На днях академик РАН Сергей Юрьевич Глазьев выдвинул проект «двойного бюджета». Сейчас в России практически все государственные расходы осуществляются через федеральный бюджет, куда Министерство финансов Антона Силуанова старается затащить каждый миллиард, изъяв его из реального сектора экономики. Это приводит к тому, что у правительства фактически не остаётся свободных финансовых ресурсов, которые оно могло бы направить на развитие экономики. Из-за этого кабмин вместо прямых государственных вложений имеет возможность лишь субсидировать ставку по кредитам для проектов реального сектора. Но этого ничтожно мало.

В связи с этим Глазьев предлагает перейти к системе «двойного бюджета», которая активно используется в Китае. Суть в том, что источником государственных расходов становятся две кубышки: непосредственно федеральный бюджет и так называемый бюджет развития. Задачами первого продолжает оставаться выполнение социальных обязательств, укрепление и поддержание обороноспособности страны, развитие науки и культуры. В общем, статьи расходов, не имеющих прямого экономического эффекта. Безусловно, вложения в науку и образование в долгосрочной перспективе принесут дивиденды экономике, но в настоящем материале речь идёт о поиске источников финансирования для конкретных проектов реального сектора.

Бюджет развития как раз предполагает формирование достаточного объёма средств для прямых вложений в экономику. Подобным мог бы стать Фонд национального благосостояния (ФНБ), но, как верно замечает Глазьев, в предыдущие годы деньги фонда лежали мёртвым грузом. Фактически правительство изымало необходимую для экономики ликвидность, вкладывая её в американские облигации.

Вне всяких сомнений, государство должно обладать «подушкой безопасности» для преодоления непредвиденных кризисных явлений, которые преследуют нас весь 2020 год. Однако объём необходимых средств для купирования проблем давно определён – 7% от ВВП. В это же время объём Стабилизационного фонда доходил до 10% ВВП, а ФНБ преодолел установленную планку в 7% ещё в середине прошлого года. Но никаких инвестиционных проектов к этому времени предыдущим составом правительства подготовлено не было.

При этом бюджет развития не обязательно должен быть сосредоточен в одной конкретной «кубышке». Нынешняя реальность диктует необходимость диверсификации инструментов с целью достижения наиболее эффективного результата. Если проанализировать китайский опыт, то можно увидеть, что Пекин грамотно рассредоточивает финансовые ресурсы по широкому набору институтов развития, каждый из которых имеет свои собственные задачи. Это ведёт к тому, что в профильном ведомстве/госкомпании аккумулируется достаточное количество как финансов, так и, что важнее, компетенций, необходимых для достижения результата.

В России имеются неплохие стартовые возможности для реализации проекта «двойного бюджета». Так, если обращаться к уже упомянутому ФНБ, его эффективным управлением мог бы заниматься ВЭБ.РФ. На депозитах данного института развития к настоящему моменту уже размещено более 580 млрд рублей. Учитывая тот факт, что в начале сентября правительство Мишустина – Белоусова установило контроль над ВЭБом, делегировав на должность главы Наблюдательного совета вице-премьера Дмитрия Григоренко, можно надеяться, что госкорпорация превратится в эффективный институт развития на деле, а не на бумаге.

Для госинвестиций в отрасль добычи и переработки углеводородов также есть профильный актив – госкомпания «Роснефтегаз». Данное предприятие владеет долями в таких компаниях, как «Роснефть» (40,4%), «Газпром» (10,97%), «Интер РАО» (27,63%). Между «Роснефтегазом» и Министерством финансов постоянно возникают споры по вопросам выплат в федеральный бюджет. Например, в 2016 году «Роснефтегаз» и вовсе отказался от дивидендов. Однако впоследствии выплаты всё же начались. Так, за 2018 год компания перечислила в бюджет 65,4 млрд рублей при общей прибыли в 134 млрд. То есть половину. Но особого смысла для госказны в этом нет. Более эффективен тот вариант, при котором «Роснефтегаз» оказывал бы долгосрочное финансирование профильным проектам развития. Например, газоперерабатывающему комплексу в Усть-Луге или же нефтехимическому комплексу ВНХК в Находке. Подобный опыт у госкомпании был. Так, из «кубышки» «Роснефтегаза» выделялись средства на строительство судоверфи «Звезда», четырёх электростанций в Калининградской области, а также на производство региональных самолётов (непрофильный проект). Но подобные вложения стали, скорее, исключением из правил, чем системной работой.

В качестве примера в иной отрасли следует рассмотреть «кубышку» ещё одной госкомпании – Интер РАО. К середине 2020 года на счетах предприятия скопилось порядка 265 млрд рублей. Учитывая тот факт, что правительство планирует осуществить консолидацию электроэнергетического сектора, а также начать строительство новых мощностей, вложение накопленных средств госкомпаний могло бы облегчить нагрузку на федеральный бюджет.

К тому же инвестиции Интер РАО будут направлены на профильные активы, что позволит обеспечить результат. В настоящий момент называются два генерирующих актива, которые может купить Интер РАО – компании «Юнипро» и «Энел Россия». В обоих случаях владельцем выступает иностранный капитал.

Таким образом, в России систему «двойного бюджета» можно внедрить максимально оперативно. Экономическая политика нового правительства Мишустина – Белоусова позволяет рассчитывать на то, что роль суверенных фондов и государственных компаний возрастёт, а перспективных проектов развития будет становиться всё больше.