Президент провел совещание по развитию космической отрасли – и призвал с умом расставить приоритеты России в этой области.

Слова главы государства приобретают особое значение в контексте новых космических технологий, которые создают главные конкуренты России в этой сфере — американцы. Какими прорывными шагами могли бы ответить Илону Маску наши космические разработчики?

Наши приоритеты «известны — это совершенствование собственной космической инфраструктуры, наращивание и качественное улучшение орбитальной группировки космических аппаратов, ритмичное продолжение пилотируемых программ, создание перспективной линейки ракетных комплексов. В целом увеличение доли инновационной космической техники, продукции и услуг».

Такими словами президент Путин начал специальное совещание по проблемам отечественной космической отрасли. И хотя другие подробности обсуждения остались за кадром, можно не сомневаться, что разговор получился, что называется, жестким. Россия теряет свои позиции в космосе.

Однако есть целый ряд наработок и технологий, которые оставляют для нашей страны надежду на осуществление нового космического рывка. Какие именно?

Ракеты-носители. Маск задавил ценой

Еще несколько лет назад на рынке пусковых услуг на орбиту доминировала Россия. Однако пока «Роскосмос» на старых, еще советских ракетах доставлял спутники и экипажи на орбиту, мир космических технологий серьезно трансформировался. Особенно с точки зрения создания ракет-носителей — были созданы возвращаемые ступени.

Прежде всего, на арене космических пусков появился Илон Маск, а в небытие ушла и самая дешёвая из одноразовых ракет — украинская РН «Зенит». Её же планировали использовать и российские операторы — под пуски «Зенитов» даже был привезён комплекс «Морской старт», но после событий 2014 года и воссоединения Крыма с Роcсией, сотрудничество между РФ и Украиной в космической сфере прекратилось. Вместе с потребностью заместить «Зенит» пришла нужда в списании российских ракет-носителей «Союз» — надёжных, как автомат Калашникова, но долгих в производстве и уже не таких дешевых.

Практически эталонным с точки зрения цены остается российская ракета-носитель «Протон». Соимость вывода полезной нагрузки на этих ракетах составляет всего 2700 долларов за килограмм. Но время этих ракет (прежде всего из-за аварийности и длительного изготовления), практически ушло. Российской космонавтике требуются принципиально иные решения — новые, эффективные и менее затратные для заказчика.

Ракета-носитель «Зенит» выводила в космос грузы по цене в 3,5-4 тыс. долларов за один килограмм и долгое время считалась лучшей в классе. Но после появления SpaceX и их ракет Falcon 9 выснилось, что выводить в космос оборудование можно и дешевле, и гораздо быстрее (не ожидая очереди на пуск целый год). Илон Маск «уронил» рынок пусковых услуг по всем параметрам (как по сроку изготовления ракеты, так и по цене пуска), разом оттеснив за орбиту рынка крупнейших игроков. И это не только «Роскосмос», но и Европейское космическое агентство.

SpaceX установила цену в 2,7 тыс. долларов за килограмм при выводе на низкую опороную орбиту и сделала конкуренцию практически невозможной. В некоторых проектах, например в Starlink, стоимость пуска оказалась даже ниже 2 тыс. долларов за килограмм, что принципиально невозможно обеспечить любой другой компании. Для сравнения — стоимость килограмма полезной нагрузки, выводимой на ракете «Союз-2», варьируется от 4,5 тыс. долларов за килограмм до почти 10 (влияет стоимость груза, его сложность и прочее), что даже по нижней границе рынка практически не вписывается в конкурентоспособную модель. Попытка приспособить для космических пусков военную ракету-носитель РС-18 («Рокот») тоже провалилась — стоимость вывода на орбиту одного килограмма груза и вовсе превысила 15 тыс. долларов за килограмм.

Надежды на новейшую ракету «Ангара» тоже пока не оправдались. И дело не в том, что ракета неудачная. Просто она слетала в космос всего один раз, и разовая акция никак не может считаться успешной космической программой, да еще и с коммерческой точки зрения.

Экологически чистый «Амур»

Однако у России есть и другие перспективные разработки. И речь идет прежде всего о ракете-носителе «Амур-СПГ» (Союз-7). «Амур-СПГ» может стать самой дешевой и самой экологичной ракетой в мире. Стоимость ее пуска, по данным источников газеты ВЗГЛЯД в космической отрасли, не должна превысить 20 млн. долларов — это в три раза меньше, чем SpaceX просит за пуск Falcon 9 в данный момент.

Правда, полезной нагрузки в новой ракете (при выводе на низкую опорную орбиту) будет меньше, чем у Falcon 9 — 12,5 тонн против 15,7. Но при этом российская ракета может оказаться заметно легче американской — 360 тонн против 550 тонн, что выводит российскую ракету в класс средних, а не тяжелых ракет.

Конкурс на разработку возвращаемой многоразовой ракеты, способной работать на всем диапазоне нагрузок легких и средних ракет, выиграл ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс», опередив частную компанию «КосмоКурс» и ГКНПЦ имени Хруничева. Опыта в создании прорывных технологий самарцам не занимать, поэтому нет сомнений в том, что задачу они выполнят. Первый полёт российской ракеты «Амур-СПГ» на топливной паре метан-кислород, состоится примерно в 2025-2026 году. По крайней мере, так заявляется на сегодня.

Однако у Илона Маска и компании SpaceX есть фора в 15 лет. С 2006 года, первого пуска ракеты Falcon, американцы постоянно совершенствуют свои космические технологии. Некоторые их решения, например, импульсные включения двигателя на этапе посадки, признаются как не имеющие аналогов в мире. Все эти результаты российской науке и промышленности придётся активно догонять, и сколько времени займёт эта гонка, пока непонятно.

Надежда на летающее «Крыло»

Что же делает Россия с точки зрения создания многоразовых элементов ракет-носителей? Когда макет многоразового ракетного ускорителя МРУ «Байкал» был представлен на 44 авиакосмическом салоне в Ле-Бурже еще в 2001 году, зарубежные специалисты воодушевились и завалили ГКНПЦ им. Хруничева и создателей «Бурана» НПО «Молния» запросами о цене изделия.

Однако про ускоритель с возможностью возврата на аэродром «по-самолётному» забыли на 20 лет. Скорее всего, пока у российской космонавтики были «Союзы», а «Шаттлы» летали без происшествий, более технологичные и дешевые ракеты были просто не нужны. Лишь в конце сентября 2020 года гендиректор Фонда перспективных исследований (ФПИ) Андрей Григорьев заявил, что первый прототип возвращаемого разгонного блока «Крыло-СВ» (с таким названием над блоком будут работать и дальше) совершит первый испытательный полёт в конце 2021 года.+

Леван ЧкадуаВЗГЛЯД