молот» в 2008 году

Кабель и провода – для фронта и мирной жизни

Уже с осени 1943 года, опять-таки сразу после освобождения Харькова, началось строительство завода «Южкабель» (ЮКЗ), продукция которого – провода и кабели – требовалась для обеспечения четырёх южных фронтов РККА, а также шла на нужды тех предприятий на освобождённых территориях, которые находились в процессе восстановления или строительства. Сооружение завода было начато в связи с соответствующим приказом наркомата электротехнической промышленности от 7 октября 1943 года. И вот через 7 месяцев после деоккупации города, в марте 1944-го, «Южкабель» выпустил первую партию обмоточных проводов. В последующие полтора десятилетия завод превратился в крупнейшее предприятие союзного значения, производившее широкий ассортимент продукции для электротехнической, машиностроительной и иных отраслей народного хозяйства СССР. К середине 1970-х завод выпускал 5000 маркоразмеров проводов и кабелей, причём значительная часть его продукции направлялась на экспорт. Кроме того, «Южкабель» производил и товары широкого народного потребления.

В последние три десятилетия ПАО «Южкабель» оказалось одним из немногих местных предприятий, уцелевших среди тотального промышленного коллапса и развала. В настоящее время завод выпускает 25 тысяч маркоразмеров кабельно-проводниковой продукции для тепловых и атомных электростанций, нефтяных месторождений, угольных шахт, метрополитенов, железнодорожного транспорта, в том числе силовые, сигнально-блокировочные, волоконно-оптические кабели, обмоточные провода, самонесущие и защищенные провода для воздушных ЛЭП и т. д.

Гигант советской электротехнической индустрии

Крупнейший харьковский завод «Электротяжмаш» им. Ленина был сооружён и введён в строй в 1946 году, уже после окончания войны, и носил в то время название «Харьковский электротяговый завод» (ХЭТЗ). Со второй половины 1940-х основной его продукцией стали электродвигатели для первых советских тепловозов с электрической передачей ТЭ-1. В 1950-х годах ХЭТЗ продолжал производить электродвигатели, турбогенераторы для гидроэлектростанций, тепловых и атомных электростанций. Летом 1959-го предприятие получило новое название — Харьковский завод тяжёлого электромашиностроения «Электротяжмаш».

В конце 1940-х Харьковский «Электротяжмаш» начал производить электродвигатели для тепловозов ТЭ-1

В конце 1940-х Харьковский «Электротяжмаш» начал производить электродвигатели для тепловозов ТЭ-1

К началу 1980-х завод превратился в один из флагманов советской электротехнической промышленности, выпуская электродвигатели, комплексное электрооборудование для тепловозов, городского и железнодорожного электротранспорта, турбо- и гидрогенераторы, крупные электрические машины и т. п. Помимо этого, на предприятии в 1980-х годах было налажено производство бытовых электромашин – соковыжималок «Росинка» и малогабаритных стиральных машин «Харьковчанка».

После 1991 года дела завода долгое время шли с переменным успехом. В 2014-м последовало очередное сокращение численности рабочего коллектива, объёмы производства резко упали, предприятие вынуждено было перейти на неполную рабочую неделю. Ещё через пять лет «Электротяжмаш» включили в список предприятий, подлежащих приватизации, а совсем недавно, летом 2020-го, завод, бывший когда-то промышленным гигантом, и вовсе был остановлен из-за колоссальных долгов городским коммунальным службам.

От мастерских завода «Оружейник» до «Укрэлектромаша»

Ещё одно предприятие, восстановление которого началось уже с осени 1943-го, – Харьковский электротехнический завод (ХЭЛЗ). Создан он был в 1932 году на базе мастерских механического завода «Оружейник», переданных в ведение ГПУ Украинской ССР. Здесь выпускались самые разнообразные изделия — от охотничьих ружей до арифмометров, а с 1932 года к этой продукции добавились ещё и небольшие, компактные электродвигатели. Спустя два года мастерские были преобразованы в механический завод НКВД УССР, производивший электродвигатели И-10 и И-11, арифмометры типа «Динамо» и пружинные шайбы Гровера. В 1937-м предприятие передали в ведение наркомата машиностроения СССР, а в 1938-м переименовали в Харьковский электротехнический завод.

Арифмометр типа «Динамо», выпускавшийся механическим заводом НКВД УССР в Харькове в 1930-е годы

Арифмометр типа «Динамо», выпускавшийся механическим заводом НКВД УССР в Харькове в 1930-е годы

С первых же месяцев Великой Отечественной войны ХЭЛЗ стал производить военную продукцию — электрооборудование для танков, приспособления для мин и т.п. В октябре 1941-го завод перебросили на восток страны, в город Прокопьевск Кемеровской области: здесь на базе цехов ХЭЛЗ был запущен завод «Электромашина».

После освобождения Харькова началось восстановление разрушенных зданий предприятия, и уже в ноябре 1943-го на ХЭЛЗ был налажен серийный выпуск электродвигателей модели THГ-41. В течение двух последующих десятилетий на заводе выпускалось самое различное оборудование, в общей сложности свыше 110 наименований: станки для алмазной заточки инструментов, агрегатно-сверлильные, кокильные, статороизолировочные станки, полуавтоматы для обработки коробок выводов электродвигателей, волочильные станы для протяжки стальной проволоки и т. д.

Сегодня продукция Харьковского электротехнического завода «Укрэлектромаш» остаётся востребованной во многих отраслях: она находит себе применение в станкостроении, металлургии, строительной индустрии, атомной энергетике, в лёгкой и пищевой промышленности, аграрном секторе (хотя нельзя не отметить, что половина из этих отраслей в последние годы рухнули или основательно «просели»).

Дыхание истории. Со страницы ХЭЛЗ в социальных сетях

Дыхание истории. Со страницы ХЭЛЗ в социальных сетях

«Поршень»: оснащение всем союзным миром и выживание в незалежном одиночестве

Завод «Поршень», основанный в 1930-м на базе харьковских авторемонтных мастерских и превратившийся через два года в предприятие союзного подчинения, в преддверии войны (с 1940 года) начал выпускать миномётные мины. Осенью 1941-го его пришлось эвакуировать в Омск, и уже в декабре там был налажен выпуск корпусов 82-мм миномётных мин и цилиндров к тракторам-тягачам производства Челябинского тракторного завода. Восстановление же заводских помещений в самом Харькове началось с осени 1943-го. В следующем году заработали несколько цехов – чугунолитейный, механический, термический, инструментальный, ремонтный. Тогда же начала сходить с конвейеров и первая продукция, на 80% – военного назначения. В последние полтора года войны «Поршень» регулярно получал новое отечественное оборудование из Москвы, Новосибирска, Куйбышева и других городов СССР: завод оснащали, что называется, всем миром.

В советские годы предприятие выпускало продукцию (поршни к дизельным двигателям) для Волжского автомобильного, Ярославского моторного, Камского автомобильного, Мелитопольского моторного, Владимирского моторо-тракторного и других крупных заводов СССР. Кроме того, предприятие производило и несколько типов дизельных поршней для тепловозов.

Харьковский завод «Поршень»

Харьковский завод «Поршень»

В 1992 году, после распада СССР, завод был преобразован в ЗАО «Автрамат» (аббревиатура расшифровывается как «Автомобильные тракторные материалы и технологии»); в состав объединения влились Змиёвский машиностроительный завод и АОЗТ «Украинские моторы». Осенью 2014-го «Автрамат», казалось бы, умер окончательно и бесповоротно – он был объявлен банкротом и ликвидирован. Однако уже в следующем году появилось предприятие-преемник – новое ООО «Автрамат», получившее право на использование логотипа и товарного знака прежнего. Сегодня завод производит поршни для компрессоров, судовых и тепловозных двигателей, автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, железнодорожного транспорта; причём предприятие имеет замкнутый цикл производства — от разработки оригинальной конструкции до серийного выпуска.

(Окончание следует)

Наталья КИРИЛЛОВА