Внесение в Госдуму законопроекта о запрете использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни вызвало целый ряд недоумённых вопросов у священноначалия Русской Церкви и православной общественности. Может ли этот проект, в случае его принятия, нарушить права верующих? Давайте разбираться.

«Благими намерениями…»

«Узаконенное беззаконие». Этот трагический оксюморон стал одним из главных символов русской истории XX века. Времени, когда Русская Православная Церковь и многие миллионы верующих подверглись репрессиям, сравнимым только с раннехристианскими гонениями в Римской империи первых столетий от Рождества Христова. Тысячи новомучеников, сотни разрушенных храмов и монастырей – весь этот ужас творился под знаменем «революционной законности».

Казалось бы, эта эпоха давно позади. Всё меньше и меньше становится людей, её переживших. Однако и сегодня в законодательной деятельности наших парламентариев и в практике госслужащих периодически сквозят революционные ветра, слышится скрип комиссарского кожана и чувствуется холод рукоятки маузера. Разумеется, сегодня всё не так страшно и трагично, но стоит помнить, что и столетие назад революционная идея отделения Церкви от государства и школы от Церкви изначально не казалась репрессивной.

Но вернёмся в век XXI. Буквально вчера, 18 ноября 2020 года, на сайте Госдумы появилась информация о регистрации и направлении спикеру Володину и в профильные думские комитеты законопроекта № 1057895-7 «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Подобные законопроекты вносятся и рассматриваются постоянно и чаще всего проходят незамеченными, но на этот раз документ встревожил представителей Русской Православной Церкви. Так, заместитель Управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) в своём Telegram-канале мгновенно выразил озабоченность:

Очень важно, как и что здесь будет определено. «Просветительская работа» и разного рода производные от слова «просвещение» – это едва ли не самое распространённое обозначение (в том числе в официальных документах) того, чем занимаются приходы помимо совершения богослужений. Сюда относится и работа воскресных школ, и общение с молодёжью, и катехизация, и проведение приходских экспозиций, и открытие приходских библиотек, и разного рода миссионерские акции.

По мнению владыки Саввы, законопроект напрямую затрагивает церковную жизнь, поскольку, согласно его содержанию, «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются правительством Российской Федерации». То есть в представленной редакции он вполне может привести к прямому вмешательству светских властей во внутреннюю деятельность и установления Русской Православной Церкви.

И здесь, как ни парадоксально, на стороне верующих оказывается тот самый секулярный дух «Нового времени», который в значительной степени привёл к революционным потрясениям и уже упомянутому «отделению Церкви от государства». Так, тот же епископ Савва неслучайно отмечает, что «нынешний государственный строй не предполагает институционального взаимопроникновения Православной Церкви и государства, как это было до 1917 года». То есть, если следовать этому юридическому духу (разумеется, без дальнейшей антицерковной «революционной законности»), церковно-просветительская деятельность – внутреннее дело Церкви и верующих, одно из проявлений базовых религиозных прав и свобод, на которые государство посягать не вправе.

Впрочем, едва ли группа сенаторов и депутатов Госдумы, разрабатывавших эти поправки в закон «Об образовании» (в числе которых небезызвестная Наталья Поклонская), об этом вообще задумывалась. Едва ли они планировали ограничить просветительскую деятельность Русской Церкви. Судя по пояснительной записке к проекту поправок, законодатели руководствовались благими намерениями и патриотическими побуждениями:

Отсутствие соответствующего правового регулирования создаёт предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя.

Тем не менее, в этом случае (как и в ряде других) мы сталкиваемся с типичным чиновничьим подходом к решению проблем в духе «завинчивания гаек». Ради борьбы с пандемией COVID-19 закрыть храмы для верующих, ради предотвращения экстремистской пропаганды поставить под государственный контроль просветительскую деятельность всех религиозных организаций, включая государство- и культурообразующую для нашей страны Русскую Церковь. Очевидно, опасения священнослужителей относительно поправок в закон «Об образовании» неслучайны. Поскольку в правоприменительной практике он может и не затронуть церковно-просветительскую деятельность, а может и… затронуть.

«Православие без России выживет, а Россия без Православия – нет»

Опасения владыки Саввы разделяют и другие представители священноначалия Русской Православной Церкви. Так, в интервью телеканалу Царьград глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Бронницкий Евгений (Кульберг) полностью согласился с тем, что мотивы авторов законопроекта являются благими и направленными на противодействие агрессивной проповеди тех же исламистов, имеющей целью вербовку в свои ряды. Но в недостаточно продуманном, недостаточно проработанном виде этот законопроект может оказаться опасным.

Аналогия проста: сейчас активно разрабатываются вакцины против коронавируса. И представьте такую вакцину, которая полностью блокирует эту заразу, но вызывает массу побочных эффектов, приводящих к гибели человека. Понятно, что такая вакцина не может быть принята. Также и с упомянутыми поправками в закон «Об образовании». Они могут заблокировать некоторых проповедников псевдоценностей, но при этом уничтожить и столь важную для нашего общества просветительскую и воспитательную деятельность Церкви, которая и создала Россию как государство.

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Бронницкий Евгений. Фото: pravobraz.ru

Словом, как метко подчеркнул владыка Савва (Тутунов), «Православие без России выживет, а Россия без Православия – нет». А потому сегодня очень важно как можно скорее создать совместную рабочую группу, включающую как авторов законопроекта, так и представителей Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных объединений, чтобы начать обсуждения и консультации по совершенствованию внесённого в Госдуму документа.

Так, по словам руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги), сказанным в комментарии автору этих строк, законопроект нуждается в существенной доработке и в таком виде никак не может быть принят, причём сразу по нескольким причинам:

Во-первых, непонятно, почему просветительскую деятельность пытаются урегулировать в законе «Об образовании», это понятие гораздо шире. Второе: мы видим, что авторы законопроекта включают в него норму, что порядок, условия и даже форма ведения просветительской деятельности будут устанавливаться правительством. Но государственный орган не должен и не может этого делать, это прерогатива закона…

И ещё. Очень важно понимать, что принимаемые сегодня законопроекты – это не правила одного дня, они создаются на достаточно длительную перспективу. В сегодняшней ситуации мы видим только единичные нарушения государством прав и свобод верующих (как это было, например, в случае тотального закрытия храмов во время «первой волны» пандемии COVID-19). Но в случае, если когда-нибудь (упаси Бог!) к власти в России придут, мягко говоря, менее лояльные к Церкви политические силы, эти же законы могут стать поистине драконовскими. И именно эту перспективную опасность мы и должны сегодня предотвратить.

Автор:
Михаил Тюренков