Разбить и склеить

Министр обороны Франции Флоранс Парли подтвердила 22 октября, что атомная подводная лодка (АПЛ) Perle, которая загорелась 12 июня во время капитального ремонта, не будет, как это предрекалось всеми практически специалистами, списана, а будет восстановлена. Решение, которое предложили специалисты Naval Group, с одной стороны, оригинально, а с другой — не очень. Носовая часть корабля выгорела полностью, об этом наглядно говорят фото и видеоматериалы с борта. Вероятно, речь идет о первом и втором отсеках корабля — торпедном и отсеке центрального поста. Там шансов на восстановление не было вообще — 14 часов пожара достаточно и для выгорания, и для фатального изменения свойств стали. Скажем, бронетехнику списывают даже после краткого, но высокотемпературного пожара, в ходе которого пламя определенное время касалось брони. А тут — лодка, которой предстоит «нырять» на сотни метров. Пусть и самая маленькая в мире боевая АПЛ (меньше по водоизмещению даже наших «Лир»), и не самая удачная, но все же атомная субмарина.

S606 Perle после пожара

Очевидно, пожар не пошел в третий отсек (реакторного эшелона) и далее. И вот эту-то кормовую часть лодки решено сохранить. А выгоревший нос отрежут и утилизируют. А на его место приварят нос от первой выведенной из строя АПЛ типа Rubis — Saphir, которую вывели из строя и списали год с небольшим назад. После воссоединения половинок все трубопроводы, кабели и прочие соединения будут восстановлены. «После этого Perle продолжит капитальный ремонт, который был прерван пожаром», — заявила Флоранс Парли. Операция по отрезанию сгоревшей половины, отрезанию другой половины от списанной лодки и соединения ее с кормовой частью «погорелицы» займет примерно полгода. А после этого АПЛ продолжит капремонт, который продлится до конца 2023 г. Причем в новой старой носовой части предстоит заменить оборудование на то, которое было снято с «погорелицы» во время ремонта — оно благодаря этому уцелело. Это элементы торпедного вооружения, гидроакустический комплекс, электроника, насосы и прочая.

Есть ли смысл?

Зачем это делается? А потому, что лодка, с которой возьмут носовую часть, — вторая АПЛ этого проекта, заложена в 1979 г. и вступила в строй в 1984 г. То есть корабль отслужил 35 лет, и, конечно, все его оборудование, несмотря на ремонты и замены, уже совсем старое. А вот Perle — последняя построенная лодка проекта (были еще две, но их постройку отменили), заложена в 1987 г., а введена в строй в июле 1993 г., там все, конечно, поновее и поживее. Хотя, с другой стороны, родоначальник класса, Rubis, до сих пор формально в строю, несмотря на то, что заложен в 1976г., а введен в строй в 1983 г. Правда, нахождение этой ПЛ в строю формально, ее уже собирались разоружать и разбирать в 2017 г. Затем, ввиду постоянно откладывающегося вступления в строй головной АПЛ нового проекта Suffren, перенесли на 2018 г., затем еще и еще, и сейчас вывод из строя намечен на конец этого года. И не исключено, что опять перенесут дату — ведь Suffren даже формально не войдет в строй в этом году.

А вот так Perle выглядела в строю

Предполагается, что возвращенная в строй Perle будет служить до конца десятилетия и будет заменена последней из одноклассников на АПЛ типа Suffren. Сама процедура восстановления выбрана потому, что, как сообщают, требуется сохранить численный состав подводных сил Франции на минимальном уровне.

Нет ничего нового под солнцем

Сама по себе процедура, задуманная с «Жемчугом» (вся серия этих АПЛ названа именами камней: «Рубин», «Сапфир», «Изумруд», «Аметист», исключением является АПЛ «Касабьянка»), в общем, не новость в мировом кораблестроении. Любители истории флота могут вспомнить и подобные операции в американских ВМС во время войны, и и наш крейсер «Молотов» проекта 26бис, к которому взамен сильно поврежденной приварили корму вообще от крейсера другого проекта 68, и он служил потом еще четверть века. Но одно дело — надводный, а другое — подводный корабль. И одно дело — взять корму от нового недостроенного корабля, и другое — нос от лодки, отслужившей 35 лет и списанной, взятой, по сути, со свалки (ну, на свалку она, конечно, не попала). Все же, несмотря на замену оборудования, старый корабль есть старый корабль. Не получится ли так, что «Жемчуг» будет такой же «мертвой душой», как и «Рубин» в последние годы, когда лодка постоянно торчала то в ремонтах, то у пирса? Очень может быть.

Но, видимо, остаться с 4 АПЛ вместо 5 французские адмиралы не хотят. И причин тут много. Даже вступив в строй, Suffren будет первые годы долечиваться от болезней головного корабля. «Рубин» будет списана. Дела с надежностью трех других «рубинчиков» обстоят тоже не очень. Еще когда все 6 «рубинчиков» были в строю, обычно реально в строю находилось то 2, то 3 лодки, то 4. И тут будешь хвататься даже за такие неоднозначные варианты, как восстановление Perle. А то новые АПЛ типа «Барракуда» (Suffren) строятся ужасно медленно и с постоянными сдвигами сроков. Родоначальница класса, например, заложена еще в 2007 г., а в строй войдет в 2021 г., следующая, «Дюгэ-Труэн» , заложена в 2009 г., а в строй войдет, скорее всего, в 2023 г., и так далее, то есть срок постройки получается от 12 до 14 лет, для маленькой, 5300 тонн, АПЛ, мягко говоря, без технологических чудес и прорывов. И сроки могут «плыть» и далее, а боеготовность «рубинчиков» — падать еще более.

Есть и еще один момент: чем меньше в строю останется лодок, тем уже и возможности бюрократического свойства. Одно дело — дивизия из 5-6 субмарин, а другое — из 3-4. Могут и статус эскадры подводных лодок изменить, и штатно-должностную категорию командира изменить. А так в составе формально будет 5 лодок, а сколько из них реально в строю, дело десятое. И опять же подобный подход свойственен, наверное, многим флотам, не исключая и наш. В свое время в строю Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ) сохранялась формально субмарина Б-380 проекта 641Б. Которая еще в 1991 г. была поставлена к стенке для проведения капремонта, который в итоге начался только в 2000 г. И который ни шатко ни валко шел (временами реально шел) до начала этого десятилетия. Пока от траты денег на морально и технически устаревшую субмарину не отказались.

А потом случился возврат Крыма домой, в строй КЧФ начали массово вступать новейшие субмарины пр. 06363, единственная до того боеспособная ПЛ КЧФ «Алроса» Б-871 ушла в ремонт, а про Б-380 подзабыли. Хотя и составляли планы по ее утилизации, не менее рьяно, чем до этого по превращению ее в учебный корабль. Но лодка продолжала занимать древний плавдок ПД-16, вместе с которым и затонула в конце прошлого года, затем всплыла и наконец попала на утилизацию. Как поговаривают, вся эпопея с Б-380 была не только ради списания денежек на работы на ней, а ради другого: нахождение в ремонте второй субмарины позволяло сохранять в составе КЧФ дивизион подлодок с соответствующими должностями.

Есть и еще один момент — финансовый. Работы по отрезке «половинок» от списанной и погорелой лодок и по их воссоединению будут стоить недешево. По сообщениям французских СМИ, затраты на ремонт оцениваются примерно в 120 миллионов евро, или 140 миллионов долларов. Как сообщает Le Monde, при этом МО Франции выплатит 70 миллионов евро, а 50 миллионов евро будут покрыты страховой выплатой. Сумма солидная, и она может еще возрасти, а еще есть сумма на сам капремонт. Списание с утилизацией уж точно таких денег не стоит, а значит, Naval Group был резон уламывать МО Франции на подобную операцию, даже если специалисты считают эту операцию бессмысленной.

Время, однако, покажет, что из этого получится.

Автор:
Я. Вяткин, специально для «Военного обозрения»